Конспект коррекционно-развивающего занятия по логопедии в форме квест-игры «Словесный лабиринт», (для 2 класса коррекционной школы)
Технологическая карта занятия.
Тема занятия |
Квест-игра «Словесный лабиринт»
|
||
Тип занятия |
Обобщающее
|
||
Цель |
Закрепление и обобщение навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов
|
||
Задачи |
Коррекционно-образовательные: Формирование навыка звукобуквенного анализа слов. Формирование слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование графо-моторных навыков . Коррекционно-развивающие: Расширять словарный запас учащихся, развивать внимание. Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза. Развивать фонематический слух. Развивать мышление, внимание и память. Развивать коммуникативные навыки учащихся. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала. Воспитывать настойчивость, целеустремленность Воспитывать взаимовыручку, эмпатию.
|
||
Цель деятельности педагога |
Помочь учащимся обобщить знания и навыки звукобуквенного анализа слов |
||
Необходимое оборудование |
Компьютер, интерактивная доска, презентация квест-игры |
||
Дидактическое обеспечение |
Пособия-мельницы для дыхательной гимнастики, зеркала для артикуляционной гимнастики, набор разноцветных кубиков льда для пальчиковой гимнастики, массажные мячики су-джок, таблицы, записки в конвертах. |
||
Планируемые результаты |
Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание узнавать новое; - проявлять самостоятельность в деятельности; - формировать позитивную самооценку; Предметные: - анализировать состав слова и производить отбор нужного материала; - использовать выразительные средства языка; - расширять словарный запас учащихся; - углубить знания детей о звукобуквенном и слоговом составе слова |
||
УУД |
Регулятивные: - соотносить то, что уже известно и усвоено с тем, что понадобится для выполнения заданий урока. - анализировать слова с целью обобщения навыка; - контролировать процесс и результаты своей деятельности; - сравнивать свою деятельность на уроке с деятельностью других учащихся. Познавательные: - понимать предлагаемый план действий; - выделять существенную информацию; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - осуществлять анализ, сравнение, группировку материала; - владеть умением проверять написанное; - осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные: -выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - соблюдать правила общения; - участвовать в коллективном диалоге; - слушать и понимать других; - строить понятные высказывания. |
||
Формы и методы обучения |
Метод сотрудничества, метод конструирования слов и предложений, анализ и синтез, метод сопоставления, беседа, игра. |
||
Формы организации деятельности учащихся |
Групповая, индивидуальная |
||
Пропедевтическая работа |
Базовый компонент. 1. Умение отличать слова от слогов и звукосочетаний. 2. Умение составлять из букв слоги, из слогов слова. 3. Владение звукобуквенным анализом двусложных и трёхсложных слов. 4. Индивидуальные занятия с учащимися. 2 группы учащихся для разноуровневых заданий по делению слов на слоги, дифференциации гласных и согласных, по определению количества букв и звуков в словах, по составлению предложений из данных слов
|
||
Структура занятия |
1 этап Организационно-мотивационный. Постановка цели и задач урока ( пробуждение интереса и мотивация), готовность учащихся к уроку, позитивный настрой. 2 этап Реализационно-деятельностный. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Разминка для пальчиков. Практическая деятельность учащихся по обобщению знаний и навыков в форме квест-игры. Работа в тетрадях, устные ответы, упражнения, задания. 3 этап Рефлексия. Оценка результатов достигнутого на занятии, осуществление анализа собственной деятельности.
|
||
Этапы занятия |
|||
Организационно-мотивационный |
|||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
||
Учитель-логопед приветствует учащихся, настраивает детей на работу; вводит в атмосферу необычности проведения занятия в форме игры- поиски клада, сообщает цель занятия. Цель занятия: повторить и закрепить навыки работы со словом: умение определять количество звуков и букв, количество слогов, составлять из слогов слова. Организует работу с классом во фронтальном режиме, актуализирует уже имеющиеся у учеников знания по данной теме.
|
Учащиеся отвечают на приветствие учителя, настраиваются на совместную деятельность, принимают целевую установку на занятие, планируют свою деятельность. |
||
Реализационно-деятельностный |
|||
1 Выполнение коррекционных логопедических разминок. Учитель сообщает о проведении дыхательной, артикуляционной и пальчиковой разминок. Дыхательная гимнастика -упражнение «Подуй на мельницу» - упражнение «Самолеты на взлетной полосе» -упражнение «Дудочка»
Артикуляционная гимнастика. -упражнение «Улыбка» -упражнение «Почистим зубы» -упражнение «Лопатка» -упражнение «Чашечка» -упражнение «Забор»
Разминка для пальчиков осуществляется с помощью фигурок из льда. Учитель-логопед объясняет как нужно выполнять упражнения. Каждое упражнение с льдинками чередуется с упражнением с мячиком су-джок терапии. -упражнение «Найди игрушку в бассейне с ледяными шариками»(5-8сек) -выложи цветок из ледяных фигурок(10-15 сек) Подготовка рабочих тетрадей, запись числа. |
Выполнение дыхательной гимнастики. Учащиеся берут пособия- мельницы с пластмассовым кружком внутри, делают короткий вдох и длинный выдох так, чтобы кружок раскрутился. Упражнение 2 выполняется с пособием из бумаги и картона, делают длинный выдох так, чтобы самолетики взлетели. Упражнение 3 выполняется с игрушками-дудочками, выдохнуть сильно, чтобы появился звук. Выполнение артикуляционной гимнастики. Учащиеся берут индивидуальные зеркала и выполняют разминку. - губы в широкой улыбке - язык чистит верхние и нижние зубы - широкий язык лежит на нижней губе - широкий язык поднимается за верхние зубы -губы в улыбке, зубы плотно сжаты, язык касается нижних резцов. Выполнение разминки для пальчиков. Учащиеся погружают обе руки в бассейн с ледяными фигурками, ищут среди них игрушку Затем учащиеся берут массажные мячики су-джок и разогревают пальчики, ладони. Упражнение 2- выкладывание цветка из разноцветных ледяных фигурок. Упражнения с массажными мячиками. Учащиеся записывают число в тетрадях, вспоминают время года, месяц года, день недели. |
||
Практическая деятельность учащихся в форме квест-игры.
|
|||
Учитель-логопед знакомит учащихся с правилами игры. Необходимо найти и прочитать три записки, которые приведут к кладу. За выполненные правильно задания учащиеся получают жетоны. О выполнении задания необходимо сигнализировать зеленым кружком. Если ученик не справляется с заданием, он поднимает красный кружок, ему оказывают помощь учащиеся, или учитель. Слайд1.Работа с картой. На экране план логопедического кабинета, красным флажком отмечена записка. Учитель предлагает учащимся определить, где находится записка, совещаться, организует на совместную деятельность
Слайд 2 Задания 1 уровня. Учитель-логопед просит учащихся прочитать на экране задание 1. Организует учащихся на письменную работу в тетрадях
Учитель-логопед проверяет правильность выполнения задания и раздает жетоны. Слайд 3 Задания 1 уровня Учитель-логопед просит учащихся прочитать на экране задание 2. Учитель и учащиеся проверяют правильность выполнения задания и учащиеся получают жетоны. Слайд 4 Открывается карта- план логопедического кабинета с красным конвертом- запиской №2 Учитель дает задание определить по карте местонахождение записки№2, организует учащихся на совместную деятельность. Слайд 5,6. Учитель-логопед просит учащихся прочитать на экране задания второго уровня После проверки выполненных заданий 2 уровня учитель-логопед раздает жетоны.
Учитель объявляет физ. минутку. Предлагает провести ее одному из учеников по желанию.
Слайд 7. Открывается карта- план кабинета с красным конвертом- запиской №3 Учитель дает задание определить по карте местонахождение записки№3, организует учащихся на совместную деятельность. Слайд 8, 9 Учитель просит учащихся прочитать на экране задания третьего уровня Учитель-логопед совместно с учащимися осуществляют проверку заданий, раздает жетоны
Слайд 10 Открывается карта-план кабинета с указанием местонахождения клада. Учитель предлагает детям определить местонахождение клада, совещаться, организует на совместную деятельность
|
Учащиеся внимательно выслушивают правила игры, выбирают капитана, который будет вскрывать и читать конверты с записками.
Слайд 1. Учащиеся рассматривают план кабинета, совещаются, определяют, где находится записка№1 и поручают капитану команды достать ее из указанного на карте места. Капитан читает записку, дети узнают, что следующую записку найдут после выполнения заданий 1 уровня. Слайд 2. Учащиеся читают 1 задание- из первых букв названий картинок составить слова и выполняют это задание в тетрадях. Поднимают зеленый кружок готовности. В ходе проверки учащиеся исправляют ошибки. Слайд 3 Учащиеся читают 2 задание- найти среди ряда букв спрятавшиеся слова и выписать их в тетрадь. Учащиеся выполняют и сигнализируют о выполнении или затруднении.
Слайд 4. Учащиеся рассматривают план кабинета, совещаются, определяют местонахождение записки. Капитан команды читает записку. Необходимо выполнить задания 2 уровня.
Слайд 5 , 6 Учащиеся читают задания второго уровня-составить из букв слова, выполняют задание в тетрадях и сигнализируют о выполнении или затруднении. После проверки заданий получают жетоны за правильное выполнение. Учащийся выходит перед классом и проводит физпаузу. «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился ввысь - и полетел ( Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения).
Слайд 7. Учащиеся рассматривают карту, определяют местонахождение записки№3. Капитан открывает конверт и читает о том, что нужно выполнить задания 3 уровня, чтобы узнать, где находится клад. Слайд 8 Учащиеся читают задание1- вставить гласные буквы и разгадать кроссворды. Получившиеся слова учащиеся записывают в тетради и сигнализируют о выполнении задания. После проверки задания получают жетоны Слайд 9 Учащиеся выполняют задание2 третьего уровня- составить из слогов слова. Полученные слова записывают в тетради. После проверки задания получают жетоны Слайд10 Учащиеся рассматривают карту, совещаются, определяют местонахождение клада и поручают капитану достать клад. |
||
Рефлексия |
|||
Организует подведение итогов занятия. Вопросы - достигнута ли цель занятия? -что больше всего запомнилось из занятия? - какие задания были самыми интересными? -какие затруднения испытывали? Организует подсчет жетонов и награждение победителей, активных участников игры |
Осознанно и произвольно отвечают на поставленные вопросы Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате |
||
Квест-игра "Словесный лабиринт"
PPTM / 1.25 МбКвест-игра "Словесный лабиринт"
PPTM / 1.25 Мб