Родительское собрание «Фонематический слух: что это и для чего?»

4
0
Материал опубликован 21 April 2020

Конспект родительского собрания «Фонематический слух: что это и для чего?»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросах коррекции фонематического слуха у младших школьников и дальнейшее включение родителей в коррекционный процесс как активных участников.

Задачи:

сформировать у родителей младших школьников представления о фонематическом слухе и его значении при обучении детей письменной речи;

сформировать у родителей необходимые представления о последовательности работы над развитием фонематического слуха у младших школьников с целью дальнейшего включения родителей в коррекционный процесс как активных участников;

сформировать у родителей умение оказывать детям методически правильную помощь при выполнении упражнений на развитие фонематического слуха из домашних рекомендаций логопеда.


Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук.

Требования к организации пространства: в кабинете, где проводится консультация, должно быть выделено шесть зон для родителей.


Ход собрания.

СЛАЙД 1 – титульный лист.

СЛАЙД 2 – цитата.

Потому что у меня правильнописание какое то хромое. Вообще то оно хорошее правильнописание, но только почему то хромает и буквы опаздывают… на свои места.

Винни-Пух.


Как часто мы можем увидеть хромающее правильнописание в тетрадях наших детей? Буквы здесь не только запаздывают, но и меняются местами, а приходят не в «свои» слова, например, вместо санки – «шанки». Так кто же виновник данных ошибок? Кто же постоянно подводит ребенка? Это фонематический слух!

Что же это такое «фонематический слух»? Для чего он нужен?

СЛАЙД № 3.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной звук, вследствие этого происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.

СЛАЙД № 4.

Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова, а в письменной речи появляются постоянные ошибки. Со временем дефект может закрепиться и с возрастом это будет сложнее исправить. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали это и старались развивать фонематический слух своего ребенка.

СЛАЙД № 5.

Как развить фонематический слух?

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

6. анализ звукового состава слова.


НЕМНОГО ПРАКТИКИ.

Сейчас на практике рассмотрим каждый из этапов.

Родители разделены на 6 групп, представители от каждой группы вытягивают билет. В билете указан этап работы на фонематическим слухом. В творческих группах родители из предоставленного логопедом альбома выбирают соответствующие этапу задания, подбирают необходимую атрибутику. Педагог дает время на подготовку.

Итак, уважаемые родители, приступим:

СЛАЙД № 6.

1 ЭТАП - узнавание неречевых звуков.

Прежде чем перейти к узнаванию фонем ребенка учат внимательно прислушиваться к звукам окружающей среды.

Родители первой группы показывают примерное упражнение.

Упражнение «Угадай, что звучало». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.


СЛАЙД № 7.

2 ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.

На данном этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Родители второй группы показывают примерное упражнение.

Упражнение «Далеко – близко» - развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".


Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.


СЛАЙД № 8.

3 ЭТАПразличение слов, близких по звуковому составу.

На данном этапе дети учатся различать слова-паронимы.

Родители третьей группы показывают примерное упражнение.

Упражнение «Кто внимательный?». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».


Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно.


СЛАЙД № 9.

4 ЭТАП - различение слогов.

Ребенок должен узнать на слух заданный слог. Взрослый произносит слоги, как только ребенок услышит заданный слог, он должен просигнализировать (хлопнуть, поднять карточку и т.д.).

Постепенно задание усложняется, например, Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.

Родители четвертой группы показывают примерное упражнение.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:


ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА


СЛАЙД № 10.

5 ЭТАП - различение звуков.

Начинать нужно с различения гласных звуков, а затем переходим к различению согласных.

Родители пятой группы показывают примерное упражнение.

Упражнение «Что звучит?». Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.


СЛАЙД № 11.

6 ЭТАП - анализ звукового состава слова.

Детей учат выделять из слова первый и последний звуки, определение место звука в слове (начало, середина или конец), последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).

Работа начинается с анализа гласных звуков.

Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Ребенок громко называет изображение на картинках, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Родители шестой группы показывают примерное упражнение.

определение в словах первого гласного звука (А).

Содержание: назвать первый звук в словах. При затруднениях обратить внимание ребенка на символ звука А.

Слова: АНЯ, АИСТ, АВГУСТ, АЛЛА, АЛИК, АФРИКА, АРМИЯ, АСТРА, АДРЕС, АВТОМАТ, АКВАРИУМ, АБАЖУР, АПРЕЛЬ, АПТЕКА, АДРЕС, АФИША, АНТИЛОПА, АЙБОЛИТ, АНДРЕЙ, АНЮТА, АТАКА, АЛЬБОМ, АНГИНА, АКУЛА.


Уважаемые родители, вот мы и познакомились с понятием «фонематический слух», определили его значение в письменной речи, попробовали себя в роли логопеда. Я думаю, что в Вашем лице я приобрела надежных союзников, и теперь мы вместе будем идти к «правильнописанию» наших детей.


Литература:

1. Ткаченко Т.А, Развитие фонематического восприятия. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с.

2. Ткаченко Т.А, Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —48 с.

/data/files/g1587490416.pptx (Презентация к родительскому собранию "Фонематический слух")


Презентация к родительскому собранию "Фонематический слух"
PPTX / 3.82 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.