Публикация «Рисуем на уроках: из опыта работы учителя-словесника»
Детей с художественно-эстетическим типом одарённости легко узнать по желанию рисовать — на полях тетради, черновиках и даже бланках для репетиционного экзамена. Совсем не значит, что эти ученики не слушают или не воспринимают учебный материал, просто так им легче сконцентрироваться на задании, переключиться с одного вида работы на другой, выразить свои мысли или чувства, при этом значительно снижается уровень тревожности.
Я заметила, что чаще всего подростки рисуют в момент формулировки ответа на вопрос, в процессе прослушивания лекции или аудиофрагмента. Поэтому за разрисованные поля не ругаю, а стараюсь включать в задания работу с изображением: например, создать портрет персонажа по цитатному описанию, проиллюстрировать эпизод, изобразить портрет суффикса или приставки, создать в группе комикс или интеллект-карту.
Например, с 6-тиклассниками за несколько уроков разработали комикс по «Сказанию о Кише» Джека Лондона — отобрали в процессе изучения эпизоды с участием главного героя, продумали структуру и логику будущей работы, разделились на группы и начали творить! Цитаты для комикса и стиль рисунков ребята выбирали самостоятельно. В итоге каждая из групп защитила уникальный мини-проект.
С учениками мы придумываем театральные афиши, рисуем книжные деревья, пробуем силы в графической поэзии и леттеринге. Такие задания помогают раскрыть творческие способности ребят!
Так, с 7-классниками поработали с определением слова «счастье» на уроках родной литературы. Сначала обсудили представления героини рассказа, а затем попробовали поделиться своими мыслями — фокусируя внимание на деталях, нарисовать с помощью слов образ счастья. Получилось очень интересно! В работу были вовлечены все. Кто-то из ребят, вспомнив о фигурной поэзии, использовал в ответе геометрические формы, кто-то попробовал свои силы в леттеринге — искусстве художественного прорисовывания букв.
Работа с изображением оживляет процесс урока! Во время рисования развивается мелкая моторика, улучшается память, а ещё, как утверждают психологи, так легче бороться со стрессом.
А вы рисуете на уроках? Попробуйте определить, какое задание мы тоже решили оживить с помощью рисунка!
Пермякова Ольга Анатольевна
Просвирнина Елена Николаевна