Родительское собрание "Интернет-зависимость у детей и подростков"
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»
структурное подразделение
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
«Интернет-зависимость у детей и подростков»
(информационный материал к родительскому собранию)
Составитель:
педагог-организатор
Чаваев Р.Ш.
2024г.
Родительское собрание на тему:
«Интернет-зависимость у детей и подростков»
Цель: познакомить родителей с понятием «интернет-зависимость», какие существуют виды интернет-зависимости, по каким признакам можно определить интернет-зависимость у детей и подростков, причины этого явления и какие необходимы меры профилактики.
Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хотел бы с вами поговорить на тему «Интернет-зависимость у детей и подростков».
В наше время интернет есть практически у всех и везде он доступен. С одной стороны это хорошо, т.к. из интернета можно почерпнуть много разной нужной информации, но есть и другая сторона: если ребенок много времени проводит в сети интернет, у него может сформироваться интернет-зависимость.
По словам экспертов, официальной статистики о числе страдающих интернет-зависимостью нет, что отчасти связано с не обращением зависимых за помощью, отчасти – с непризнанием такой зависимости как болезни.
Примерно 7-10% людей можно ставить диагноз «интернет-зависимость», а «вот уже где-то процентов 40% – с предрасположенностью к компьютерной зависимости». При этом среди подростков 12-13 лет эта цифра достигает 80 %.
«Термин Internet-addiction (по-русски «интернет-аддикция» или «интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Тему с удовольствием подхватили журналисты. Посыпались статьи с предположениями, что молодое поколение уйдет в «виртуальный мир» от скучной реальности. Появились психологи, которые сделали себе имя на Интернет-зависимости.
Интернет-зависимость – это навязчивое стремление использовать Интернет, проведение большого количества времени в сети, желание в любую свободную минуту зайти в интернет.
Профессор Питсбургского университета Кимберли Янг выпустила книги с броскими названиями: «Пойманные в Сеть» и «Запутавшиеся в Паутине».
Но является ли пристрастие к Интернету действительно столь опасным явлением?
Существует ли Интернет-зависимость вообще, и если существует, то какие формы она принимает?
Проблема интернет зависимости
В 2019 году сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова провели совместные исследования интернет зависимости. По результатам тестов выяснилось, что:
54% опрошенных школьников бесцельно «блуждают» по интернету более 6-8 часов в день, причем у каждого четвертого это вошло в привычку;
у 52% респондентов появляются признаки апатии и депрессии из-за временного отсутствия интернета;
43% подростков пытаются самостоятельно контролировать время пребывания онлайн.
Более тревожные результаты получили сотрудники «Лаборатории Касперского» в 2020 году. Выяснилось, что по показателю интернет увлеченности российские подростки побили все рекорды: 56% против 51% в США и 40% в Европе. Причем на младшую возрастную группу (8-10 лет) приходится 40%, а на подростков от 14 до 18 лет – все 68%. И если в 2010 году ежедневно в интернет выходило 82% детей, то в 2016 – уже 92%.
Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени проведенного онлайн. На экране представлены результаты опросов детей, возраст 8-12 лет:
Если вы посмотрите, половина опрошенных проводят в интернете несколько часов в день и 23 % все свое свободное время.
По результатам социологических исследований опубликованных в СМИ:
88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне.
Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
К аналогичным выводам пришли и аналитики Daily Storm, включив Россию в топ-15 зависимых от интернета наций. При ежедневном использовании цифрового пространства по 7 часов 17 минут россияне уступают филиппинцам.
С наличием проблемы и результатами статистики интернет зависимости согласны психологи и других стран. Например, в Австралии, Индии, Китае, Японии, Италии и Южной Корее интернет-аддикция официально признана заболеванием.
Хотя многие психиатры отказываются признавать интернет зависимость психическим расстройством, в мае 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пересмотрела и опубликовала новый классификатор МКБ-11, включив в него диагноз «игровое расстройство».
Причины интернет зависимости
Психологи выделяют несколько причин интернет зависимости людей:
1. При стрессах, которые возникают из-за частых ссор в семье, развода или смерти родителей. При периодическом использовании цифрового пространства эмоции становятся более яркими, особенно при получении виртуальных призов, лайков в социальных сетях.
2. При попытке избежать излишней опеки со стороны родителей. Интернет становится единственным безопасным местом, где нет запретов, упреков и нравоучений.
3. При недостатке внимания. Одна из самых причин интернет зависимости школьников. Именно в интернете ребенок пытается найти новых друзей, с кем можно поговорить, пообщаться, получить одобрение и поддержку.
В группе максимального риска обычно оказываются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Им также не хватает внимания и одобрения со стороны близких. Чаще всего психологи называют следующие причины:
1. Попытки отстраниться от реального мира из-за отсутствия взаимопонимания со сверстниками. Так ребенок пытается вернуть уверенность в общении, найти единомышленников.
2. Застенчивости. В виртуальном мире намного проще примерить новый образ, придумать игрового персонажа, изменить внешность, а при навыках работы с графическими программами и выдать себя за ребенка состоятельных родителей.
3. Агрессии со стороны сверстников. В этом случае у подростка появляется страх признаться родителям в эмоциональном или физическом насилии, но желание найти поддержку заставляет его окунуться в виртуальный мир.
Симптомы интернет зависимости схожи с психологическими признаками зависимостей других типов.
Психологические признаки зависимости:
Предвкушение сеанса Интернета
Увеличение времени пребывания в сети
Безуспешность контроля за пользованием Интернетом
Усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом
Продление сеансов до абсурдно длительного периода
Риск утраты социальных связей и жизненных интересов, например: отказ от общение со сверстниками.
Лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом
Использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем
Эйфория во время пребывания в сети
Неспособность остановить сеанс и пребывание в сети.
Физиологические признаки:
Физическая усталость
Сухость глаз
Головные боли
Боли в спине
Нарушение режима питания
Несоблюдение правил личной гигиены
Расстройство сна
Изменение характера сновидений.
Интернет, жизнь «онлайн» отделяет личность от реальности, начинается жизнь в другом мире. Желание войти в Интернет постепенно становится компульсивным (навязчивым). Постепенно формируются поведенческие проблемы и исчезает контроль над влечениями. У подростка формируются:
Киберсексуальная зависимость (порно-сайты, киберсекс)
Рост виртуальных знакомств (они становятся избыточными)
Навязчивая потребность в сети (онлайновые игры и т.п.)
Информационная перегрузка (бесконечные путешествия по сети)
Компьютерная зависимость (навязчивая потребность в компьютерных играх).
Дети с особенностями в развитии нервной системы особенно подвержены зависимости от игр, раздражающих резкими звуками и молниеносной сменой кадров. Сначала происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков, а спустя некоторое время – может возникнуть даже эпилептический приступ.
Признаки интернет-зависимости:
1. Ребёнок начинает проводить в сети больше свободного времени, чем прежде. Его тяжело оторвать от этого занятия.
2. У ребёнка нарушается сон (бессонница, беспокойный спит ночью).
3. У ребёнка ухудшается память и внимание, снижается успеваемость в учёбе.
4. Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребёнок не общается со сверстниками, пропускает школу и секции, не ходит гулять.
5. У ребёнка наблюдаются нарушения режима дня, отсутствие аппетита. Снижается здоровье (ухудшается зрение , появляются проблемы с позвоночником, частые головные боли)
6. У ребёнка появилась необходимость быть «онлайн» ежеминутно. Он стремится постоянно проверять свои социальные сети и онлайн-игры. Во время нахождения в интернете ребенок чувствует радость, как только он оказывается без интернета – он становится раздражительным и даже агрессивным, может устроить истерику.
Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков:
Так как же помочь ребенку не допустить развития интернет-зависимости или избавиться от нее, если она уже появилась? Конечно, здесь понадобится помощь и поддержка родителей.
На первом этапе нужно обсудить с ребенком эту проблему, при этом не кричать, не обвинять ребенка в неправильном поведении,т.е не создавать конфликтную ситуацию. Нужно проявить спокойствие и дружелюбие в разговоре с ребенком.
Далее нужно оценить привычки ребенка и понять по каким причинам ребенок так долго и часто сидит в «интернете».
Затем нужно работать с этой причиной, по которой ребенок погрузился в виртуальный мир. Например: если ребенок постоянно общается в соц. Сетях – нужно попробовать заменить их спортивными секциями, кружками, где он будет общаться со сверстниками; если это зависимость от компьютерных игр-попытаться заменить их на реальные игры(секции футбола, волейбола….).
Также нужно распланировать день ребенка таким образом, чтобы у него оставалось как можно меньше времени на выход в интернет.
Далее, нужно договориться с ребенком об ограничении времени пребывания в интернете (например 30 минут после школы и 30 минут после того, как будут сделаны все уроки, при этом желательно обучить детей таймингу, например, ставить будильник за 5 минут до окончания сеанса в интернете) Важно! Детская психика всегда нуждается в границах.
И конечно же, самым главным примером для ребенка должен стать пример родителей, ведь если родитель, ограничивая ребенка , сам много времени проводит в интернете (в соц.сетях, за играми), то что вы хотите от своего ребенка? Он копирует ваше поведение, первую очередь начните изменения с себя!
К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики для детей (20 вопросов), которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг. Есть также опросник для взрослых для определения интернет-зависимости у детей (9 вопросов). Сейчас я вам предлагаю его пройти. Во время теста вы должны по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией. Отвечайте на вопросы предельно честно.
Итак, у вас 5 вариантов ответа: никогда, редко, иногда, часто, всегда.
Кто хочет протестировать себя и узнать есть ли у вас интернет-зависимость – приглашаю сделать это на индивидуальной консультации с психологом в нашем центре.
Для того, чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется следующие условия:
Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут
Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.
Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.
В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:
Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с ребенком, общаться, совместные ужины, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости.
Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
Формируйте культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS
Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
Включайте компьютер только при необходимости.
Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом. За час до сна никаких гаджетов.
Родительский контроль SkyDNS помогает защитить все устройства в домашней сети – оградить детей от доступа к опасным и вредным сайтам, или даже ограничить их доступ в интернет, когда они должны делать домашние задания или спать ночью. Вы будете уверены, что ваши дети не наткнутся в интернете на сайты, которые могут их испугать или причинить вред детской психике, а также заразить ваш компьютер вирусами.
Родительский контроль SkyDNS позволяет вам самостоятельно настроить фильтрацию и определить категории и список доступных для ребенка сайтов, не только на обычном компьютере, но и на мобильных устройствах, телевизоре и игровой консоли, подключенных к домашнему Wi-Fi роутеру.
Преимущества сервиса вы видите на экране.
Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне.
Лечение интернет-зависимости
Неудивительно, что лечение интернет-зависимости стало частью дохода психотерапевтов и психиатров, ведь людей с нездоровой тягой к «всемирной паутине» становится все больше и больше. Зависимостью от интернета страдают как мужчины, так и женщины, как молодые (в большей степени), так и взрослые граждане, и их число с каждым годом только растет. Неспособность самостоятельно избавиться от интернет зависимости приводит не подозревавших о столь негативных последствиях онлайн-жизни пользователей в медицинские учреждения, где их лечат от психических расстройств, ставших проявлением привязанности к интернету, а не от интернет-зависимости, так как диагноза «интернет-зависимость» во всемирной практике пока не существует.
Однако, если международное сообщество еще до конца не осознало масштаб бедствия, в некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт.
При обращении в клинику китайские специалисты вначале проводят диагностику на предмет наличия у человека зависимости. Далее назначается медикаментозное лечение, иглотерапия и в обязательном порядке физические нагрузки. В подобных клиниках для пациентов установлен строгий распорядок: в течение 10-15 дней (именно столько в среднем длится лечение) человек встает в шесть утра, занимается спортом, поет хвалебные песни, пьет антидепрессанты и получает разряды электротока. Также в Китае существуют специальные лагеря казарменного типа для подростков, которым менее 18 лет. Туда их привозят родители на срок до полугода. Все это время зависимые от интернета подростки находятся на территории центров, изучают строй-подготовку и также, как и взрослые, лечатся разрядами электричества.
Такое лечение интернет зависимости не находит понимание в мире, и даже некоторые местные врачи против применения электрошока, особенно если это касается лечения детей.
В Финляндии к зависимым от интернета относятся по снисходительней, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию.
Первым в мире центром поддержки интернет-зависимых стал центр, созданный самым известным и авторитетным исследователем в данной области – Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), автором переведенной на многие языки книги – «Пойманные в Сеть». Созданный ею в 1995 году Центр (Center for On-Line Addiction – Netaddiction.com) оказывает консультации не только обычным людям, но и корпорациям, образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам.
В России лечение интернет зависимости тоже проводится, но список клиник, занимающихся реабилитацией таких больных, ограничивается пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Дело все в том, что лечиться идут единицы. Потому что большинство зависимых либо себя таковыми не считают, либо пытаются самостоятельно бороться со своим пристрастием. Вот что по этому поводу говорит Константин Блохин, психиатр клиники «Психическое здоровье» – «Пусть в клинике я работаю не очень долго, не помню ни одного обращения зависимых от интернета людей». Также врач поясняет, что при подобном диагнозе применяются такие же методы, как и при лечении наркомании – психотерапия, активные физические упражнения и рефлексотерапия.
«Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия. Если первое подразумевает лечение без медикаментов, то второе – прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты) и использование капельниц» – говорит Дмитрий Федотов, психиатр клиники СПО Центр.
В завершении нашей встречи хочется сказать, что современные дети и подростки много времени проводят в интернет-пространстве и не всегда это их это развивает, а часто даже наносит вред их здоровью, в том числе и психологическому. Поэтому родителям важно следить за тем, чтобы виртуальное обучение и досуг приносили максимум пользы, и ограждать подрастающее поколение от опасностей, которые поджидают их за экранами компьютеров, планшетов и смартфонов.
Приложение
Опросник для взрослых для определения интернет-зависимости у детей
по 5-балльной шкале Ликерта
Сейчас я вам предлагаю его пройти. Во время теста вы должны по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией. Отвечайте на вопросы предельно честно.
Итак, у вас 5 вариантов ответа: никогда – 1 балл; редко – 2 балла; иногда – 3 балла; часто – 4 балла; всегда – 5 баллов.
№ | Вопрос | Никогда | Редко | Иногда | Часто | Всегда |
1 | Ребенок проводит за компьютером более четырех часов в сутки? | | | | | |
2 | Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера? | | | | | |
3 | Крик и агрессивная реакция обычны для ребенка, когда вы пытаетесь отвлечь его от Интернета? | | | | | |
4 | Ребенок, приходя домой, первым делом садится за компьютер? | | | | | |
5 | Как часто ребенок жертвует сном ради ночных подключений к Интернету? | | | | | |
6 | Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него? | | | | | |
7 | Уходит ли ребенок от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине? | | | | | |
8 | Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями ради подключения к Сети? | | | | | |
9 | Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету? | | | | | |
Интерпретация:
10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь: Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить на ребенка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.
21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить ребенка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.
36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У ребенка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.