Методическая разработка «У природы есть друзья: это мы — и ты, и я!»
«У ПРИРОДЫ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ: ЭТО МЫ - И ТЫ, И Я!»
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе инновационных технологий, таковым является метод проектной деятельности. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В нашем детском саду мы реализовали экологический проект «Эколенок», вовлекающий детей дошкольного возраста, их родителей в процесс сохранения природы через природоохранные акции, челлендж – эстафеты, комплексные мероприятия, конкурсы, практические занятия.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
- организация и проведение экологических акций, челлендж –эстафет, конкурсов и комплексных мероприятий с привлечением родителей, волонтеров, общественности;
- формирование основ экологической культуры, природосберегающего поведения, познавательного интереса к окружающему миру, дошкольников, через игровую, исследовательскую деятельность, практические занятия.
В ходе реализации проекта мы использовали разные методы в комплексе, интегрировали их между собой. В результате воспитанники не только овладели определенными знаниями и умениями, но и способствовали развитию эмоциональной отзывчивости, умению и желанию активно защищать и облагораживать природную среду. У дошкольников сформировался устойчивый навык коллективного сотрудничества. Дети объединялись в подгруппы, вместе обсуждали пути осуществления замысла, распределяли между собой обязанности и задания, помогали друг другу, беспокоились о качестве не только своей работы, но и всей в целом.
Дошкольники принимали участие в экологических акциях, которые затрагивают интересы детей и понятны им. Поэтому все природоохранные акции мы приурочили к датам, событиям.
Экологическая акция «Всемирный день птиц».
В детском саду в каждой возрастной группе прошли тематические мероприятия с разнообразными играми, заданиями, просмотрами презентаций. С воспитанниками проводились беседы, что мы должны помогать нашим меньшим друзьям. Ребята получили много новой информации о птицах, узнали о жизни птиц, их повадках. Играли в подвижные игры с воспитанниками, было очень весело, дети получили много положительной энергии.
Экологическая акция «Живая елочка»
Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.
Цель мероприятия - создание условий для формирования бережного отношения к природе, умение видеть красоту её, желание активно участвовать в природоохранной деятельности, направленной на сохранение хвойных деревьев.
В ходе акции «Живая елочка» в группах дошкольного возраста проводились занятия по изготовлению елочек, гирлянд и игрушек, дети рисовали плакаты, с призывами не рубить ёлочки.
Сотворчество детей и взрослых способствовало повышению уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей.
Эстафета чистоты
Челлендж «Эстафета чистоты» был приурочен ко Дню охраны окружающей среды. Итогом челленджа стало создание видео, в котором мы показали, что не так сложно сделать что-то полезное для места, где ты живешь.
Для этого мы объединили усилия всех дошкольников и их родителей, ведь каждый должен начать с себя! Целью было донести глубину проблемы загрязнения природы и окружающей среды.
Конкурс фотографий «ЭкоКадр»
Состоялся конкурс фотографий «ЭкоКадр», в котором ребята и их родители приняли активное участие в разных номинациях: «Природа – творец всех творцов», «Остановись, мгновение!», «В мире фауны», «В мире флоры». Присланные работы чутко передают любовь маленьких авторов к своему родному краю и его природе.
Конкурс детского рисунка «Экология и дети»
В рамках реализации проекта состоялся конкурс детского рисунка «Экология и дети», в котором были созданы условия для развития творческих способностей воспитанников, способствовали воспитанию у детей бережного отношения к растительному и животному миру родного края.
В ходе реализации проекта ребята совместно с родителями собирали макулатуру, сажали деревья, делали кормушки и скворечники, были участниками Всероссийской экологической акции «Зеленая Весна – 2021».
Данный проект оказался эффективным и действенным направлением работы для организации деятельности детей, формирования у них социально значимого опыта в природоохранной деятельности, а также делая образовательную систему открытым для активного участия родителей.