Начнем с понятия, экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью манипуляций, целью которого является получение результата. Следует отметить положительного влияния экспериментов на: 1) Эмоциональную сферу ребенка, 2) Развитие творческих способностей и познавательных процессов (внимание, память и т.д.) 3) Формирование трудовых навыков. 4) Развитие мелкой моторики Важное значение имеет то, что в процессе опытов ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность, которая особенно ярко проявляется в данном возрасте (Почему? Зачем? Как? Откуда? Как устроен мир?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем. Что же сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? Во-первых, самому быть любопытным. Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка. В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований. В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения. В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка. На сегодняшний день существует большое количество материалов для экспериментов, которые продаются в магазинах, но можно ли обойтись без этого? Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Если вас заинтересовала данная тема, то различные виды экспериментов можно найти в книгах, которые представлены на слайдах, а также на сайтах и видео, в представленных буклетах и папках-передвижках. А сейчас, разделитесь на 2 команды вместе с детьми. Посмотрите, что есть на столах? (перечисление материалов) Я предлагаю вам в начале подумать командой, какие опыты можно выполнить с помощью этих материалов, а затем, продемонстрировать их, чем больше и интереснее, тем лучше! Примеры: Вода меняет цвет; тонет, не тонет; пузыри; вода не имеет цвета; вода прозрачная; кораблик плывёт и др. Теперь же, экспериментаторы, мы представляем вам свои опыты! (показ опытов) Так, представленные опыты в основном направлены на воду, поэтому следует отметить то, что в средней группе формируются знания о том, что вода не имеет формы, цвета и принимает форму сосуда, цвет вещества, которое добавили. Дополнительно то, что вода не имеет вкуса, она жидкая и если её заморозить, то она станет твердой. |