Родительское собрание в ТДМ «Детские капризы и как с ними бороться» (1–3 классы)
Родительское собрание «Детские капризы и как с ними бороться».
Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.
Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Форма проведения: практикум
Заходя в класс на родительское собрание каждый родитель выбирает полоску определённого цвета и садится за тот стол, на котором стоит флажок данного цвета (таким образом происходит деление на 2 группы).
- Добрый вечер. Начнём наше собрание с видеоролика. Посмотрите внимательно (видеоролик «Пойми меня», дети объясняют значение слова каприз, не называя его).
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (ответы)
- Правильно, сегодня мы поговорим о детских капризах. Вас, родителей, интересуют не только причины, формы проявления каприза. С этим вы часто знакомы. На какой вопрос вы бы хотели ещё получить ответ? (как бороться с капризами ребёнка, как их избежать).
-Тема нашего занятия: «Детские капризы и как с ними бороться».
- Сформулируйте, как вы понимаете, что такое «каприз»? (ответы)
- Давайте обратимся к словарю.
Каприз (фр. — прихоть, причуда) — стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент, делать что–то вопреки предписаниям взрослых.
- Детские капризы не столь уж безобидны: за неотвязными просьбами и требованиями порой стоят непомерные амбиции. За частыми слезами и нытьём скрывается серьёзный кризис, а крики и истерики вполне могут перерасти в жестокость и агрессивность, неуживчивость характера и в конечном итоге в исковерканную судьбу.
Давайте разберём условия и наиболее частые причины капризов.
Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность. Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу невропатологу. Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Чаще всего родители сами способствуют формированию капризности, вседозволенности и избалованности ребенка. Это связано с тем, что родители разрешают ребенку делать абсолютно все и сами выполняют любые требования ребенка, чтоб его не расстраивать, либо для того, чтоб ребенок не отвлекал родителей от их «важных» дел, например, отдыха после рабочего дня. Дети особенно наблюдательны, они все понимают и знают, что если мама, что-то не разрешает, то папа обязательно это купит или сделает. Очень важно, чтоб родители обговаривали то, что стоит разрешать ребенку, а что ему нужно запретить, и придерживались своих слов и поступков. Если ребенок поймет, что папа сможет ему дать то, что запрещает ему мама, непременно возникнет повод для истерики. Ни при каких условиях, один взрослый не должен отменять запретов другого. Лучше всего научиться быть терпеливым и находить компромиссы с ребенком. Этого можно добиться, общаясь и объясняя ребёнку, почему он не может получить то, чего хочет.
Младший школьный возраст характеризуется большой эмоциональностью. Дети искренне радуются и плачут, испытывают сильные ощущения страха и ужаса, надолго погружаются в свои печали. Казалось бы, ученик начальных классов – это уже не дошкольник, которому не всегда удается владеть собой. Школа требует от детей ответственного поведения, подчинения своего «хочу» всеобщему «надо», учит сдерживать сиюминутные порывы. Однако ученик 1-4 классов еще может давать волю своим чувствам. Капризы у детей чаще всего возникают по следующим причинам:
- недостаток внимания;
- чрезмерная дозволенность;
- неприятное для ребенка событие;
- потребность сообщить что-то важное;
- завышенные ожидания взрослых.
Большее количество капризов и истерик можно предотвратить, если заметить закономерность их проявления и понять их этиологию.
Чаще всего детские капризы в ярком их проявлении мы наблюдаем в дошкольном возрасте и многим кажется, что в школьном возрасте эта проблема уходит сама по себе. На самом деле это не так! Проявление капризов просто переходит в несколько иную форму: ребёнок может надуться и не реагировать на ваши замечания или что-то бубнить в ответ, ходить по квартире и громко топать, да и слёзы тоже вполне могут стать проявлением капризов в мл. школьном возрасте.
Нельзя оставлять эту проблему без внимания, необходимо принимать меры.
Предлагаю обсудить одну из самых распространённых ситуаций и попытаться найти правильное решение: истерика во время выполнения домашнего задания. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (мальчик решает задачу).
- Знакомая для многих ситуация и возникает она довольно часто. Как вы думаете, в чём причина такого поведения ребёнка? - Правильно ли ведёт себя папа? - Как вы поступаете в подобных ситуациях? (ответы родителей).
Комментарий учителя. Причин такого поведения ребёнка может быть несколько: усталость, плохое самочувствие и просто нежелание, если он таким образом постоянно добивается того, чтобы родители оказывали ему помощь в выполнении домашнего задания. - Как же поступить родителям? Конечно, не стоит устраивать видеосъемку. Нужно попытаться понять, почему не получается. И если ребёнок действительно работал над задачей, составлял схему, пытался решать, но не получилось, то сесть рядом и спокойно разобрать задание, выполнить схему, нарисовать рисунок. Если же это уловка, чтобы родители помогли и подсказали, то нужно проявить твёрдость и не идти на поводу. Ребёнок должен учиться преодолевать затруднения сам. Если такие капризы становятся постоянными и вы, как родитель не можете с ними справиться, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.
Работа в группах. - В начале собрания мы разделились на группы, давайте в них поработаем. Каждая группа получает текст одной из ситуаций, которая может послужить источником каприза ребенка. Попытайтесь по истечении 5 минут дать оценку того, что было неправильно в поведении родителей в описанной ситуации, а так же предложите свой вариант взаимодействия с ребенком при заданных условиях.
(По истечении времени представитель от группы озвучивает вариант решения ситуации, представители других групп дополняют, а учитель предлагает свой комментарий ситуации.)
1 группа
Первоклашка утром плачет и прячет голову под подушку: «Я не хочу идти в школу, там плохо!». Как быть?
- 1 группа, прочитайте ситуацию и способы её решения, которые вы нашли.
- Кто хочет дополнить? (ответы)
Комментарии учителя:
Реакция родителей в таких случаях обычно бывает двоякой. Или они криком подгоняют малыша, или уговаривают ласково, мол, каждый должен ходит в школу, быть человеком грамотным и т.п.
Нужно обязательно выяснить, почему ребенок говорит, что в школе плохо. Возможно, есть проблемы в общении с одноклассниками. Нужно обратиться к классному руководителю, чтобы выяснить причину такого поведения.
Возможно, что ребёнок просто не хочет вставать по утрам, тогда нужно найти способ, чтобы повысить мотивацию.
2 группа: Вы обнаружили, что, несмотря на ваши запреты, всё свободное время ребёнок проводит за играми в телефоне, что отражается на успеваемости, да и зрение стало падать. В наказание, вы забрали телефон. Весь вечер ребёнок ходил за вами по пятам, в слезах, выпрашивая телефон и обещая, что больше такого не повторится.
Ваши действия?
- 2 группа, прочитайте свою ситуацию и способы её решения. - Кто дополнит ?
Комментарии учителя:
Определить условия, после выполнения которых, ребёнку разрешены игры в телефоне, определить время игры. Оба родителя должны быть едины в предъявляемых требованиях.
Также, родителям нужно помнить, что они сами могут стать причиной проявления нервозности и капризов у детей. Очень опасны для нервной системы ребенка психотравмирующие ситуации (частые ссоры родителей, скандалы). Различные взгляды на воспитание также нередко ведут к развитию неврозов. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать во всем уступает ребенку. Мало этого, родители в присутствии ребенка спорят о методах воспитания, бранятся. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его распоряжений. Еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого. В результате у ребенка происходит «сбой» нервных процессов.
- Спасибо, уважаемые собеседники, за ценные советы и замечания, которые вы дали всем присутствующим. Несомненно, багаж вашего родительского опыта значительно пополнился.
- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Копилка советов»
- Давайте встанем в круг, и под музыку будем передавать мяч. Когда музыка остановится, тот, у кого мяч – даёт совет, как предупредить и не допустить проявление капризов у детей.
- Спасибо за мудрые советы. Я хочу добавить ещё один: «Вспомните, что вам самим не нравилось в детстве и провоцировало на капризы. Не делайте так по отношению к своему ребенку».
Очень важно, чтобы ребенок понял, то, что его принимают, и его переживания важны, но капризами выражать свои переживания недопустимо.
Подведение итогов собрания. Рефлексия.
- Наше собрание подходит к концу. Чтобы подвести итог, я предлагаю вам поработать в парах и составить синквейн по теме нашего собрания.
На доске вы видите правила составления синквейна:
1-я строка- 1 сущ. (обычно заголовок)
2-я строка - 2прил.
3-я строка - 3 глаг. (действие, относящееся к теме)
4-я строка - предложение ( отношение к теме)
5-я строка - 1сущ. - (синоним к сущ. в первой строке)
- Кто желает прочитать получившийся синквейн?
Например:
Каприз
Детский, эмоциональный
Плачет, спорит, ругается
С капризами нужно бороться
Прихоть
- Спасибо! Как вы думаете, полезен ли был наш сегодняшний разговор?
- У нас есть два рисунка: на одном изображен капризный ребенок, на другом – веселый. Если информация, полученная сегодня, вам была интересна и полезна, приклейте стикер под изображением веселого ребенка. В обратном случае, если вы считаете, что потратили время в пустую, приклейте стикер под рисунком с капризным ребенком. (Родители приклеивают стикеры). Прокомментируйте свой выбор.
- Заканчивая встречу, хочется сказать, чтобы свести к минимуму капризы и упрямства ребёнка, важно позаботиться о его психогигиене. Яркая, насыщенная интересными событиями жизнь, правильный режим труда и отдыха, удовлетворение потребности в любви и ласке, предоставление самостоятельности, несомненно, поспособствуют достижению спокойствия и гармонии с окружающим миром. Детей надо любить, и они непременно ответят взаимностью.
Ну и конечно, успеха можно добиться только в сотрудничестве. Давайте вместе наблюдать и анализировать поведение детей, поддерживать в них зарождающиеся ростки добра, отзывчивости, дисциплины. И делать все - и в школе, и дома, чтобы ранние, не осознанные еще ребенком эгоизм, грубость, капризность не стали чертами характера.
- На память о сегодняшней встрече мы с ребятами приготовили для вас памятки, которые помогут справиться с возникающими детскими капризами.
Памятка родителю от ребенка
Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы, и буду искать информацию на стороне.
И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же…