Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1–4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико – синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно – осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.
Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах
В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.
Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.
Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.
Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.
В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.
Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.
На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.
Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.
В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование , рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.
Академические, жизненные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:
1 класс
академические:
- организовывать свое рабочее место;
- пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.
жизненные:
- проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
2 класс
академические:
-свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
-различать и знать названия цветов;
-узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
жизненные:
-овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;
-формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-овладение умением вести диалог;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
3 класс
академические:
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
-самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
-правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-делить лист на глаз на две и четыре равные части;
-анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
-различать и называть цвета и их оттенки;
-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
-анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
жизненные:
-овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
-освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
-развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
-формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
-развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
4 класс
академические:
- правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;
- передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;
- подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;
- использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;
- анализ своего рисунка и рисунка товарища;
- употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства .
жизненные:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способностей оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Содержание курса
2 класс
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
3 класс
Декоративное раскрашивание.
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры.
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы.
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
4 класс
Рисование с натуры.
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование.
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы.
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Примерные задания:
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Тематическое планирование 1 класс
Номер пункта |
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
§ 1. Подготовительные упражнения |
|||
1. |
Рисование предметов разной формы и окраски. |
1 |
Рисовать предметы разной формы и окраски. |
2. |
Рисование предметов разной формы и величины. |
1 |
|
3. |
Рисование прямых линий в различных направлениях. |
1 |
Рисовать прямые линии в различных направлениях. |
4. |
Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий. |
1 |
|
5. |
Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет». |
1 |
Рисовать кривые, замкнутые линии. |
6. |
Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары. |
1 |
|
7. |
Предметы разной величины. Шары большие и маленькие. |
1 |
Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур. |
8. |
Рисование предметов круглой, овальной формы. |
1 |
|
9. |
Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы. |
1 |
|
10. |
Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом). |
1 |
Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор. |
11. |
Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе. |
1 |
|
12. |
Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат). |
1 |
|
13. |
Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование. |
1 |
|
14. |
Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата. |
1 |
Делить рисунок на равные части. |
15. |
Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы). |
1 |
|
16. |
Рисование веточки ели. |
1 |
|
§ 2. Рисование с натуры. |
|||
17. |
Рисование с натуры шарфа, шапки. |
1 |
Уметь срисовывать предметы с натуры. Оформлять красками поздравительные открытки. Рисовать рисунки на заданную тему. Оформлять свою работу эстетически красиво. |
18. |
Рисование на тему: «Снеговик». |
1 |
|
19. |
Рисование геометрического орнамента. |
1 |
|
20. |
Рисование игрушки – светофора. |
1 |
|
21. |
Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке. |
1 |
|
22. |
Рисование игрушки – кораблика. |
1 |
|
23. |
Узор для открытки 8 марта. |
1 |
|
24. |
Башенка из строительного материала. |
1 |
|
25. |
Узор в круге. |
1 |
|
26. |
Тематическое рисование «Я ракету нарисую». |
1 |
|
27. |
Узор из треугольников. |
1 |
|
28. |
Рисование праздничного флажка. |
1 |
|
29. |
Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм. |
1 |
|
30. |
Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя». |
1 |
|
31. |
Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке» |
1 |
|
32. |
Рисование на тему: «Здравствуй, лето». |
2 |
|
Всего |
33 |
Тематическое планирование по изо 2 класс
Номер пункта |
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
||
§1. Рисование с натуры. |
12ч. |
||||
1 |
Рисование с натуры овощей. |
1 |
Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. |
||
2 |
Рисование с натуры фруктов. |
1 |
|||
3 |
Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор. |
1 |
|||
4 |
Рисование с натуры веточки ели. |
1 |
|||
5 |
Рисование с натуры праздничных флажков. |
1 |
|||
6 |
Рисование с натуры елочных игрушек. |
1 |
|||
7 |
Рисование с натуры рамки для картин. |
1 |
|||
8 |
Рисование с натуры игрушки рыбки. |
1 |
|||
9 |
Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве. |
1 |
|||
10 |
Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность» |
1 |
|||
11 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. |
1 |
|||
12 |
рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. |
1 |
|||
§2. Декоративное рисование |
14ч. |
||||
13 |
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). |
1 |
Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. |
||
14 |
Самостоятельное составление узора в полосе. |
1 |
|||
15 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. |
1 |
|||
16 |
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. |
1 |
|||
17 |
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы. |
1 |
|||
18 |
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. |
1 |
|||
19 |
Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. |
1 |
|||
20 |
Рисование в квадрате узора из веточек ели. |
1 |
|||
21 |
Рисование узора из снежинок. |
1 |
|||
22 |
Узор в полосе для косынки в треугольной форме. |
1 |
|||
23 |
Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг – готовая форма). |
1 |
|||
24 |
Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы. |
1 |
|||
25 |
Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур. |
1 |
|||
26 |
Оформление открытки «Ракета летит». |
1 |
|||
§3. Рисование на темы. |
8ч. |
||||
27 |
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках. |
1 |
Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около). |
||
28 |
Рисование на тему снеговики. |
1 |
|||
29 |
Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам. |
1 |
|||
30 |
Рисование на тему «наша армия родная» |
||||
31 |
Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей. |
1 |
|||
32 |
Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями. |
1 |
|||
33 |
Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками). |
1 |
|||
34 |
Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова. |
1 |
|||
Всего |
34 ч. |
Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса
Номер пункта. |
Содержание материала. |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий). |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12. 13 14 15 16 17 18 19. 20 21. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 |
Рисование осенних листьев. Рисование узора в полосе из листьев. Рисование с натуры ветки дерева . Рисование яблока, груши , морковки . Рисование флага России. Рисование доски для резания овощей. Рисование шахматного узора в квадрате. Рисование геометрического орнамента в круге. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика. Узор для гжельской тарелки Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование с натуры двухцветного мяча. Рисование узора в полосе Рисование на тему «Нарядная елка». Беседа по картинам на тему «Зима» Рисование узора на рукавичке . Рисование симметричного узора по образцу . Рисование с натуры постройки домика Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры детской лопатки. Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование на тему «Елка зимой в лесу» Рисование поздравительной открытки. Рисование игрушки вертолета Рисование по образцу орнамента из квадратов Рисование узора из растительных форм в полосе. Рисование весенней веточки (Верба) Рисование орнамента из квадратов. Рисование на тему: «Деревья весной» Рисование на тему «Праздник победы» Рисование куста земляники с цветами |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги . Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне). Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики). Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки. Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) Знать правила построения узора Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке. Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. Элементарно обосновывать высказанное суждение. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. Уметь выражать свои мысли. Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете Устно описывать объекты наблюдения. Знать правила построения узора на листе бумаги. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта) Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей. Знать о работе художника, её особенностях. Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине. Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии. Знать элементарные правила изображения деревьев. Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное. |
Всего |
34 |
Тематическое планирование 4 класс
Номер пункта |
Содержание материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
§ 1. Рисование с натуры. |
15 |
Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг. Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком. |
|
|
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). |
1 |
|
|
Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). |
1 |
|
|
Рисование с натуры ветки рябины. |
1 |
|
|
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) |
1 |
|
|
Рисование с натуры игрушки – автобуса. |
1 |
|
|
Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). |
1 |
|
|
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) |
1 |
|
|
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). |
1 |
|
|
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). |
1 |
|
|
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). |
1 |
|
|
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
1 |
|
|
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). |
1 |
|
|
Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). |
1 |
|
|
Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа) |
1 |
|
|
Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт) |
1 |
|
§ 2. Декоративное рисование. |
10 |
Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. |
|
|
Составление узора в квадрате из растительных форм. |
1 |
|
|
Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). |
1 |
|
|
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. |
1 |
|
|
Роспись богородской игрушки. |
1 |
|
|
Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома». |
1 |
|
|
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). |
1 |
|
|
Декоративное рисование панно «Снежинки». |
1 |
|
|
Декоративное рисование открытки к 8 Марта. |
1 |
|
|
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). |
1 |
|
|
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. |
1 |
|
§ 3. Рисование на тему. |
9 |
Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
|
|
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). |
1 |
|
|
Рисование на тему «Моя любимая игрушка». |
1 |
|
|
Рисование на тему «Городской транспорт». |
1 |
|
|
Рисование на тему «Зимние забавы детей» |
1 |
|
|
Рисование на тему: «День защитника Отечества». |
1 |
|
|
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») |
1 |
|
|
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). |
1 |
|
|
Рисование на тему «Здравствуй, лето!» |
1 |
|
|
Рисование на тему «Космические корабли в полете» |
1 |
|
Всего |
34 |
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
- «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.