Родина-это я и ты

0
0
Материал опубликован 10 April










Проект по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста


Тема: «Родина – это я и ты»

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь-май)







Воспитатель МБДОУ ЦРР ДС Сказка

Г.Мичуринск

Абрамова Ольга Анатольевна



2025г


Проект по патриотическому воспитанию

«Родина – это я и ты»


 

Любовь к своей семье – это нравственное воспитание детей.  Воспитание нравственно-патриотического чувства у дошкольников – процесс сложный и длительный. Гражданственность, патриотизм являются национальной особенностью нашего народа. Родина – это место где родился и где живет человек.

 

Актуальность:

Воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. 

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Наша страна велика, но человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором.

Проблема: Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине были упущены многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования.. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края. 

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: 

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; 

- воспитание патриотов России.

Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу. 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. И поэтому, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родина – это я и ты»


Цель проекта:

- Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта: 

- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу. 

- Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.

- Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.

- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 

- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

- Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.


Принципы решения задач проекта:

- Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)

- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

- Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

- Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй.

Вид проекта: информационно-практический

Участники проекта: 

- Воспитанники ДОУ

- Педагоги ДОУ

- Родители

- Соцпартнеры

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный. 

Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2.Основной. 

Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Заключительный. 

Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта: 

- интерес детей и родителей к проблеме; 

- методические разработки, 

- интеграция образовательных областей

Предполагаемые результаты:

Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, родительсктх собраниях, других видах деятельности. 

Умение выражать собственное мнение, анализировать, оказывать посильную помощь. 

Освоение доступных знаний об истории Родины. 

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Привлечение к работе по проекту родителей , и их активное участие.

 

Гипотеза:

В ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Это значит, можно считать, что цель и задачи проекта будут достигнуты. 

Работа по реализации проекта ведётся в трех направлениях:

- Работа с детьми;

- Работа с родителями;

- Работа с педагогами;

Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:

-ООД;

- краеведо- исторические материалы;

-чтение художественной литературы;

- народные игры, досуги, развлечения;

- продуктивная деятельность детей и родителей.


Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

-анкетирование;

-родительские собрания;

-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

-участие в конкурсах творческого мастерства;

-консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей;

Проект долгосрочный(Сентябрь - май):

Содержание работы над проектом по этапам:

1-этап – подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы, родительское собрание.

2-этап – основной. Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.


Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

«День знаний»

Формировать представление о школе. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми.

Экскурсия на школьную линейку в СОШ 1( чтение стихов)

С/р игра «Школа»

Исполнение песен о д/с.

Чтение стихов А.Барто о школе.

СЕНТЯБРЬ

«День города»

Познакомить с достопримечательностями города.

Воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании   «Дня садовода»

Экскурсия по городу и ярмарку (с родителями).   

Рассматривание фотоальбома по теме « Мичуринск -Наукоград.

Конкурс рисунков «Мой город » Фотоконкурс «Мое любимое место в городе»

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о Древо рода моего. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей.

Составление « Древо моей семьи». Чтение Я.Аким

«Кто кому кто»

Д/игра «Назови ласково»

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»

Беседа «Что такое дружба»

Исполнение песен о дружбе

ОКТЯБРЬ

«День пожилого человека»


Формировать представление о мире семьи, обобщить знания о старших поколениях в семье, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.


Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»

С/р игра «Семья»

Рисование «Мои дедушка и бабушка»- открытка к дню пожилого человека, «Моя семья».

Беседа о родственниках более старшего поколения.


Осенний праздник «Покровская ярмарка»

Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Беседа о народных традициях.   

 Рисование «Ярмарка» 

Конкурс творческого мастерства «Покровские мотивы»

«Песня белых журавлей»

Формировать патриотические чувств. Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям .

Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков»

Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»

Мероприятие «Белый журавлик-Солдат мира» к 22 октября - памяти Р.Гамзатова

Продуктивная деятельность : оригами «Белый журавлик»

«Экологический досуг»

Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к творческой работе с бросовым материалом.

Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов   

 Беседа о народных приметах и пословицах об осени.

Конкурс-дефиле «Экокостюм из бросового материала»

Ноябрь

«Мы едины»

Расширять знания детей о важных событиях в нашей стране. Воспитывать уважение к людям и памятным датам страны. Формирование патриотических чувств у дошкольников.

Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря»

Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца»

Презентация «День народного единства»

Украшение на окна к празднику.- аппликация- оригами.


Праздник «День матери»

Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить заботу мамы о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.

Беседы: «С мамой тепло, а без мамы как травинка на ветру»

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

Спортивный досуг «Сильные и смелые»

Развивать физические качества: силу, ловкость,  быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.

Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России.

Беседы: «Защитники -это люди из «стали»», Наша Родина – Россия»

Рассказы пап о службе в армии.


« За нами Москва»

Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства.


Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» участие в региональном конкурсе

Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе»

Чтение «Мешок овсянки А.Митяев

Выставка работ « Битва под Москвой»

Декабрь

«Мои права и обязанности»

Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать  прививать детям патриотические чувства. Воспитывать у детей чувство ответственности в семье.

Беседа об обязанностях ребенка в семье.

Чтение  р.н.сказок.

Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? «Заюшкина избушка» , «Буратино», « Гуси-лебеди» и т.д.

«Новогодний каледоскоп»

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов встречать Новый год.

Чтение р.н. сказки «Снегурушка»

Чтение загадок о зиме.

Рисование «Новогодний праздник в детском саду», «Рождество»

Конкурс творческого мастерства совместно с родителями.

Аппликация- оригами «Новогодняя ёлка»

« День Конституции РФ»

Знакомить дошкольников с официальными символами России. Воспитывать желание узнать историю страны. Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес  к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства.

Презентация «Символы России». Подготовка к открытому занятию по ДОУ « Моя Родина- Россия». Подготовка оформления группы, атрибутов к занятию, заучивание стихов, пословиц о Родине. Беседа с использованием иллюстраций.

Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»

Аппликация «Белая березонька»

Январь

Развлечение «Рождественские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям  и культуре России

Пение р.н.песен, частушек, колядок.

Народные игры.

«Блокада Ленинграда»

Дать детям элементарные представления о блокаде Ленинграда, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства.

Презентация «Ленинград-город герой»

Чтение рассказов о героях ВОВ.

Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»

Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны.

Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки

Инсценировка р.н.сказки «Снегурочка»

Чтение р.н.сказок.

Февраль

«День российской науки»

Закреплять знания детей о научных достижениях и людях науки России. Формировать элементарные представлении о научных открытиях русских ученых и уважительное отношение к их труду.

ООД

Презентация «Русские ученые»

Опыты с магнитом. Электричество из фруктов.

«Москва – главный город страны»

Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

ООД          

Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве) 

Книжная выставка  «Москва – главный город страны»

«Защитники Отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях ,  развивать патриотические чувства, прививать желание порадовать родного человека.

Беседа «Защитники Родины»

Конкурс чтецов патриотических стихов.

Создание видеоролика для родителей с поздравлением от детей «Моему защитнику-Спасибо!»

Конкурс рисунков «Мой папа – тоже был солдатом!»

Аппликация «Открытка для папы»

Развлечение

«Широкая Масленица»

Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. Воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Беседа о народных праздниках.

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. Участие с родителями в городских масленичных развлечениях. Фотовыставка « Ах, блины, блины,блины!»

Март

«Мама-это пуговка на которой все держится»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства

Беседа о маме «Мама – первое слово»

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме»

Разучивание стихов, песен о маме к празднику.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

«Люблю я бабушкины - оладушки»

Показать важность присутствия бабушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к родным людям.

Рассматривание фотографий бабушек в 80-е года. Разучивание стихотворений о них. Подготовка сценки «Бабушки старушки»

Рисование на тему «Моя любимая бабушка»

«Козловские узоры»

Познакомить детей с предметами обихода старого города Козлова: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине.

Посещение детьми  Дома музея Голициных, Герасимова.

Презентация «Козловские узоры», раскраска «Козловское полотенце».

«Крымская весна»

Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества.

Встреча с воспитанниками военно-патриотической школы им. Рогожкина. Беседа «Как научится быть патриотом Родины» 

Участие в спортивных соревнованиях «Зарядка для солдата»

Апрель

День Земли

Развивать интерес и любовь к природе, её красоте. Формировать бережное отношение к всему живому. Воспитывать  чувство гордости за красивые места своей Родины. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Беседа о весне, о народных праздниках.

Разучивание стихов о весне

Рисование «Красота моего города», аппликация « Белая береза», участие в конкурсе «Берегите нашу планету», подготовка к городскому мероприятию «Эколята спасают нашу планету»

«Покорение космоса»


Дать детям представление о космосе, о первом космонавте. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.

ООД

Беседа «Он сказал: «Поехали!»

Презентация «Первые в космосе»

Рисование на данную тему

Конструирование космического корабля из строительного материала.

Бумажное моделирование «Ракета»

«Была война-была Победа»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование  фотографий орденов и медалей.

Чтение художественной литературы о войне.

Аппликация «Праздничная открытка для ветерана»

Акция «Окна Победы»

Май

«День Победы – праздник со слезами на глазах»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

ООД «Мы живы, пока жива наша память»

Рисование «Праздничный салют»

Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Слушание фронтовых песен.

Экскурсия на площадь Славы героям ВОВ

Воспитывать у детей патриотические чувства.


Возложение цветов к мемориалу ВОВ

Беседа «Мы не забудем тех героев»

Рисование «Войне мы скажем нет!»

Оформление выставки книг о войне.

Оформление стенда «Война в истории моей семьи»

«Родина – это я и ты»

Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать  патриотические чувства

Итоговая викторина






Организация работы по патриотическому воспитанию.

Подготовительный этап:

К работе над проектом мы привлекли и родителей. Не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для приобщения к этой теме. После проведения анкетирования провели родительское собрание и консультации по данному вопросу, совместно собирали материалы для стендов на военную тематику, приглашали участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства.

Основной этап: 

На основном этапе работы с детьми проводили ООД по  патриотическому воспитанию. Каждый понедельник прослушивали Гимн России. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства.  Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Дети конструировали военную технику, создавали аппликации и рисунки на военную тематику.

Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
















Перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей подготовительной  группы

 

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Планирование работы с родителями

Анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:

анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; 




сентябрь


Родительские собрания

«Семейные традиции»

2. «Патриотическое воспитание старших дошкольников в семье и ДОУ».


Участие в обсуждении вопросов семейное привитие патриотического воспитания детей


сентябрь

февраль

2. Заседания Круглого стола

Задачи семьи и доу в воспитании патриотизма едины. 

Из чего складывается хорошее воспитание?

ноябрь

март

5. Семейный клуб

Участие родителей в групповых мероприятиях

Ноябрь

март

апрель

май

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы

Семейные проекты:

Открытка и посылка солдату;

След войны в моей семьи.

Встречи с интересными людьми: 

священослужителем

военнослужащим;

ветеранами СВО.

Участие в организации совместных конкурсов творческого мастерства

Осенние  фантазии

Ларец новогодних чудес

Вместе ярче

Дорога глазами детей.

       5.Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу.

      6. Участие в изготовлении поделок для конкурса «Пасха красная» 

       7.Экскурсии по городу.

       8. Возложение цветов на мемориальный памятник на площади «Слава героям ВОВ»                                 

       


Февраль

Май

 
в течение года

в течение года

май

2. Праздники, развлечения

День знаний;

Праздник осени

«День матери»

«Экологический досуг»

«Новогодний утренник»

Досуг «Смелые и сильные»

Военно-патриотическая игра «Зарница”;

Досуг по ПДД»

«Масленица»

Праздник 8 Марта”;

«Праздник весны»

Праздник Победы”;

Здравствуй, лето”.

сентябрь
октябрь
ноябрь               декабрь              декабрь            январь             февраль           февраль             февраль            март                 март                 апрель               май                    июнь

                      

Педагогическое просвещение родителей

Информационная агитация

Тематические выставки: 

Мы будущие первоклассники

Мичуринск-Наукоград;

День садовода

Народные праздники в моем городе

Покровская ярмарка

Мы – едины

Новогодний каледоскоп

Герои моей страны

Города –герои

Дети-герои

История моего города

Земля- наш дом

Права  и обязанности ребёнка

Памятки для родителей: 

«Разговоры о важном (понятия «Родина», «малая Родина», «патриотизм»)?

«Закладываем основы экологической культуры у ребенка»

Известные люди о воспитании любви к Родине

Народая мудрость о воспитании

Выход интернет газеты для родителей на сайте детского сада «Планета детства»

72 «Здоровая семья – здоровые дети»

73 «Маленькие исследователи»

74 «К празднику Победы в Великой Отечественной войне»

75 «Маршрутами малой Родины»

Выставки детских работ.

Рекомендация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.





Сентябрь-Май


Консультации


«Войди в природу другом»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

В течение года

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М.  Мозаика-Синтез 2011г.

2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.

5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.