Родительское собрание в 1 классе «Детские страхи»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание в 1 классе
Тема: «Детские страхи»
Задачи:
- Обсудить причины появления страхов у детей младшего школьного возраста;
- Совместно с родителями попытаться выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, помочь овладеть приёмами, позволяющими детям справиться с излишними страхами, тревогой.
Форма проведения: семинар
Вопросы для обсуждения:
- Почему у детей возникает чувство страха, с которым они нередко не могут справиться;
- Как выявить «страхи» собственного ребёнка;
- Как преодолеть возникновение чувства страха у детей младшего школьного возраста.
Подготовительная работа:
анализ детских рисунков (детям предлагается нарисовать на темы «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».
Оформление кабинета: на школьной доске написать тему собрания и прикрепить несколько детских рисунков, наиболее ярко характеризующих обсуждаемую проблему (Важно! Фамилии детей не должны быть указаны)
Ход собрания
I. Вступительное слово.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: преследуют ли вас страхи? Конечно, это риторический вопрос. Ведь страх, тревога – это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. (слайд 1)
- Я хотела бы прочитать вам стихотворение Игоря Тихоненко «Про страх».
Чего боится человек?
Попасть под дождь, нелепой смерти.
Боится, что услышит ложь,
А, вдруг обманут, те и эти?
Боится, что не хватит духу,
Прожить всю жизнь свою без страха.
Боится, что не хватит сил,
Во время боли не заплакать.
Чего ещё боимся мы?
Почти всего, что есть на свете.
Боимся часто, просто так.
Как темноты боятся дети.
Порой мы сами для себя
Понавыдумуем такого,
Ну, полный бред, чтоб не сказать,
Что-нибудь круче, право слово.
И, главное, что без причин
Мы начинаем вдруг бояться
Того, чего в помине нет.
Пока ещё, но может статься.
И страх тогда, как снежный ком,
Так вырастет, что не измерить.
И мы, свой разум потеряв,
В него вдруг начинаем верить.
Так, что ж такое этот страх?
Иллюзия или реальность?
Людская глупость, или всёжь,
Пророческая гениальность?
Ответ не просто взять и дать.
Ведь каждый случай непохожий.
Здесь каждый сам должен решать,
Чего бояться он не должен.
- Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрессию, а может выразиться и в переживании риска, во влечении ринуться навстречу опасности.
- Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
- Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребенку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.
- Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей младшего школьного возраста? (слайды 3 – 13)
- Попробуйте сами сформулировать причины появления страхов у вашего ребенка. (Учитель записывает ответы родителей на школьной доске, формулируя их в виде тезисов)
Возможные варианты причин появления детских страхов: (слайды 14 – 15)
1. Наличие страхов у родителей.
Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей. Причем большинство страхов передается детям неосознанно.
2. Тревожность в отношениях с ребенком.
Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее.
3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребенку другим родителем.
5. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
6. Гиперопека над единственным ребенком в семье.
Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что – либо не успеть сделать для воспитания ребенка, стремятся воспитать «гения». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
7. Конфликтные отношения между родителями.
Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причем именно дети в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
8. Одиночество, боль вызывают страх.
9. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность.
Такие дети очень ранимы и уязвимы, все принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.
10. Поступление в школу.
Это серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования.
Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи – «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осужденным, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
II. Выявление страхов у детей.
- Скажите, а в чём, по Вашему мнению, проявляется возникновение страхов. Что вы чувствуете, когда ощущаете все возрастающее беспокойство? (Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными.)
- Но, к сожалению, ощущения ребенка нам не доступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребенок чувство страха?
(Ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным.
- Тематическое рисование не только поможет понять интересы, увлечения детей, но и особенности их темперамента, переживания, преследующие их страхи.
(Выдать родителям рисунки детей, анализируя их).
Анализ рисунков
Рисунки на тему «В школе», «На улице, во дворе».
Анализируя рисунки на эту тему, важно понять, как ребёнок располагает фигуры сверстников и себя. Если на рисунке мало сверстников, это указывает на затруднения в установлении дружеских, устойчивых контактов.
Рисунки на тему «Семья».
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем он живёт. В этих рисунках также имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями, то это говорит о привязанности к обоим родителям, об его уверенности в том, что защищён ими. Если один из родителей изображён ближе к ребёнку, чем другой, это говорит о выраженной привязанности к одному из родителей. Тревогу вызывает изображение себя в изоляции от родителей. Отстранение в рисунках может указывать на то, что, ребёнок в действительности не может положиться на родителей как источник безопасности, авторитета и даже любви.
Рисунки на тему «Что мне снится страшное» и «Чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится цель – отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется: каждый ребёнок должен выбрать его сам. Психологи утверждают, что рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недосказанного, неясного, неопределённого.
Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое».
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события. В таком случае нужно посоветовать родителям обратиться к школьному психологу. Не меньшую тревогу у родителей должно вызывать и преобладание в рисунках серых и тёмных тонов, что подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. А яркие, светлые и насыщенные краски, наоборот, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.
Следует обратить внимание на то, КАК рисует ребёнок. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков, явные дорисовки, показывают решительность и уверенность в себе. Изображение нечёткое, смазанное, большое количество отчётливых, но непересекающихся линий указывает на повышенную возбудимость, гиперактивность.
- Уважаемые родители, давайте подумаем, как преодолеть возникновение чувства страха у детей?
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Одни дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни, быстро осваиваются с ней, другие страдают настоящей школьной фобией.
Поступление в школу – серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться - надо подавлять.
Если со всем этим ребенок справляется, и все у него хорошо – он радостен, увлечен, он верит в свои силы (полная адаптация). Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребенку, так и родителям.
Если первоклассники по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, они со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к «школобоязни» (дезадаптации). Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учебу и здоровье. (слайды 16 – 17)
III. Как помочь ребенку преодолеть «школобоязнь»?
1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребенку научиться снимать излишнее напряжение. Для снятия тревожности можно проводить игры в «страшную школу», где с помощью кукол в форме мини – спектакля дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем пугающие моменты должны быть возведены в крайнюю степень (чтобы зрителям было страшно).
Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмористической, далее карикатурной форме.
3. В младшем школьном возрасте отметка – это не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности. «Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешенный внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе, различными страхами. Именно поэтому важно использовать специальные оценки, максимально подробно объясняя ребенку, за что и почему его хвалят или делают замечания. Оценивать нужно не всю деятельность сразу, а отдельные ее элементы, особенно успешные.
4.Показать ребенку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успехам и неудачам.
5. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряженность можно снять, используя прием «щита»: взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.д.
Страхи – не каприз избалованного ребенка, не слабость, а серьезная проблема, с которой нужно работать, и часто в первую очередь Вам нужно изменять себя.
Для борьбы с конкретным страхом ребенка можно воспользоваться методами, изложенными в работах А.И. Захарова.
1) Рисуночный метод.
Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится.
При использовании рисуночного метода эффективными являются упражнения: «Парикмахерская» и «Больница».
Упражнение «Парикмахерская»:
Ведущий просит детей закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем взрослый сообщает, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж. И, конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и т.д. Детям предлагается в роли парикмахера и украсить свою «девушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть серьги и т.д.).
Упражнение «Больница»:
Взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице «существа» страдания (слезы, повязку и т.д.). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (можно это сделать на другом рисунке).
Главное (при использовании этих способов коррекции страхов) – дать детям возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных!
2) Игровой метод.
В игре ребенок может дать выход своим эмоциям, желаниям, набирается опыта общения и расширяет круг своих знакомств, учится управлять собой, следовать правилам, развивает воображение и физическую ловкость, приобретает знания и умения, укрепляет уверенность в себе. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, чердакам, сараям, изображая казаков-разбойников и строгую маму своей куклы, дети и сами изживают свои страхи.
Игры, предлагаемые для устранения страхов, давно известны.
- «Пятнашки».
Эмоциональный накал игры создают и нарочито подчеркнутые угрозы водящего, которыми он сыплет, как из рога изобилия: «Только попадись!», «Ну, погоди!», «Ага, попался!». Затем водящий взрослый восклицает с похвалой: «Ну и быстрый!», «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не могу догнать!», «Ух, устал!», «Сдаюсь!» и т.д. Убегающий в ответ: «Не догонишь!», «Все равно убегу!», «Только попробуй!» и т.п. Таким образом, одновременно устраняются страхи боли и уколов, физических наказаний. Так что, если родители имеют обыкновение шлепать детей дома, то здесь предоставляется полная возможность и детям поступать аналогичным образом, так сказать, «осуществить гласность и демократию на деле».
- «Жмурки».
Водящему плотно завязывают глаза, свет приглушен, и полумрак создает атмосферу необычности и таинственности происходящего. То есть имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни.
- «Прятки».
Возникающие при игре азарт, эмоциональное вовлечение, поддержка всех играющих не дают проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства и способствуют их эффективному устранению.
- «Быстрые ответы».
Игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.
3) Ролевые игры.
Взрослый предлагает истории, моделирующие ситуации риска, опасности, тревоги, напряжения, борьбы, поражения и победы. Соответственно он и распределяет роли так, чтобы тревожные и неуверенные в себе дети занимали ведущие позиции в игре или смогли приобрести их при его незаметной поддержке.
Раньше считалось, что смех - это лучшее средство против страха. Так что побольше смейтесь и все ваши страху уйдут.
IV. Подведение итогов.
- Если правильно относиться к детским страхам, вовремя выяснить причины их появления, они могут исчезнуть бесследно. (слайды 18-20)
- Закончить собрание я хотела бы стихотворением Маргариты Володиной
«Как победить страх?»
Страх живёт в густом лесу
Под сосною тёмной.
Притаился на мосту,
Над рекой огромной.
Ходит страх по мостовой,
Где гудят машины.
В поликлинику за мной,
Мчится, рот разинув...
У меня в друзьях есть дед,
В доме по соседству.
Деду - восемьдесят лет,
Дал от страха средство:
Нужно вечером войти
В комнату без света...
Фонарём всё осветить -
Никого там нету!
Или, стоя на мосту,
Вниз не наклоняться,
Видно сразу, за версту -
Нечего пугаться!
А подходишь к мостовой,
Стань у перехода;
Красный светит - ты постой,
Масса ждёт народа.
На зелёный свет - иди,
Не боясь, переходи.
Ты по правилам шагал,
Страх тебя и не догнал!
Всё на свете объяснимо:
Где и что недопустимо.
Страхи разбегаются,
Если объясняются!!!
Литература:
1. Захаров А.И.Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
2. Захаров А.И.Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000.
3. Шишова Т.Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавить от страхов. – М., 1997.
Презентация к собранию
PPTX / 17.39 Мб
Ухтинская Елена Геннадьевна
Вахрина Мария Ивановна
Пользователь удален
Паздникова Елена Сергеевна