Урок по чтению ««Как хорошо уметь читать» Произведения Е.Чарушина»
Урок 87 (с. 84 - 85)
Тема |
Как хорошо уметь читать. Произведения Е.Чарушина |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е. Чарушина, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развития устной речи учащихся |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
На основе названия текста определяют его содержание; читают текст самостоятельно; называют героев произведения; находят и называют понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух; разыгрывают фрагмент текста по ролям |
Личностные результаты |
Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения. Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение предположений с содержанием текста, характеризуют героя. Коммуникативные: выразительно читают текст и разыгрывают по ролям фрагмент |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям |
Образовательные ресурсы |
Зеркальце. Картинка с изображением вороны. Портрет Е. И. Чарушина. Картинки с веселыми и грустными человечками |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Ужасно интересно Все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, Нам хочется узнать |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
эмоциональный настрой на урок |
Но чтоб добыть нам знания, Проявим мы старание, Тогда с тобою многое Удастся нам понять. – Проверим готовность к уроку |
принадлежностей на столе |
||||
II. Артикуляционная гимнастика Речевая разминка |
Фронтальная. Словесный. Артикуляционная зарядка |
На доске слово УЛЫБКА. – Прочитайте слово. – Возьмите зеркальце и улыбнитесь себе и своему товарищу. – Произнесите звуки [а], [о], |
Читают слово. – Улыбка. Улыбаются себе и товарищу. Произносят звуки |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Фронтальный. Правильное выполнение заданий |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Кто изображен на картинке? – Кто такая ворона? Что вы знаете о ней? – А я знаю, что эта птица научила одного мальчика говорить букву р. Хотите узнать, как это получилось? – Есть такой очень интересный рассказ, который написал Е. И. Чарушин |
Рассматривают картинку. Называют птицу, рассказывают о ней. Отвечают на вопросы учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Биография |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета |
Рассказ биографии Е. И. Чарушина с опорой на портрет |
Слушают рассказ учителя, задают вопросы |
Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. |
Воронята в гнезде – Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!» Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление) |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
|
2. Первичное знакомство с рассказом (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Чтение рассказа учителем, беседа |
Чтение рассказа. – Подумайте над вопросом: Могла ли эта история произойти на самом деле? |
Слушают рассказ, рассматривают предметную картинку, отвечают на вопрос |
На основе названия текста определяют его содержание. Размышляют над вопросом, высказывают мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
|
3. Первичное восприятие рассказа учащимися |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– С кем произошла история? – Как звали мальчика? – Что он не умел делать? |
Отвечают на вопросы |
Демонстрируют усвоение содержания услышанного рассказа. Правильно строят ответы |
Фронтальный. Устные ответы |
|
4. Выборочное чтение рассказа учащимися. Беседа по тексту |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте. – Сначала называем автора – Почему мальчик Женя обиделся на ребят? Перечитайте строки |
Читают на доске трудные слова из текста: не-вы-со-кой, рас-ка-ты-ва-ет-ся, об-ра-до-вал-ся, вы-го-ва-ри-ва-ет-ся. Читают рассказ и отвечают на вопросы |
Учатся правильно читать произведение: называть автора, название произведения. В ходе выборочного чтения анализируют произведение, отвечают на вопросы, |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
|
– Какие слова предлагали ребята ему сказать? – Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему? – Нужно ли смеяться? Как надо поступить? – Какие чувства испытывал Женя? – Кто же научил мальчика говорить букву р? – Как кричит ворона? – Давайте прочитаем. – Что произошло дальше? Какой был результат? |
находят ответы в тексте рассказа. Называют героев рассказа. Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ |
||||
Физкультминутка |
Коллективный. Практический |
– А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели вновь за дело |
Выполняют движения |
Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Самостоятельная работа с текстом рассказа |
Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву р. – Определите качества характера Жени. – Найдите и назовите понравившиеся слова из текста |
Ищут в тексте предложение, слова. Отвечают на вопросы |
Учатся находить в тексте необходимую информацию. Характеризуют мальчика – героя рассказа. Контролируют работу товарищей в группе, осуществляют взаимопроверку |
Групповой, индивидуальный. Чтение предложения, слов; устные ответы |
|
2. Инсценировка фрагмента текста |
Групповая. Словесный, творческий. Чтение, инсценировка |
– Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста. – Разыграйте фрагмент текста по ролям |
Выбирают фрагмент текста, распределяют роли, инсценируют |
Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, распределяют роли, инсценируют, проявляют эмоции |
Групповой. Инсценировка |
|
3. Буква или звук? |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается? – Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему? – Нужно ли смеяться? Как надо поступить? – Какие чувства испытывал Женя? – Кто же научил мальчика говорить букву р? – Как кричит ворона? – Давайте прочитаем. – Что произошло дальше? Какой был результат? |
– Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим |
Различают букву р Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ |
Фронтальный. Устные ответы |
|
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Самостоятельная работа с текстом рассказа |
Групповая, индивидуальная. Словесный, практи- ческий. Чтение, беседа |
– Найдите в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву р. – Определите качества характера Жени. – Найдите и назовите понравившиеся слова из текста |
Ищут в тексте предложение, слова. Отвечают на вопросы |
Учатся находить в тексте необходимую информацию. Характеризуют мальчика – героя рассказа. Контролируют работу товарищей в группе, осуществляют взаимопроверку |
Групповой, индивидуальный. Чтение предложения, слов; устные ответы |
|
2. Инсценировка фрагмента текста |
Групповая. Словесный, творческий. Чтение, инсценировка |
– Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста. – Разыграйте фрагмент текста по ролям |
Выбирают фрагмент текста, распределяют роли, инсценируют |
Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, распределяют роли, инсценируют, проявляют эмоции |
Групповой. Инсценировка |
|
3. Буква или звук? |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается? |
– Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим |
Различают букву р |
Фронтальный. Устные ответы |
|
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– С каким писателем мы познакомились? – Как называется рассказ? – У вас на столах лежат картинки с веселыми и грустными человечками. Если вы считаете, что работали хорошо, вам понравилось на уроке, то поднимите веселого человечка; если вы не довольны – то грустного человечка. – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя. Выбирают картинку с веселым или грустным человечком |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |