Родительское собрание «Координация усилий семьи о ОУ по защите прав и достоинств ребёнка»
«Координация усилий семьи и ОУ по защите прав и достоинств ребёнка»
в форме педагогического ринга
разработчик: Мартенс М.В.
цель: Повысить уровень педагогической и правовой культуры родителей
задачи:. 1. Совершенствовать работу с родителями.
2. Сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитания
гуманных отношений с детьми;
3. Организовать системную работу по коррекции детско-родительских
отношений.
участники: родители, жюри – председатель родительского комитета….
оборудование:
Карточки для деления на команды
Карточки со статьями Конвенции «О правах ребёнка» для инсценировки
Карточки с правовыми терминами право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства.
2 листа ватмана, разделённых на 3 части с приклеенными зелёным, жёлтым и красным цветами
Чистые листы А4
Маркеры
предварительная работа: индивидуальные беседы, оформление уголка «Каждый ребёнок имеет право», разработка памяток для родителей
Ход родительского собрания:
Педагог: Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
Новое российское законодательство 90-х годов, и в первую очередь Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Но знаем ли мы права и обязанности детей, правильно ли их понимаем? Думаю, что сегодняшняя наша встреча поможет Вам получить ответы на свои вопросы, найти ориентиры в своей жизни.
Наше родительское собрание пройдёт сегодня в форме педагогического ринга. Как и в боксе, педагогический ринг будет состоять из раундов. По результатам каждого раунда командам будут присуждаться баллы. А судить выступления команд будет компетентное жюри в составе:…… (Приложение 1)
Раунд «Команда – капитан»
Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать название, девиз и выбрать капитана.
Раунд «Разминка»
Командам предлагается ответить на ряд вопросов:
Как называется основной документ по правам ребенка. (конвенция о правах ребенка)
В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)
На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с 3х лет)
Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный)
Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)
Раунд «Пойми меня»
Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунков. Другой игрок должен назвать термин. (Приложение 2)
Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства.
Раунд «Театральная комната».
Капитаны выбирают карточку, на которой записан № статьи конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только звуковые, танцевальные и музыкальные приемы. (Приложение 3)
Время для подготовки 1 минута.
Раунд «Разыгрывание ситуаций»
Родителям предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить некоторые варианты возможных решений.
Ситуация 1.
Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Бабушка делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» ребенок делает вид, что не заметил этих слов.
Бабушка повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!» Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока не обольет себя и рядом сидящего липким соком.
Как поступить в данной ситуации ?
Как себя вести, если:
вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа.
Эта ситуация произошла непосредственно перед праздником.
Ситуация 2.
Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.
Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.
Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если:
ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню;
ребенок молча лежит с открытыми глазами.
Ситуация 3.
Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.
Как в данной ситуации поступить воспитателю?
Как себя вести, если:
ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести.
Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?
6 раунд «Запрещаем - разрешаем»
Лист ватмана делится на 3 части, соответствующие зонам запрета. На каждой зоне прикрепляются бумажные цветы зелёного, жёлтого и красного цвета:
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» - действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красный – зону «Запрещено» - действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.
Полученные результаты анализируются
7 раунд «Какие бывают наказания»
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
«Физическое наказание»
«Изоляция»
«Наказание словом»
«Лишение приятного»
Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта
8 раунд «Блиц турнир». / 5-7мин.
Командам предлагается ответить на вопросы (по 5 вопросов для каждой команды)
(оценивается правильность и быстрота ответов)
Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева»
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Права поросят нарушает волк.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом
Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться.
В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?
Сказка «Приключения Буратино».
Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и свободный труд за вознаграждение.
Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?
Каждый ребенок имеет право получать образование.
В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …
Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность
Какое право выполняет Доктор Айболит?
Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи
Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена.
Право не подвергаться жестокому обращению
Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?
Право на неприкосновенность жилища
Итог педагогического раунда подводит жюри
Педагог: Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Мы, взрослые – педагоги и родители, должны сообща обеспечивать все права детей.
Приложение 1
Таблица оценок педагогического ринга:
Максимум: 5 баллов
№ |
Раунды |
Оценка жюри |
Средний балл |
|
1 команда |
2 команда |
|||
|
«Команда-капитан» |
|||
|
«Разминка» |
|||
|
«Пойми меня» |
|||
|
«Кто больше» |
|||
|
«Театральная комната» |
|||
|
«Разрешаем – запрещаем» |
|||
|
«Какие бывают наказания» |
|||
|
Блиц - турнир |
|||
10. |
Итоги. |
Приложение 2
право |
свобода |
ответственность |
закон |
конвенция |
обязательства |
Приложение 3
Статья 2 «Предотвращение дискриминации»
Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Статья 35 «Торговля, контрабанда и похищение»
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.
Статья 28 «Образование»
Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребёнка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.