Конспект урока «Музыка — это ты и есть, это дом, который ты строишь и заселяешь сам»
(рис. 1 – «Иоганн Себастьян Бах*», худ. – С. Богатырь)
«В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог» (И. Бродский)
* В предлагаемом варианте модульного наполнения музыка И. –С.Баха может звучать в п. 4.
ПРЕАМБУЛАтория (для самого себя и для коллег – жюрящих, учащих и учащихся):
0.1. Должен уточнить понимание задачи конкурса про «вводный урок в курс предмета» непременно только в смысле «вводного урока в годовую тему предмета». В противном случае, понимая курс предмета не как курс отдельного года обучения, а как многолетний цикл, мы ставим в неравные условия школьные учебные курсы (т. е. для музыки, математики и пр. цикл начинается в 1-м классе, для физики – в 7-м, для химии – в 8-м и т. д., а это значит, что и вводные уроки отдельных предметов должны и могут быть проведены лишь однажды – в момент начала обучения, а не ежегодно, когда есть возможность учитывать возрастные особенности учащихся и др. факторы).
0.2. Понимая педагогику, как науку и искусство управления деятельностью (организации деятельности по обучению и воспитанию / помощи субъекту в его самоорганизации своей собственной образовательной деятельности), вводный урок, как и весь курс в дальнейшем, призываю строить и реализовывать в обязательном порядке только через организацию деятельности школьника – в музыке – это музицирование: пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, изобразительное творчество, театрализация и пр. на основе вызванных музыкой ассоциаций и др.
0.3. Школьник, самореализуясь в процессе участия в творческой деятельности (напрямую или косвенно связанной с музыкой; см. п. 0.2.), получает возможность найти, сохранить свою идентичность, оставаться субъектом, а не объектом, которым кто-то будет манипулировать в собственных интересах. Как сказал мой земляк поэт Е. Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. / Их судьбы – как истории планет. / У каждой всё особое, своё, / И нет планет, похожих на неё».
0.4. Учитывая характерные возрастные особенности школьников, пришедших в определённый класс,
мы подразделяем 8-летний курс музыки на следующие годовые темы:
1-й класс – «Сказочный и настоящий музыкальный дом»;
2-й класс – «Музыкальный дом в разное время суток, в разные времена года, в будни и в различные праздники»;
3– 4-е классы – «Музыкальный дом “Моя Россия” и музыкальный дом “Земной Шар”»;
5–6-е классы – «Поющий (в 5-м классе) и играющий (в 6-м классе) дом музыки»;
7-й класс – «Музыкальный дом религиозной музыки, джаза, рока и поп-музыки»;
8-й класс – «Твой, мой, наш музыкальный дом».
(рис. 4 – фрагмент авторского учебного плаката «Мировой дом музыки» [2, c. 16])
В данном конспекте предлагается модель урока, рассчитанного для средних классов (при наличии важных особенностей для начальных классов их вариант указан в скобках).
0.5. Урок искусства – это обязательно урок-импровизация, когда учитель должен и имеет возможность:
а) учитывать музыкантскую подготовку, а также – темп учебных и творческих продвижений класса;
б) предлагать и, по необходимости, корректировать репертуарный багаж отдельных учеников (к примеру, занимающихся в ДМШ, в ШИ, поющих в хоре или сольно, танцующих и пр.);
в) корректировать эмоциональный фон, включать жизненный контекст конкретного момента (событий, случившихся в классе, в школе, в государстве, в Мире);
г) предупреждать возможные затруднения, в целом, по отношению к классу и к отдельным учащимся через то, что в дирижировании называется ауфтактом (подготовкой и управлением звука, характера звучания и пр.), но в более широком понимании этих актов управления-предупреждения.
ХОД УРОКА
1.1. Добрый день – всем и каждому, ведь наша жизнь, как хор и как оркестр, зависит от всех и от каждого.
Давайте напомним друг другу, как сделать красивой, яркой, запоминающейся нашу жизнь и музыку!
(школьники предлагают ответы: «слушать и слышать друг друга», «не фальшивить!», «поддерживать тех, кто способен быть солистом, дополняя их, а не перекрикивая» и пр.; если с этим возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы).
1.2. От слов – к делу, присоединитесь к одному из голосов, звучащих в музыкальном примере №1 (рис. 2-а, рис. 2-б или др.)
(рис. 2-а – скриншот музыкальной флэши «Поющие лошади»)
(рис. 2-б – скриншот музыкальной флэши «Пой с нами, народ»)
Если не получилось – послушайте ещё немного и внимательно, хорошо, если найдёте одноклассника, который уже успешно реализует Ваш замысел. Если получилось – предложите присоединиться к Вам своему другу либо переключитесь на другую партию.
Спасибо! Переходим к следующему этапу нашего урока.
2.0. В этом году мы будем изучать тему, которую я вам пока не сообщаю, но, может быть, после того, как вы познакомитесь с 4-мя музыкальными примерам, у вас найдётся разгадка. Версии принимаются:
а) только после знакомства со всеми 4-мя примерам,
б) только у тех, кто активно соучаствовал в творческом знакомстве с музыкой, т. е. – пел, подыгрывал, танцевал, представлял свои впечатления после прослушивания.
Рекомендуемую, но не обязательную форму участия вы определите не только по звучанию примера, но и по кадру (см. рис. 3-а–3-г; заметим, что он не имеет отношения к авторству музыки) на мультимедийном экране. Итак:
(рис. 3-а – «The Young Mozart», худ. – M. Dicksee)
2.1. «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Цирк» (или др. пример для прослушивания);
(рис. 3-б – скриншот экрана видеозаписи с исполнением автора материала)
2.2. «Клоуны» Дм. Кабалевского (или др. пример для присоединения игрой на музыкальном инструменте, в т. ч. на элементарном или на т. н. инструментах своего тела – хлопки, щелчки и пр.);
(рис. 3-в – «Русская зима», худ. К. Коровин)
2.3. «Клоуны» Дм. Кабалевского (текст – автора данной разработки; или др. пример для подпевания):
Это кто? Это я! / Веселее нет меня... / Миг – и вдруг заплакал левый глаз.
Клоун я, друзья, – на арене я, / В цирке забавляю вас.
То мажор – то минор, / вместо носа – помидор,
Развлекать – не только быть в трико.
Чтобы выйти на ковёр, / Клоун должен, как жонглёр,
Как гимнаст и акробат уметь легко / сыграть, и – лучше всех...
Снова я, эй, друзья! / Веселее нет меня, / Даже если грустно – улыбнись.
Не скули, не ной, смейся над собой, / Смех ведь продлевает жизнь!;
(рис. 3-г – скриншот из м/ф «Цирк да и только» / 67 сер. «Маша и медведь»)
2.4. Полька «Трич-трач» И. Штрауса (или др. пример для пересочинения или для представления своих ассоциаций к художественному образу).
3.1. Спасибо за творчество! (если по ходу музицирования или выполнения другой деятельности в п. 2.1.–2.4. у учащихся возникают проблемы или затруднения, учитель, по возможности – без слов и заблаговременно / см. п. 0.5-г, помогает их преодолеть либо отмечает для себя или для всех присутствующих меру необходимости дальнейшей работы по решению этой задачи).
Итак, в этом году друг для друга и для самих себя мы раскроем ряд тайн, красот и опасностей того, что называется музыкой и определяется темой «...» (учитель называет тему года; см. п. 0.4.).
Наши последующие уроки сделают интересными и уникальными не только примеры, подготовленные мной, но и, я верю и жду, – ваши примеры, сыгранные, спетые, нарисованные и т.д. «вживую» или принесённые в записи. Кто сможет повторить, примеры по какой теме нам понадобятся?
3.2. От момента, когда я скажу «Старт!» и до звукового сигнала предлагаю вам обсудить с друзьями варианты вашего участия в будущем создании и представлении музыкальных примеров. Есть вопросы? (если есть – учитель даёт ответы) Старт! (3–5 минут на общение, при котором учитель контролирует соответствие обсуждаемых вопросов данному учащимся заданию, организует тех учеников, которые не нашли компанию или не нашли для обсуждения возможную форму своего участия).
3.3. Учитель или по его поручению один из школьников даёт условный звуковой сигнал о прекращении обсуждения в группах. Педагог предлагает представителю одной из групп, конструктивно подошедших к решению данного задания, кратко, чётко и громко сообщить всему классу самые важные результаты обсуждения; при необходимости – комментирует, корректирует, предлагает найти другие варианты или сообщает их.
4. В заключительной части нашего 1-го урока этого учебного года по теме «...» (по дирижёрскому знаку учителя класс хором говорит тему года), как и всегда, если мы не теряем понапрасну времени, мы имеем возможность познакомиться с вашими или моими самыми яркими музыкальными впечатлениями, полученными на уроке или ранее. Пожалуйста,
- сольно или в компании,
- в движениях, в пении, в инструментальной игре или словесно,
- «вживую» или через аудио-, видеозапись – представьте музыку, которая этого по какой-то причине этого достойна (до звонка школьники и учитель обмениваются музыкальными впечатлениями).
5. Спасибо всем за урок, а если Вы кого-то хотите поблагодарить особо – подойдите и пожмите ему руку. Не стесняйтесь задавать вопросы, чтобы двигаться дальше. Я вот, к примеру, позабыл, что какое творческое задание я вам предложил (ученики дают ответ – см. п. 3.2.).
Желаю вам ВПК – вдохновения, позитива, конструктива! До свидания!
Литература:
1. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Гуманитарная направленность учебного проекта, реализуемого с использованием музыкально-компьютерных технологий // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 240–243.
2. Кузьмин М. Ю., Плотников К. Ю. Развитие жизнестойкости у подростков, занятых певческой деятельностью // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. №2 (28). С. 145–149.
3. Плотников К. Ю. Е-музыка как феномен педагогики: риски, перспективы: монография. Beau-Bassin (Mauritius): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 180 с.
4. Плотников К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: Ч. I: Инновационная образовательная программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 229 с. Режим доступа (для эл. версии): http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
5. Плотников К. Ю. Информационные технологии в образовании: Музыкально-компьютерные технологии на уроках информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч. Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 116 с. Режим доступа (для эл. версии): http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
6. Плотников К. Ю. Мониторинг связанных с музыкой образовательных продвижений школьника // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. Эл. науч. журнал. 2016. № 3 (19). C. 175–193. Режим доступа: http://www.vestospu.ru/archive/2016/articles/19_19_2016.pdf.
Карине Рафаеловна