12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бражкина Ольга Михайловна98
Россия, Пермский край, Кудымкар

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Дискуссия «Трудный возраст. Как быть?»

 

Составила: Бражкина Ольга Михайловна,

классный руководитель, учитель биологии и географии

 

Пояснительная записка

 

Проблема взаимодействия и общения подростков и родителей актуальна для многих семей и школ. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. С подростком уже труднее договориться и не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Дети - подростки находятся в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями детства и взрослости. Он уже не имеет преимуществ ребенка, но еще не достиг возможностей взрослого. И в этот период развертываются различные формы общения с родителями, которые чаще приводят к непониманию, разногласиям, к негативным реакциям. Трудно «обеим сторонам».

И как классному руководителю, работая в старших классах, хочется помочь родителям и детям советами и рекомендациями. Через беседы, игры, анкеты, обсуждения конкретных ситуаций, проведение родительских собраний необходимо решить наболевшие вопросы, обсудить злободневные темы и выстроить планы на будущее.

Разговор с родителями о взаимодействии с подростками должен быть предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с этим появляется необходимость использования на родительских собраниях активных методов работы с родителями с целью интеграции воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности, оказания помощи родителям в преодолении затруднений в общении с подростками.

Задачи:

- раскрыть роль родительских собраний в школе в помощи воспитания подростков;

- познакомить родителей с подростковыми поведенческими реакциями; обратить их внимание на собственное поведение на такие реакции, дать конкретные рекомендации и практические решения, как на них реагировать.

- обсудить причины возникновения проблем общения детей и взрослых и наметить пути их решения;

- развивать партнёрство и сотрудничество родителя с ребёнком,  приобретение навыков равноправного общения в детско-родительской паре;

-   развитие сплочённости и конструктивных отношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание в форме дискуссии

«Трудный возраст. Как быть?»

 

Перед началом собрания родителям раздаются разноцветные жетончики и конверты. По цвету жетона родители выбирают свое место за столами.

 

Приветствие и нацеливание

 

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас родительское собрание в форме дискуссии. Тема «Трудный возраст. Как быть?»

У всех у нас за плечами огромный жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь к нашим детям, общение с ними, внимание к их формирующейся личности. Вы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни. И надо быть для подростка не только родителем, но и старшим, мудрым другом.

Посоветовать что-то конкретное в данной ситуации без уточнения некоторых обстоятельств - трудно, но несколько рекомендаций можно предложить. Поэтому мы и собрались на родительское собрание, с которого вы что-то возьмёте для себя и в дальнейшем примените в жизненных ситуациях. Попытайтесь «узнать» своего ребёнка и его поведение из обсуждаемых сегодня ситуаций и вопросов. В течение собрания мы поговорим об уязвимых точках подросткового возраста, о трудностях, с которыми сталкиваются дети в период взросления и как их понять. И попробуем ответить на вопрос, правильно ли ведём себя мы при общении с подростком.

Уважаемые родители, вы расположились за двумя столами по группам. Команды готовы. У каждого имеется конверт, куда вы будете собирать написанные вами советы, пожелания, которые, по вашему мнению, важны в родительском воспитании. Листочки для записей, ручки на столах.

 

Вступление

 

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности. Это время, когда родители начинают чувствовать дистанцию, дети перестают делиться своими мыслями и переживаниями. И характерной особенностью этого возраста является быстрая смена физического состояния и настроения. Пока еще дети рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают во время подросткового возраста. А кто же такой подросток?

Проведем упражнение «Ассоциации». Назовите слова – ассоциации к слову «подросток» (упрямый, трудный возраст, кризис, конфликт, взросление, проблемы, переходный возраст).

За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

 

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, умеют ли услышать и выслушать подростка. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям, и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Первое задание командам.

«Прочитайте стихотворение. Определите главную мысль»

 

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать -

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

 

Обсуждение.

 

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:«Ты можешь...»; «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...»

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...»

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них - одни запреты, а взрослые - «могут все», у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их с взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них тяжелой ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Второе задание командам «Заполните таблицу»

 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

 

«Ты должен думать о будущем!»

 

«Ты должен уважать старших!»

 

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

 

«Ты лжец», «Ты опять врешь!»

 

 

Обсуждение написанных фраз.

 

Вывод

1.     Используйте одобрительные фразы во время разговора.

2.     Выбирайте правильный тон голоса. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов.

3.     Выражайте поддержку не только словами. Это могут быть улыбка, взгляд,

 

Третье задание командам «Разрешите ситуации»

 

Родителям раздаются листки с описанием ситуаций.
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

Обсуждение ситуаций и обмен мнениями.

 

Вывод

Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе.

Дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.

Высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.

 

 

 

 

Четвертое задание командам «Расставьте в правильной очередности»

Этапы выхода из конфликтных ситуаций даны непоследовательно.

 

Понять, какая потребность ребенка ущемлена.

Необходимо выслушать ребенка.

Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему

Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании

.

Проверка задания, обсуждение.

 

Пятое задание командам. Как поступать родителям, если все-таки разгорелась ссора? Команды предлагают свои версии.

 

Вывод

1. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

2. Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

3. Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: «Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем».

4. Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш - отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.

 

 

Для подростков характерно не только негативное отношение к чему-либо, но они имеют в этом возрасте разнообразие интересов, идей, хобби. У кого-то повышается интерес к учебе. И сейчас мы это узнаем.

 

Шестое задание командам. Упражнение «Мой ребенок может…»

Родителям предлагается бланк, на котором изображен круг, поделенный на несколько секторов. Задача участников заполнить все сектора, продолжая фразу «Мой ребенок может, умеет, знает, делает и прочее».

Обсуждение.

Итог собрания

В заключение нашего собрания, хочется сказать, чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. А самым главным принципом является принятие подростка, когда он понимает, что его любят несмотря ни на что. Любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Хочется поблагодарить команды за активное участие. В команде всегда легче работать, раскрыться и поддержать друг друга.

А сейчас посмотрим ваши конвертики. Проведем рефлексию. Увеличилась ли ваша копилка идей, советов, пожеланий? (каждый родитель читает по одному совету) Мы рады, что вы записывали интересные советы и идеи. И ещё в конверт добавим памятку.

Спасибо всем, кто был сегодня с нами на нашем родительском собрании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная, сложная и ответственная задача. Родительское собрание в любом классе очень волнительно как для учителя, так и для родителя. Чтобы собрания проходили в максимально доброжелательной и психологически безопасной для родителей атмосфере, нужно применять разнообразные методы работы с родителями. И мы в этой разработке постарались раскрыть дискуссию с активными приёмами. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности при встречах с родителями. А если при этом родители получают возможность задуматься над сложными вопросами воспитания и взаимоотношения с детьми, то воспитательная роль мероприятия значительно возрастает. Хочется, чтобы после собрания родители обнаружили и постарались исправить те ошибки в воспитании, которые допускали раньше. И не забывать о личном примере, который так важен для подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Арбузова Е.Н. Анисимов А.И. Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб.: Речь, 2008.

Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006

Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Диреклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 – 9 классы. М.: ВАКО, 2008

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.

Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

1.Ответы по второму вопросу «Заполните таблицу»

 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты лжец», «Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

 

 

2. Ответы по третьему вопросу «Разрешите ситуации»

 

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: «Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

 

 

3.Выводы по четвертому вопросу «Расставьте в правильной очередности»

Этапы выхода из конфликтных ситуаций

1. Необходимо выслушать ребенка.

2. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.

5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.

6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

 

 

4. Памятка для родителей

1. Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

4. Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

6. Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.