Родительское собрание «Как хорошо уметь читать…»
Презентация к родительскому собранию Как хорошо уметь читать
PPTX / 2.33 Мб
/data/files/f1587397974.pptx (Презентация к родительскому собранию Как хорошо уметь читать)Конспект родительского собрания «Как хорошо уметь читать…»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах обучения старших дошкольников чтению слогов.
Задачи:
научить родителей детей старшего дошкольного возраста различать понятия «звук» и «буква»;
научить родителей детей старшего дошкольного возраста приемам закрепления образа буквы;
обучить родителей детей старшего дошкольного возраста правилам чтения слогов.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук; раздаточные материалы для творческой работы (1 – напечатанная буква, стихи о букве В.В.Волина Праздник букваря. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ-Пресс, 1996 - 384 с.;
2 – набор картинок на что похожа буква; на что похожа буква М - В.В.Волина Праздник букваря. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ-Пресс, 1996 - 384 с.;
3 – природный материал (шишки, желуди, фасоль); сыпучий материал (манная крупа); ленты, бусины, пуговицы; лего, кубики, игрушки из киндер-сюрприза; канцелярские предметы (бумага, ножницы, клей).
Предварительная работа: творческая группа родителей готовит сценку «Учимся читать дома».
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
1. Вводная часть. | ОТКРЫТ СЛАЙД С ТЕМОЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые родители, родительское собрание хочется начать со стихотворения Валентина Дмитриевича Берестова: Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! Как хорошо уметь читать! А так-то ли просто этому научиться? Давайте посмотрим. | В помещении выделены три секции. Родители занимают места за столами. Творческая группа родителей заранее подготовила сценку «Учимся читать дома». Измученные длительным процессом мама и ребенок: Мама: Смотри. Какая буква? ЭМ… А это какая? Ребенок (всхлипывая): ааа.. Мама: Так вот. Читай! Что получится ЭМ и А! Что будет!? Ребенок (выдержав паузу, бормоча): ЭМ…МММ…Ааа.. Ребенок (чуть увереннее): ЭээМАаа. Мама: !? |
2. Целеполагание. | «Как же ЕГО научить читать!?» - пожалуй, этим вопросом задавались многое из вас. Сегодня на родительском собрании мы рассмотрим основные правила, которым нужно следовать при обучении ребенка чтению. В поле наше зрения попадет подготовка к обучению чтению, а также начальный этап – слияние слогов. | |
3. Основная часть: звук и буква. | - Какую предварительную работу нужно провести прежде, чем начнем ребенка учить читать? Правильно! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Что же такое звук? Что же такое буква? Чем они отличаются? Звук – это то, что мы слышим и произносим. А буква – то, что видим. читаем и пишем (СЛАЙД 2). В обучении ребенка буквам есть свои нюансы. Предъявляя ребенку буквы, необходимо их правильно называть! ЗАПОМНИТЕ, что основой обучения чтению является не буква, а ЗВУК (СЛАЙД 3). Поэтому и звуки, и соответствующие им буквы следует называть ОДИНАКОВО – то есть так, как звучит ЗВУК. Проанализируйте, пожалуйста, сценку. Какую ошибку допустила мама? Правильно. Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство весьма дезориентирует детей. Если не учитывать данное правило, то у ребенка возникнут серьезные трудности, при чтении он будет произносить названия букв, а не звуков, например, вместо слова МА-МА ребенок прочтет ЭМа-ЭМа. | Варианты ответов родителей. Родители отвечают (Мама называла букву, а не звук). |
4. Основная часть: учим буквы. | И вот мы учим ребенка правильно: предъявляем букву, называем ее кратко, «звуком». Выучили одну букву, вторую… и сталкиваемся с проблемой. Ребенок плохо запоминает буквы. Что же делать? Как помочь ребенку запомнить буквы? Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, данную работу следует проводить по следующим этапам: Анализ буквы. Рассматриваем букву, анализируем ее элементы (количество, пространственное расположение, отношение друг к другу). На данном этапе можно использовать стихотворные тексты, либо самостоятельно описывать букву, применяя сравнительные обороты. Итог – пишем (выкладываем букву) букву. СЛАЙД 4. Ассоциации. В этом упражнении предлагается ребенку найти предметы и объекты окружающего мира, на которые данная буква похожа. Проводим пальчиком (либо обводим, где спряталась буква). СЛАЙД 5. Упражнения по закреплению образа буквы. Образ буквы можно закреплять не только посредством написания ее на бумаге. Для данных целей используются различные материалы и виды работ с ними. Например, можно использовать сыпучие материалы (песок, крупы) – ребенок пальчиком проводит, пишет букву. Из природных материалов можно выкладывать буквы, а также можно использовать мелкие предметы (бусины, скрепки, пуговицы), игрушки (кубики, лего). СЛАЙД 6. Используются и канцелярские товары: вырезание букв, лепка, аппликации. СЛАЙД 7. Достаточно широкие вариации имеют и графические работы: штриховка, поиск букв, нахождение правильно написанных букв и т.д. СЛАЙД 8. | |
5. Основная часть: творческое задание. | Уважаемые родители, сейчас предлагаю Вам выполнить творческое задание – «От знакомства с буквой к закреплению». Работать у нас будет три секции (педагог выставляет таблички с номерами секций и их задачами): 1 – проводит анализ буквы; 2 – подбирает ассоциации; 3 – подбирает упражнения на закрепления образа буквы. Вы все объединены одной общей задачей – Вам нужно, чтобы ребенок выучил букву М. ПЕДАГОГ ДАЕТ ВРЕМЯ НА РАБОТУ, ЗАТЕМ ПРОВЕРЯЕТ. Уважаемые родители, обращаю Ваше внимание – когда будете защищать проекты, правильно называйте букву (кратко М, а не ЭМ). | Родители подбирают задания, по очереди презентуют свои проекты. |
6. Основная часть: слияние в слоги. | И вот, когда ребенок освоил несколько букв, приступают к обучению чтению. Правильное чтение – это чтение СЛОГАМИ. СЛАЙД 9. Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Поэтому уже на начальных этапах необходимо обучать детей чтению слогами. И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. При этом ребенок должен следить пальцем, пусть он одновременно с чтением переводит палец с буквы на букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога! Для данных целей можно использовать различные дорожки. Ребенок ставит пальчик на букву, произносит звук и ведет пальцем по дорожке, не прекращая произношение первого звука. Как только он достигнет второй букву, сразу же следует ее произнести. СЛАЙД 10. Постепенно использование данных дорожек сокращается, и ребенок переходит к плавному прочтению слога. | |
7. Основная часть: закрепление полученных умений | Дорогие родители, а сейчас я предлагаю провести коллективную работу над ошибками! Давайте научим нашу маму из сценки правильно обучать ребенка чтению слогов. Педагог любую пару родителей (если требуется – несколько пар) и контролирует импровизацию ««Учимся читать дома». | Родители делятся по парам (ребенок и взрослый) и отрабатывают полученные умения: правильное краткое называние букв (звуками); отрабатывают умение давать правильные инструкции по чтению слогов. |
7. Заключительная часть | Сегодня мы учились «учить читать слоги». С какими трудностями Вы столкнулись? Какая информация оказалась для Вас полезной? Уважаемые родители, я надеюсь, что полученные сегодня умения, Вы с удовольствием будете применять дома в работе со своими детьми. Успехов в обучении Вам и Вашим детям! | Родители дают обратную связь, делятся впечатлениями. |
Используемая литература:
1. В.В.Волина Праздник букваря. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ-Пресс, 1996 - 384 с.
2. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмодетство, 2017 – 99 с.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте.