Родительское собрание на тему «Дети в интернете» (4 класс)
Родительское собрание на тему: «Дети в интернете».
Выполнено учителем начальных классов
МБОУ г. Кургана «СОШ № 43» Ивановой Л. И.
Цель:
сформировать и расширить компетентности родителей в пользовании Интернетом для обеспечения безопасного поведения детей и подростков.
Задачи:
познакомить родителей с источниками опасности, которые таит в себе всемирная паутина;
показать родителям приемы контроля за деятельностью работы детей и подростков в сети Интернет.
Ожидаемые результаты:
Совместные усилия педагогов и родителей создадут безопасную среду для доступа детей к сети Интернет.
Методические рекомендации помогут родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.
Ход мероприятия:
1.Объединение родителей по группам (по 4-5 человек)
Учитель предлагает родителям сделать выбор: «Добрый день! Предлагаю сегодня вам, уважаемые родители, для плодотворной работы нашего родительского собрания сесть по группам за тот стол, на котором табличка отражает интерес вашего частого обращения в Интернет.
На столах расположены таблички с надписями:
работа,
новости,
фильмы,
игры,
музыка.
2. Блиц-опрос родителей « Значение интернета в вашей жизни».
- Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем с вами говорить об Интернете, и не столько я, сколько все вместе, надеюсь, будем обсуждать, положительное и отрицательное влияние его на нашу жизнь и жизнь наших детей. Вы уже выразили свои предпочтения при выходе в Сети. Вопросы для каждой группы:
- Прошу высказать свое мнение о значении интернета в вашей жизни? (Что внес, изменил, улучшил?)
- Что для вас предпочтительнее – Интернет или телевизор? Почему? - Появились ли у вас в семье проблемы с ребенком, в связи с появлением в его жизни интернета? Какие?
-Как вы считаете, есть ли риски у детей при выходе во всемирную паутину? Какие это риски, как вы думаете? Известны ли вам способы безопасности для детей при выходе в Интернет? Продолжите фразу: «Чрезмерное увлечение интернетом может привести к …».
3.Тест: «Определение зависимости детей от компьютерных игр».
Предлагаю вам определить с помощью теста, имеют ли ваши дети зависимость от компьютерных игр.
4. Вступительное слово учителя.
В связи с появлением в нашей жизни Интернета, появились проблемы в воспитании детей. Проблема обеспечения безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача для их родителей и педагогов.
4. Сообщение учителя на тему: «Какие риски несет Интернет» (с использованием презентации).
Наше родительское собрание сегодня посвящено как раз этой насущной проблеме - «Основам безопасности в сети Интернет». В связи с этим, вы должны, уважаемые родители, осознавать, что основная доля ответственности за безопасность детей в Интернете лежит на вас, потому что только вы можете полностью контролировать своих детей, поэтому я считаю, вам необходимы некоторые теоретические и практические знания по данной проблеме. Я предлагаю рассмотреть сегодня на родительском собрании следующие вопросы:
Классификация онлайн- рисков .
Как защитить ребенка от онлайн- рисков.
Сегодняшние школьники легко осваивают любые устройства и технологии, предназначенные для общения и передачи информации. Однако насколько они готовы к тому, чтобы правильно ориентироваться в пространстве интернета, насколько способны противостоять тем рискам и угрозам, с которыми неизбежно сталкивается практически любой пользователь сети? И что необходимо делать государству, обществу, системе образования, родителям для того, чтобы защитить юных пользователей и помочь им освоиться в интернете? В рамках исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online II, посвященного изучению вопросов безопасности интернета для детей и подростков, были получены ответы на эти вопросы и подготовлены соответствующие рекомендации. Всего в исследовании приняли участие 25 стран Евросоюза, а также Россия и Австралия. Результаты исследования доступны на сайте http://detionline.com/ Как оказалось, родители — далеко не единственные люди, способные помочь ребенку ориентироваться в пространстве сети. Учителя также играют жизненно важную роль, а для многих детей большую помощь оказывают их сверстники. Согласно данным исследования, 63% европейских детей школьного возраста получали советы по безопасному поведению в интернете от родителей, 58% — от учителей и 44% — от сверстников. Роль учителей и сверстников не сводится к консультированию по безопасному поведению в сети. 58% юных европейцев говорят, что их учителя помогают им, когда они затрудняются сделать какую-либо работу или что-то найти в интернете. Преподаватели также объясняли, почему одни сайты могут считаться хорошими и качественными, а другие нет. В половине случаев учителя обсуждали со своими учениками, что они делают в интернете или давали некоторые советы по тактике взаимоотношений с онлайн- собеседниками. О том, что делать, если их что- то беспокоит в интернете, говорили со своими школьными наставниками менее 40% детей и подростков. 62% учителей устанавливают правила, описывающие, что дети могут делать в интернете и чего им следует избегать. При этом младшие школьники (9-10 лет) реже других возрастных групп отмечают, что учителя помогают им ориентироваться в пространстве интернета. Это следует учесть, поскольку дети младшего возраста теперь используют интернет достаточно активно. Среди 9-16-летних европейцев 64% утверждают, что, когда в онлайне у них что-то не ладится, им помогают школьные друзья.
Возможно, эти советы не столь ценны, но все, же важно иметь в виду, что, если ребенка что-то беспокоит в сети, он скорее расскажет об этом другу, чем кому-то еще. Поэтому поддержка сверстников способна стать одним из факторов интернет-безопасности. В случаях, когда детей что-то беспокоило в интернете, 36% обращались за помощью к родителям, 28% — к друзьям и 24% — к учителям. В идеале каждый ребенок должен иметь по крайней мере одного человека, к кому он мог бы обратиться. Однако все же есть некоторая часть детей, которым некому помочь в таких ситуациях. Любопытно и отрадно отметить, что дети, обладающие высокой цифровой грамотностью, чаще отмечают, что им помогают в пользовании интернетом учителя или школьные друзья. Причем, чем младше дети, тем сильнее эта взаимосвязь. Возможно, это можно объяснить тем, что дети с более высоким уровнем компьютерной грамотности способны эффективнее пользоваться помощью других — учителей и товарищей.
Классификация рисков в сети Интернет:
1.Контентные риски. Как их избежать.
2. Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет.
3. Электронные риски.
4. Потребительские риски.
Контентные риски.
Контент - это наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д. (например: контент интернет-сайта); мобильный контент - мультимедийное наполнение, адаптированное для использования в мобильных устройствах
(телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т.д.) - текст, графика, музыка, рингтоны, видео, игры, дополнительное программное обеспечение.
Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, - это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:
- информация о насилии, жестокости и агрессии,
- информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам,
- пропаганда суицида,
- пропаганда азартных игр,
- пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ,
- пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи),
- пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений,
- эротика и порнография,
- нецензурная лексика и т.д.
В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы. Распространение противозаконной информации преследуется по закону, например, распространение наркотических веществ через Интернет, порнографических материалов с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение противозаконной информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции. Неэтичный, противоречащий принятым в обществе нормам морали и социальным нормам, контент не запрещен к распространению, но может содержать информацию, способную оскорбить пользователей и оказать вредоносное воздействие. Подобная информация не попадает под действие уголовного кодекса, но может оказать негативное влияние на психику человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети: изображения сексуального характера, порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Неэтичная и вредоносная информация может быть направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.
Вредоносный контент может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных, например, просмотр тех или иных видеоматериалов через сеть интернет приводит к заражению компьютера вирусами. Такие действия могут преследоваться по закону в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ (ст. 272,273,274).
Что надо знать о проблемах недостоверной информации в Интернете? В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров (такие службы функционируют только в электронных средствах массовой информации), никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п.
Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др.
Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг) – это явления не только виртуальной, но и реальной жизни. Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на детей и подростков. В отличие от реальной травли, для кибер-буллинга не нужно быть здоровяком, достаточно компьютера, времени и желания кого-то терроризировать. Распространение кибербуллинга, во многом, отражает проблемы морали в обществе, где к человеку не относятся, как к ценности, личности и игнорируют его проблемы и переживания, отвечают цинизмом. По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн.
Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики, на которых над кем-то издеваются или даже избивают уже давно стали привычной частью Рунета – каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. Нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.
Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, - напоминает Касперский (один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского»). - Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей". Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.
Электронные риски
Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с Интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры,
рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Существуют определенные признаки, по которым, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что компьютер заражен вирусами:
- медленная реакция на действия пользователя, особенно при запуске программ,
- искажение содержимого файлов и каталогов или их полное исчезновение, - частые сбои и зависания компьютера,
- самопроизвольное появление на экране сообщений или изображений, - несанкционированный запуск программ,
- зависание или странное поведение интернет-браузера,
- невозможность перегрузки компьютера (операционная система не загружается).
Однако нужно помнить, что ничто не может дать стопроцентной гарантии защиты вашего компьютера. Поэтому в любом случае Вы и Ваши дети должны быть крайне внимательны, когда получаете сообщения по электронной почте от неизвестного адресата с вложением, когда скачиваете файлы из Интернета, пользуетесь чужими носителями информации или открываете файлы, скопированные с чужого компьютера.
Потребительские риски
Потребительские риски - злоупотребление в Интернете правами потребителя, включают в себя:
- хищение персональной информации с целью кибермошенничества,
- потеря денежных средств без приобретения товара или услуги,
-риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию,
- азартные игры на деньги.
Вы можете самостоятельно научиться распознавать мошеннические сообщения, познакомившись с их некоторыми отличительными признаками. Фишинговые сообщения могут содержать:
- сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов;
- обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них;
- сведения о сделках, которые слишком хороши, для того, чтобы быть правдой;
- запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях;
- грамматические и орфографические ошибки.
Потребительский риск заключается в потере денежных средств без приобретения товара или услуги, или приобретения товара низкого качества, контрафактной и фальсифицированной продукции.
Азартные игры на деньги.
Множество детей обожают искать развлечения (например, игры) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта они могут попасть на карточный сервер. Большинство игр и развлечений для несовершеннолетних вполне законны, однако, им нельзя играть в азартные игры на деньги. В чем состоит отличие между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми. Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков.
Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
Существует еще одна опасность- зависимость от компьютерных игр.
Ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры.
Что же такое эта «компьютерная игровая зависимость» и в чем она проявляется? Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре – в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями – ибо они пока еще не «виртуальны». Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением.
Вот сколько рисков несет всемирная паутина. Потому встает насущный вопрос: « Как защитить наших детей от онлайн- рисков?»
5. Обсуждение родителями в группах и выработка мер защиты детей от онлайн- рисков.
- Предлагаю, уважаемые родители, обсудить эту проблему в группах и предложить свои меры защиты детей от онлайн- рисков, а потом высказаться каждой группе и обобщить нашу с вами совместную работу по данной теме.
6. Обобщение учителем выступлений родителей по теме: « Защита детей от онлайн- рисков».
- Я очень рада, что сегодня никого не оставила равнодушным тема нашего родительского собрания, все группы были достаточно активны. Мы вместе с вами обсудили наши действия по безопасности наших детей при выходе в Интернет и сейчас необходимо их только обобщить.
Итак,
*Доверие - самая надежная защита.
Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребенок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему, в этом случае он сможет вам довериться.
*Установление правил пользования интернетом для всех электронных устройств.
Необходимо прийти к соглашению с детьми по следующим вопросам:
- Что разрешить делать в сети?
-Где можно пользоваться мобильными устройствами?
- Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?
* Регулярный разговор об Интернете.
Регулярно разговаривайте об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Посмотрите вместе фильм об интернет -угрозах и обсудите его. Точная и достоверная информация – лучшее средство от онлайн- рисков.
*Осведомленность родителей о жизни ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
Искренне интересуйтесь жизнью ребенка, о его интересах, его друзьях, удачах, успехах и огорчениях, проблемах, активностью в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети, где он
« обитает».
*Рассказ о нормах онлайн- этикета.
Как в реальной жизни, так и в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в Сети – иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.
*Необходимость защиты персональной информации.
Объясните ребенку, что любая информация, которую он выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
*Информация о помощи.
Расскажите ребенку о том, что если он столкнулся с проблемой в интернете, он может обратиться за помощью к вам, к администрации сайта, в службу техподдержки, ко взрослому, которому доверяет или позвонить на горячую линию по телефону Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15).
*Положительный пример.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн - пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей. Покажите детям примеры популярных страниц, посвященных творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или другому любому увлечению пользователя.
*Принцип « доверяй», но «проверяй».
Напоминайте чаще о том, что не всегда информация из Интернета достоверна, нельзя доверять всему, что вы узнали в Сети. Объясните о правиле трех источников: прежде, чем проверить какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника. Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять ее к сведению, но распространять не стоит.
*Защита для всех устройств.
Защитите надежными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребенка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который нужно регулярно менять.
*Антивирусная защита для всех устройств.
Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн – сканер.
*Регулярное обновление операционной системы и ПО.
Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надежных ресурсов.
*Изучение и установление наиболее подходящих технических средств контентной фильтрации.
Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов, ограничить время доступа к Интернету, отслеживать действия пользователя в Сети, блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.
Но каким бы не был родительский контроль, креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии - это лучшее средство защиты детей от онлайн – угроз.
7. Информационный блок «Безопасное использование сети Интернет в соответствии с возрастом детей». (Выступление подготовленных родителей.)
Дети до 7 лет
Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета. Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере. На этом этапе вы можете установить первые внутренние правила использования компьютера. Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем. Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого. Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета. Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7–9 лет
Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Вы вместе с детьми должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей. Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации. Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни. Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации. Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.
Дети 10–12 лет
Дети в этом возрасте уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации. Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям. Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации. Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах, вам следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях. Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования. Систему безопасности информации также необходимо обновлять.
IV. Рефлексия.
Родители приклеивают на доску по группам заранее приготовленные стикеры разного цвета:
-желтый - не интересна тема родительского собрания;
- зеленый - было познавательно;
- красный - было интересно, познавательно, полезно
V. Подведение итогов родительского собрания.
Учитель подводит итоги родительского собрания, раздает памятки.
Приложение
Приложение 1
Памятка
«Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков»:
1). Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более 2 часов в сутки на игры.
2). Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается ребенок. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
3). Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
4). Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
5). Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
6). Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
7). Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».
Приложение 2
Памятка «Советы родителям по защите безопасности детей в интернете».
Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете. Путешествуйте в Интернете вместе с детьми.
Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом.
Депрессивные молодежные течения
Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
Наркотики
Интернет пестрит новостями о “пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления “зелья”.
Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.
Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, “убивает” коммуникативные навыки, которые мы невольно приобретаем с самого раннего детства.
Секты
Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам “проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Экстремизм, национализм, фашизм
Все широкие возможности Интернета используются представителями экстремистских течений для того, чтобы заманить в свои ряды новичков.
3. Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачи сообщений, играют в сетевые игры или занимаются в Интернете чем-то другим, что требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации.
4. Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.
5. Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы.
6. Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.
7. Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета. Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине.
8. Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.
9. Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают в Интернете, нельзя. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации им следует обратиться за советом к вам.
10. Контролируйте действия своих детей в Интернете с помощью специализированного программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать, что они там делают.
Самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Например, игра «Wild Web Wood» (http://www.wildwebwoods.org/) создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский
9
язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Компания МТС предлагает on-line урок по теме «Полезный и безопасный Интернет» (http://www.detionline.com/mts/about) .
Приложение 3
Приложение 4
Определение компьютерной зависимости учащихся
В.В. Сатари,
психолог высшей квалификационной категории, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Фили», г. Москва
Тест
«Определение зависимости от компьютерных игр»
Уважаемые родители! Внимательно читайте утверждения и тщательно обдумывайте ответ. При этом обязательно старайтесь ответить «да» или «нет». Помните, что от правильности вашего ответа зависят результаты тестирования!
Утверждение |
Ответ «да» |
Ответ «нет» |
Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру |
|
|
Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями |
|
|
Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми |
|
|
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном |
|
|
Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка |
|
|
После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли |
|
|
В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером |
|
|
При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы |
|
|
После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула |
|
|
Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее |
|
|
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием |
|
|
Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени |
|
|
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной |
|
|
Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры |
|
|
После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз |
|
|
Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть |
|
|
Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка |
|
|
Благодарим за участие в опросе и искренние ответы!
Анализ исследования
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение ребенком компьютерными играми может перерасти в зависимость, а значит, нужно обратиться за консультацией в психологическую службу для получения своевременной квалифицированной психологической помощи.
Литература:
1. Е.Н. Беспалова «Основы безопасности в сети Интернет» Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова
2.МТС и Фонд развития Интернет. Образовательно - выставочный проект
« Дети в интернете».
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.
Презентация Владимира Шляпникова, канд. психол. наук, директора по социальным проектам. Как поговорить с ребёнком об Интернете? 23oct.riw15-next2--shliapnikov
5.http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm
6.http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/
7.http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335
Легоцкая Вера Сергеевна