Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Д. Дронова с. Троицкого
Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания
Конспект урока по изобразительному искусству в 1-в классе
по теме «Дом снаружи и внутри.
Рисуем домики для сказочных героев»
Выполнила: Кравченко Наталья Валентиновна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории,
МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза
Н.Д. Дронова с. Троицкого
Моздокского района РСО – Алания.
2018г
Урок 20
Дом снаружи и внутри.
Рисуем домики для сказочных героев
Образовательные ресурсы:
художественные материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага;
литературный ряд: описания сказочных городков;
музыкальный ряд: музыка к мультфильму «Чиполлино», к балету «Чиполлино» К. Хачатуряна;
зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; детские книги с изображением жилищ сказочных героев.
План урока
1. «Сказочные домики». Показ иллюстраций к сказкам.
2. «Братья-мастера строят дом для сказочного героя». Творческая практическая деятельность учащихся.
3. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: формировать представления о существовании различных типов построек; развивать способности к творческому самовыражению.
Задачи художественного развития учащихся:
формировать эстетическое отношение к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
познакомить детей со взаимосвязью жилья с народными традициями и природными условиями;
развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира, способность удивляться и радоваться его красоте.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создает рисунок необыкновенного сказочного домика для любимого сказочного героя, используя выразительные свойства художественного материала (гуаши или акварели); оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает значение и роль трех видов художественной деятельности – изображения, украшения, постройки – в жизни каждого человека и общества.
Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цвет и форму для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Личностные УУД.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
– Сегодня на уроке вы будете рисовать домик для сказочного героя.
III. «Домики из сказки». Введение в тему урока.
1. Эвристическая беседа.
Познавательные и коммуникативные УУД.
– На нашей выставке много книг. Скажите, как они называются, известны ли вам действующие в них лица и герои.
– Вспомните, в каких домиках они жили. (Это сказка «Лиса и заяц». Лиса жила в ледяной избушке, а заяц – в лубяной.)
– А это какая сказка? (Иллюстрации к сказке «Теремок».)
– Почему она так называется?
– Из чего построен теремок?
– Вспомните, из чего был сделан дворец Снежной королевы, опишите его внешний вид.
– Отгадайте, из какой сказки эти строчки. Кто их автор?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…
(А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
– Где жили сначала старик со старухой? (В землянке.)
– Где они жили потом, когда старик просил рыбку выполнять желания старухи? (В избе, в тереме, в царских палатах, потом опять в землянке).
Мультимедийная презентация.
– Отгадайте, о ком говорится в стихотворении:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка).
– Кто помнит, в каком домике он жил? (В телефонной будке.)
– Посмотрите в книге эскизы к мультфильму «Крокодил Гена и Чебурашка».
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 74–75. Изображенные домики придумали и нарисовали известные художники. Назовите сказки, к которым нарисованы эти жилища, их обитателей – главных героев.
– Опишите домик Винни-Пуха.
Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике, описывают цвет, форму, высоту сказочных домиков.
Регулятивные УУД.
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так. Наклоны головы в разные
Налево раз! Направо раз! стороны.
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла… Дети вытягивают руки, плавно
Мы тоже можем так. поднимают и опускают их.
IV. Педагогический рисунок.
Познавательные УУД.
Последовательность действий:
1) Подумаю о расположении рисунка на листе. Для задуманного домика лучше расположить лист горизонтально.
2) Намечаю высоту своего будущего дома.
3) Продолжаю работу: рисую стены, крышу, колонны, купола на крыше этого дома, красивые резные окна. Окна украшу орнаментом. Это мы с вами уже умеем.
4) Приступаю к работе с гуашевыми красками. Мне хочется украсить свой дом яркими красками и растительным орнаментом.
5) Мелкие детали прорисовываю тонкой кисточкой.
6) Возле дома нарисую различные деревца, а также радостное солнце, облака.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
– Нарисуйте необыкновенные сказочные дома для героев из разных книг и мультфильмов и украсьте их, используя акварель или гуашь. Помогут вам три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Расскажите, для кого вы построили эти дома. Кто в них будет жить?
– Почему раскрасили именно так?
2. Обобщение.
– Чему вы учились сегодня на уроке? (Рисовать и украшать сказочные дома.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.