12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
1

Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико – синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно – осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.

Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах

В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.

Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.

Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.

Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.

В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.

В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование , рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.

Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

1 класс

академические:

- организовывать свое рабочее место;

- пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;

- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран­даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- применять основные средства художественной вы­разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па­мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

- рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.

жизненные:

- проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

- выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- стремление ис­пользовать художественные умения для создания красивых ве­щей или их украшения.

2 класс

академические:

-свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

-различать и знать названия цветов;

-узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

жизненные:

-овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;

-формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-овладение умением вести диалог;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

3 класс

академические:

-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо­ложения изображаемого;

-самостоятельно размещать изображение отдельно взято­го предмета посередине листа бумаги;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

-правильно распределять величину изображения в зави­симости от размера листа бумаги;

-делить лист на глаз на две и четыре равные части;

-анализировать с помощью учителя строение предмета;

-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

-в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели­чине;

-различать и называть цвета и их оттенки;

-узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе­ственных картин характерные признаки времен года, пере­даваемые средствами изобразительного искусства;

-анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме­чать в работе достоинства и недостатки.

жизненные:

-овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

-освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

-развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

-формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

-развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

4 класс

академические:

- правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

- использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;

- передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;

- подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;

- использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;

- анализ своего рисунка и рисунка товарища;

- употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства .

жизненные:

-  умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способностей оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Содержание курса

2 класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

3 класс

Декоративное раскрашивание.

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти­тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто­рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен­тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле­ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред­меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме­нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде­лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб­ражения нескольких предметов, объединяя их общим со­держанием; располагать изображения в определенном по­рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю­дая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук­циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст­ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ­ные времена года.

4 класс

Рисование с натуры.

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы.

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания:

      Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
      Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
      Рисование с натуры ветки рябины.
      Составление узора в квадрате из растительных форм.
      Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
      Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
      Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
      Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
      Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

      Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
      Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
      Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
      Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
      Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Декоративное рисование панно «Снежинки».
      Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
      Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
      Рисование с натуры раскладной пирамидки.
      Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
      Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
      Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
      Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
      Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

  Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
      Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
      Рисование на тему «Космические корабли в полете».
      Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
      Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
      Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
      Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
      Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

 

Тематическое планирование 1 класс

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§ 1. Подготовительные упражнения

   

1.

Рисование предметов разной формы и окраски.

1

Рисовать предметы разной формы и окраски.

2.

Рисование предметов разной формы и величины.

1

3.

Рисование прямых линий в различных направлениях.

1

Рисовать прямые линии в различных направлениях.

4.

Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий.

1

5.

Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет».

1

Рисовать кривые, замкнутые линии.

6.

Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары.

1

7.

Предметы разной величины. Шары большие и маленькие.

1

Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур.

8.

Рисование предметов круглой, овальной формы.

1

9.

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

1

10.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом).

1

Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор.

11.

Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

1

12.

Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат).

1

13.

Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование.

1

 

14.

Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата.

1

Делить рисунок на равные части.

15.

Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы).

1

 

16.

Рисование веточки ели.

1

 

§ 2. Рисование с натуры.

   

17.

Рисование с натуры шарфа, шапки.

1

Уметь срисовывать предметы с натуры.

Оформлять красками поздравительные открытки.

Рисовать рисунки на заданную тему.

Оформлять свою работу эстетически красиво.

18.

Рисование на тему: «Снеговик».

1

19.

Рисование геометрического орнамента.

1

20.

Рисование игрушки – светофора.

1

21.

Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке.

1

22.

Рисование игрушки – кораблика.

1

23.

Узор для открытки 8 марта.

1

24.

Башенка из строительного материала.

1

25.

Узор в круге.

1

26.

Тематическое рисование «Я ракету нарисую».

1

27.

Узор из треугольников.

1

28.

Рисование праздничного флажка.

1

29.

Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм.

1

30.

Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя».

1

31.

Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке»

1

32.

Рисование на тему: «Здравствуй, лето».

2

 

Всего

33

 

Тематическое планирование по изо 2 класс

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Рисование с натуры.

12ч.

 

1

Рисование с натуры овощей.

1

Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

2

Рисование с натуры фруктов.

1

3

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор.

1

4

Рисование с натуры веточки ели.

1

5

Рисование с натуры праздничных флажков.

1

6

Рисование с натуры елочных игрушек.

1

7

Рисование с натуры рамки для картин.

1

8

Рисование с натуры игрушки рыбки.

1

9

Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве.

1

10

Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность»

1

11

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

12

рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

1

§2. Декоративное рисование

14ч.

 

13

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

1

Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

14

Самостоятельное составление узора в полосе.

1

15

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

16

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

1

17

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

1

18

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

1

19

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

1

20

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

1

21

Рисование узора из снежинок.

1

22

Узор в полосе для косынки в треугольной форме.

1

23

Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг – готовая форма).

1

24

Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

1

25

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

1

26

Оформление открытки «Ракета летит».

1

§3. Рисование на темы.

8ч.

 

27

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

1

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

28

Рисование на тему снеговики.

1

29

Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам.

1

30

Рисование на тему «наша армия родная»

 

31

Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей.

1

32

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями.

1

33

Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками).

1

34

Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова.

1

 

Всего

34 ч.

 

 

Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса

Номер пункта.

Содержание материала.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12.

13

14

15

16

17

18

19.

20

21.

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33-34

Рисование осенних листьев.

Рисование узора в полосе из листьев.

Рисование с натуры ветки дерева .

Рисование яблока, груши , морковки .

Рисование флага России.

Рисование доски для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование геометрического орнамента в круге.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Узор для гжельской тарелки

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему «Зима»

Рисование узора на рукавичке .

Рисование симметричного узора по образцу .

Рисование с натуры постройки домика

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры детской лопатки.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Рисование поздравительной открытки.

Рисование игрушки вертолета

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование весенней веточки (Верба)

Рисование орнамента из квадратов.

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему «Праздник победы»

Рисование куста земляники с цветами

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций.

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги .

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии.

Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Знать правила построения узора

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке.

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное.

 

Всего

34

 



Тематическое планирование 4 класс

Номер

пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

§ 1. Рисование с натуры.

15

Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком.

 

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1

 

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

 

Рисование с натуры ветки рябины.

1

 

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

 

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

 

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

 

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

1

 

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1

 

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1

 

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

 

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

 

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

1

 

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1

 

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа)

1

 

Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)

1

§ 2. Декоративное рисование.

10

Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

 

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

 

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

 

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

 

Роспись богородской игрушки.

1

 

Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома».

1

 

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

 

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

 

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

 

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

 

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1

§ 3. Рисование на тему.

9

Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

 

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

 

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

 

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

 

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1

 

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1

 

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

 

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

 

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

1

 

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1

 

Всего

34

 


 

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.