Родительское собрание «Фонематический слух: что это и для чего?»
Конспект родительского собрания «Фонематический слух: что это и для чего?»
Цель: формирование компетенции родителей в вопросах коррекции фонематического слуха у младших школьников и дальнейшее включение родителей в коррекционный процесс как активных участников.
Задачи:
сформировать у родителей младших школьников представления о фонематическом слухе и его значении при обучении детей письменной речи;
сформировать у родителей необходимые представления о последовательности работы над развитием фонематического слуха у младших школьников с целью дальнейшего включения родителей в коррекционный процесс как активных участников;
сформировать у родителей умение оказывать детям методически правильную помощь при выполнении упражнений на развитие фонематического слуха из домашних рекомендаций логопеда.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук.
Требования к организации пространства: в кабинете, где проводится консультация, должно быть выделено шесть зон для родителей.
Ход собрания.
СЛАЙД 1 – титульный лист.
СЛАЙД 2 – цитата.
Потому что у меня правильнописание какое то хромое. Вообще то оно хорошее правильнописание, но только почему то хромает и буквы опаздывают… на свои места.
Винни-Пух.
Как часто мы можем увидеть хромающее правильнописание в тетрадях наших детей? Буквы здесь не только запаздывают, но и меняются местами, а приходят не в «свои» слова, например, вместо санки – «шанки». Так кто же виновник данных ошибок? Кто же постоянно подводит ребенка? Это фонематический слух!
Что же это такое «фонематический слух»? Для чего он нужен?
СЛАЙД № 3.
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной звук, вследствие этого происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.
СЛАЙД № 4.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова, а в письменной речи появляются постоянные ошибки. Со временем дефект может закрепиться и с возрастом это будет сложнее исправить. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали это и старались развивать фонематический слух своего ребенка.
СЛАЙД № 5.
Как развить фонематический слух?
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
НЕМНОГО ПРАКТИКИ.
Сейчас на практике рассмотрим каждый из этапов.
Родители разделены на 6 групп, представители от каждой группы вытягивают билет. В билете указан этап работы на фонематическим слухом. В творческих группах родители из предоставленного логопедом альбома выбирают соответствующие этапу задания, подбирают необходимую атрибутику. Педагог дает время на подготовку.
Итак, уважаемые родители, приступим:
СЛАЙД № 6.
1 ЭТАП - узнавание неречевых звуков.
Прежде чем перейти к узнаванию фонем ребенка учат внимательно прислушиваться к звукам окружающей среды.
Родители первой группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Угадай, что звучало». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
СЛАЙД № 7.
2 ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.
На данном этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Родители второй группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Далеко – близко» - развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
СЛАЙД № 8.
3 ЭТАП – различение слов, близких по звуковому составу.
На данном этапе дети учатся различать слова-паронимы.
Родители третьей группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Кто внимательный?». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».
Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно.
СЛАЙД № 9.
4 ЭТАП - различение слогов.
Ребенок должен узнать на слух заданный слог. Взрослый произносит слоги, как только ребенок услышит заданный слог, он должен просигнализировать (хлопнуть, поднять карточку и т.д.).
Постепенно задание усложняется, например, Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
Родители четвертой группы показывают примерное упражнение.
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА — ТА —ТА | ПА — ПА — ПА | КА — КА — КА |
СЛАЙД № 10.
5 ЭТАП - различение звуков.
Начинать нужно с различения гласных звуков, а затем переходим к различению согласных.
Родители пятой группы показывают примерное упражнение.
Упражнение «Что звучит?». Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
СЛАЙД № 11.
6 ЭТАП - анализ звукового состава слова.
Детей учат выделять из слова первый и последний звуки, определение место звука в слове (начало, середина или конец), последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).
Работа начинается с анализа гласных звуков.
Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Ребенок громко называет изображение на картинках, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
Родители шестой группы показывают примерное упражнение.
определение в словах первого гласного звука (А).
Содержание: назвать первый звук в словах. При затруднениях обратить внимание ребенка на символ звука А.
Слова: АНЯ, АИСТ, АВГУСТ, АЛЛА, АЛИК, АФРИКА, АРМИЯ, АСТРА, АДРЕС, АВТОМАТ, АКВАРИУМ, АБАЖУР, АПРЕЛЬ, АПТЕКА, АДРЕС, АФИША, АНТИЛОПА, АЙБОЛИТ, АНДРЕЙ, АНЮТА, АТАКА, АЛЬБОМ, АНГИНА, АКУЛА.
Уважаемые родители, вот мы и познакомились с понятием «фонематический слух», определили его значение в письменной речи, попробовали себя в роли логопеда. Я думаю, что в Вашем лице я приобрела надежных союзников, и теперь мы вместе будем идти к «правильнописанию» наших детей.
Литература:
1. Ткаченко Т.А, Развитие фонематического восприятия. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с.
2. Ткаченко Т.А, Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —48 с.
/data/files/g1587490416.pptx (Презентация к родительскому собранию "Фонематический слух")
Презентация к родительскому собранию "Фонематический слух"
PPTX / 3.82 Мб