Родина-это я и ты
Проект по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста
Тема: «Родина – это я и ты»
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Воспитатель МБДОУ ЦРР ДС Сказка
Г.Мичуринск
Абрамова Ольга Анатольевна
2025г
Проект по патриотическому воспитанию
«Родина – это я и ты»
Любовь к своей семье – это нравственное воспитание детей. Воспитание нравственно-патриотического чувства у дошкольников – процесс сложный и длительный. Гражданственность, патриотизм являются национальной особенностью нашего народа. Родина – это место где родился и где живет человек.
Актуальность:
Воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Наша страна велика, но человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором.
Проблема: Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине были упущены многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования.. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России.
Проведенное среди родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает довольно низкий уровень знаний по этому вопросу.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. И поэтому, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родина – это я и ты»
Цель проекта:
- Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
Принципы решения задач проекта:
- Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта:
- Воспитанники ДОУ
- Педагоги ДОУ
- Родители
- Соцпартнеры
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2.Основной.
Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3.Заключительный.
Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей к проблеме;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, родительсктх собраниях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории Родины.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Привлечение к работе по проекту родителей , и их активное участие.
Гипотеза:
В ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Это значит, можно считать, что цель и задачи проекта будут достигнуты.
Работа по реализации проекта ведётся в трех направлениях:
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами;
Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
-ООД;
- краеведо- исторические материалы;
-чтение художественной литературы;
- народные игры, досуги, развлечения;
- продуктивная деятельность детей и родителей.
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
-анкетирование;
-родительские собрания;
-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
-участие в конкурсах творческого мастерства;
-консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
Проект долгосрочный(Сентябрь - май):
Содержание работы над проектом по этапам:
1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы, родительское собрание.
2-этап – основной. Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
«День знаний» | Формировать представление о школе. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми. | Экскурсия на школьную линейку в СОШ 1( чтение стихов) С/р игра «Школа» Исполнение песен о д/с. Чтение стихов А.Барто о школе. | |
СЕНТЯБРЬ | |||
«День города» | Познакомить с достопримечательностями города. Воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании «Дня садовода» | Экскурсия по городу и ярмарку (с родителями). Рассматривание фотоальбома по теме « Мичуринск -Наукоград. Конкурс рисунков «Мой город » Фотоконкурс «Мое любимое место в городе» | |
«Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о Древо рода моего. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. | Составление « Древо моей семьи». Чтение Я.Аким «Кто кому кто» Д/игра «Назови ласково» | |
«Мои друзья» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена» Беседа «Что такое дружба» Исполнение песен о дружбе | |
ОКТЯБРЬ | «День пожилого человека» | Формировать представление о мире семьи, обобщить знания о старших поколениях в семье, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье. | Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня» С/р игра «Семья» Рисование «Мои дедушка и бабушка»- открытка к дню пожилого человека, «Моя семья». Беседа о родственниках более старшего поколения. |
Осенний праздник «Покровская ярмарка» | Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры. | Беседа о народных традициях. Рисование «Ярмарка» Конкурс творческого мастерства «Покровские мотивы» | |
«Песня белых журавлей» | Формировать патриотические чувств. Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям . | Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков» Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину» Мероприятие «Белый журавлик-Солдат мира» к 22 октября - памяти Р.Гамзатова Продуктивная деятельность : оригами «Белый журавлик» | |
«Экологический досуг» | Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к творческой работе с бросовым материалом. | Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов Беседа о народных приметах и пословицах об осени. Конкурс-дефиле «Экокостюм из бросового материала» | |
Ноябрь | «Мы едины» | Расширять знания детей о важных событиях в нашей стране. Воспитывать уважение к людям и памятным датам страны. Формирование патриотических чувств у дошкольников. | Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря» Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» Презентация «День народного единства» Украшение на окна к празднику.- аппликация- оригами. |
Праздник «День матери» | Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить заботу мамы о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким. | Беседы: «С мамой тепло, а без мамы как травинка на ветру» «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Конкурс чтецов «Стихи о маме» | |
Спортивный досуг «Сильные и смелые» | Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем. | Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России. Беседы: «Защитники -это люди из «стали»», Наша Родина – Россия» Рассказы пап о службе в армии. | |
| « За нами Москва» | Дать детям элементарные представления о Великой Битве под Москвой, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства. | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» участие в региональном конкурсе Чтение стихотворений Е.Благининой «Шинель», З.Александровой «Дозор», А.Барто «На заставе» Чтение «Мешок овсянки А.Митяев Выставка работ « Битва под Москвой» |
Декабрь | «Мои права и обязанности» | Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. Воспитывать у детей чувство ответственности в семье. | Беседа об обязанностях ребенка в семье. Чтение р.н.сказок. Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? «Заюшкина избушка» , «Буратино», « Гуси-лебеди» и т.д. |
«Новогодний каледоскоп» | Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов встречать Новый год. | Чтение р.н. сказки «Снегурушка» Чтение загадок о зиме. Рисование «Новогодний праздник в детском саду», «Рождество» Конкурс творческого мастерства совместно с родителями. Аппликация- оригами «Новогодняя ёлка» | |
« День Конституции РФ» | Знакомить дошкольников с официальными символами России. Воспитывать желание узнать историю страны. Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. | Презентация «Символы России». Подготовка к открытому занятию по ДОУ « Моя Родина- Россия». Подготовка оформления группы, атрибутов к занятию, заучивание стихов, пословиц о Родине. Беседа с использованием иллюстраций. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина» Аппликация «Белая березонька» | |
Январь | Развлечение «Рождественские посиделки» | Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России | Пение р.н.песен, частушек, колядок. Народные игры. |
«Блокада Ленинграда» | Дать детям элементарные представления о блокаде Ленинграда, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства. | Презентация «Ленинград-город герой» Чтение рассказов о героях ВОВ. | |
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках» | Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны. | Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки Инсценировка р.н.сказки «Снегурочка» Чтение р.н.сказок. | |
Февраль | «День российской науки» | Закреплять знания детей о научных достижениях и людях науки России. Формировать элементарные представлении о научных открытиях русских ученых и уважительное отношение к их труду. | ООД Презентация «Русские ученые» Опыты с магнитом. Электричество из фруктов. |
«Москва – главный город страны» | Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. | ООД Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве) Книжная выставка «Москва – главный город страны» | |
«Защитники Отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях , развивать патриотические чувства, прививать желание порадовать родного человека. | Беседа «Защитники Родины» Конкурс чтецов патриотических стихов. Создание видеоролика для родителей с поздравлением от детей «Моему защитнику-Спасибо!» Конкурс рисунков «Мой папа – тоже был солдатом!» Аппликация «Открытка для папы» | |
Развлечение «Широкая Масленица» | Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. Воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Беседа о народных праздниках. Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. Участие с родителями в городских масленичных развлечениях. Фотовыставка « Ах, блины, блины,блины!» | |
Март | «Мама-это пуговка на которой все держится» | Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства | Беседа о маме «Мама – первое слово» Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме» Разучивание стихов, песен о маме к празднику. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
«Люблю я бабушкины - оладушки» | Показать важность присутствия бабушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к родным людям. | Рассматривание фотографий бабушек в 80-е года. Разучивание стихотворений о них. Подготовка сценки «Бабушки старушки» Рисование на тему «Моя любимая бабушка» | |
«Козловские узоры» | Познакомить детей с предметами обихода старого города Козлова: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине. | Посещение детьми Дома музея Голициных, Герасимова. Презентация «Козловские узоры», раскраска «Козловское полотенце». | |
«Крымская весна» | Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества. | Встреча с воспитанниками военно-патриотической школы им. Рогожкина. Беседа «Как научится быть патриотом Родины» Участие в спортивных соревнованиях «Зарядка для солдата» | |
Апрель | День Земли | Развивать интерес и любовь к природе, её красоте. Формировать бережное отношение к всему живому. Воспитывать чувство гордости за красивые места своей Родины. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. | Беседа о весне, о народных праздниках. Разучивание стихов о весне Рисование «Красота моего города», аппликация « Белая береза», участие в конкурсе «Берегите нашу планету», подготовка к городскому мероприятию «Эколята спасают нашу планету» |
«Покорение космоса» | Дать детям представление о космосе, о первом космонавте. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. | ООД Беседа «Он сказал: «Поехали!» Презентация «Первые в космосе» Рисование на данную тему Конструирование космического корабля из строительного материала. Бумажное моделирование «Ракета» | |
«Была война-была Победа» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. | Использование фотографий орденов и медалей. Чтение художественной литературы о войне. Аппликация «Праздничная открытка для ветерана» Акция «Окна Победы» | |
Май | «День Победы – праздник со слезами на глазах» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. | ООД «Мы живы, пока жива наша память» Рисование «Праздничный салют» Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны» Слушание фронтовых песен. |
Экскурсия на площадь Славы героям ВОВ | Воспитывать у детей патриотические чувства. | Возложение цветов к мемориалу ВОВ Беседа «Мы не забудем тех героев» Рисование «Войне мы скажем нет!» Оформление выставки книг о войне. Оформление стенда «Война в истории моей семьи» | |
«Родина – это я и ты» | Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать патриотические чувства | Итоговая викторина |
Организация работы по патриотическому воспитанию.
Подготовительный этап:
К работе над проектом мы привлекли и родителей. Не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для приобщения к этой теме. После проведения анкетирования провели родительское собрание и консультации по данному вопросу, совместно собирали материалы для стендов на военную тематику, приглашали участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства.
Основной этап:
На основном этапе работы с детьми проводили ООД по патриотическому воспитанию. Каждый понедельник прослушивали Гимн России. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства. Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Дети конструировали военную технику, создавали аппликации и рисунки на военную тематику.
Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения | ||
Планирование работы с родителями | ||||
Анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; | | ||
Родительские собрания «Семейные традиции» 2. «Патриотическое воспитание старших дошкольников в семье и ДОУ». | Участие в обсуждении вопросов семейное привитие патриотического воспитания детей | февраль | ||
2. Заседания Круглого стола | Задачи семьи и доу в воспитании патриотизма едины. Из чего складывается хорошее воспитание? | ноябрь март | ||
5. Семейный клуб | Участие родителей в групповых мероприятиях | Ноябрь март апрель май | ||
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | ||||
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы | Семейные проекты: Открытка и посылка солдату; След войны в моей семьи. Встречи с интересными людьми: священослужителем военнослужащим; ветеранами СВО. Участие в организации совместных конкурсов творческого мастерства Осенние фантазии Ларец новогодних чудес Вместе ярче Дорога глазами детей. 5.Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу. 6. Участие в изготовлении поделок для конкурса «Пасха красная» 7.Экскурсии по городу. 8. Возложение цветов на мемориальный памятник на площади «Слава героям ВОВ»
| Май в течение года май | ||
2. Праздники, развлечения | День знаний; Праздник осени «День матери» «Экологический досуг» «Новогодний утренник» Досуг «Смелые и сильные» “Военно-патриотическая игра «Зарница”; Досуг по ПДД» «Масленица» “Праздник 8 Марта”; «Праздник весны» “Праздник Победы”; “Здравствуй, лето”. | сентябрь
| ||
Педагогическое просвещение родителей | ||||
Информационная агитация | Тематические выставки: Мы будущие первоклассники Мичуринск-Наукоград; День садовода Народные праздники в моем городе Покровская ярмарка Мы – едины Новогодний каледоскоп Герои моей страны Города –герои Дети-герои История моего города Земля- наш дом Права и обязанности ребёнка Памятки для родителей: «Разговоры о важном (понятия «Родина», «малая Родина», «патриотизм»)? «Закладываем основы экологической культуры у ребенка» Известные люди о воспитании любви к Родине Народая мудрость о воспитании Выход интернет газеты для родителей на сайте детского сада «Планета детства» №72 «Здоровая семья – здоровые дети» №73 «Маленькие исследователи» №74 «К празднику Победы в Великой Отечественной войне» №75 «Маршрутами малой Родины» Выставки детских работ. Рекомендация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. | Сентябрь-Май | ||
Консультации | «Войди в природу другом» «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» | В течение года |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.