Классное родительское собрание в 5 классе «Как помочь ребёнку хорошо учиться!»
Разработка.
Классное родительское собрание в 5 классе.
«Как помочь ребенку в учебе?»
Занятие в школе может только доставить
ограниченному рассудку и как бы вдолбить
в него все правила, добытые чужим
пониманием, но способность правильно
пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд.
И.Кант
Задачи собрания:
1. Выявить причины неуспешности ученика и пути преодоления.
2.Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
3.Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Форма проведения собрания: беседа за круглым столом с применением презентации по данному вопросу.
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое неуспешность и как его преодолеть.
Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.
Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа к собранию
Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания.
Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.
Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.
4. Презентация по данной теме.
Анкетирование учащихся
Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?
Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Анкетирование родителей
Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
Какие предметы требуют больших затрат времени?
Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
Полезная информация
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во-первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка.
Памятка “Как готовить домашние задания”:
Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них по отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод “5П”
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод “5П” позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П – просмотри текст (бегло);
2П – придумай к нему вопросы;
3П – пометь карандашом самые важные места;
4П – перескажи текст (используя ключевые слова);
5П – просмотри текст повторно.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Наше собрание посвящено очень важному вопросу (слайд№1)
Как вы понимаете термин «неуспешность ученика?»
(обмен мнениями), (слайд№2)
Каковы причины неуспешности? (слайд№3)
Приложение 1: Сравнительная характеристика по технике чтения за 4-5 классы. Динамика.
Оценка частоты взаимосвязи между скоростью чтения и успеваемостью в виде таблицы. В строке N проставлен номер ученика, V скорость чтения, в строке Z единичками отмечены те ученики, которые занимаются на 4и 5. (слайд№4)
Как помочь ребенку
Что и как вы читаете дома? (обмен мнениями)
Разберем другие причины (слайд№5)
Как помочь? (обмен мнениями) (слайд№6)
Режим дня. Приложение 2.
Давайте поговорим о его величестве – домашнее задание. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.
Изречение И.Канта (слайд№7)
Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.
Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятные вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.
В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учит ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все “за” и “против”, решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Небольшое анкетирование родителей по ходу собрания: слайд№8.
Давайте, сравним свои ответы с ответами наших детей: слайд№9.
Какие выводы вы сделали? (обмен мнениями).
Вот еще одна тема для размышления после рейда «Секретный портфель». Приложение3. Слайд№10.
Обмен мнениями.
Рекомендации: «Поможем детям учиться». Слайды№11-17
Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания
Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
Консультация учителей-предметников.
Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.
Итог собрания
Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.
В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.
Приложение 22-23 используются классным руководителем для индивидуальной работы с родителями.
Предполагаемые результаты:
Получение родителями педагогических знаний.
Новые формы сотрудничества родителей с учителями.
Выполнение рекомендаций учителей – предметников по единым требованиям к выполнению домашних заданий.
Формы помощи своим детям.
Умение проводить диагностику неуспешности и учиться преодолевать эту неуспешность.
Литература:
Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. Москва «Вако» 2005г.
Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования РФ. Классный руководитель. М. 2001.№8