12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана16
Калужская обл.
1

Родительское собрание на тему: «Шахматы как средство развития логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Брайцева Светлана Владимировна


Родительское собрание  на тему: «Шахматы как средство развития логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе дополнительного образования» 

Цель: ознакомить родительскую аудиторию с деятельностью детского объединения «Шахматное королевство» и привлечь в него максимальное число обучающихся. 

Задачи: 

познакомить родителей с занятиями, представить спектр возможностей использования игры, определить вектор развития познавательных способностей; 

популяризировать игру в шахматы; 

организовать досуг детей с помощью игры в шахматы; 

наполнить представления родителей об особенностях шахматной игры; 

ознакомить с влиянием шахмат в формировании пространственно-логического мышления у детей. 

Материалы к собранию:

листовки (буклеты);

ручки, карандаши;

бумага А5;

презентация.


Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. 

В.В.Путин, Президент России 


Так как формирование разносторонне развитой личности – важная и актуальная, тем не менее сложная задача, преподавание шахмат способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. С 2018 г. город Калуга стал пилотажной площадкой, где широким фронтом началось обучение шахматам в рамках внеклассной деятельности: шахматных студий, физкультурно-спортивных секций. С 2019 г. шахматы стали обязательным предметом в общеобразовательных учреждениях. Их преподают на уроках информатики, математики, физической культуры. Однако, одного часа в неделю в школе недостаточно для пытливых, активных и интересующихся детей в большинстве школ.

Поэтому в Центре «Созвездие» дети дошкольного и младшего школьного возраста имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой. Шахматы играют огромную роль в становлении личности человека и его ориентации в современном окружающем информационном мире. Древняя игра, ставшая вновь актуальной, вырабатывает умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровности, дерзости, настойчивости и изобретательности, пробуждает фантазию, помогает стратегически оценить ситуацию, а также формируют волю не только к победе, но и, что немаловажно, к усидчивому завершению логической игры.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не только не отставать в развитии от своих сверстников, но и во многом опережать их, поэтому отдавать ребёнка в шахматное объединение можно уже с четырёх лет.  Именно в это время формируются основные навыки письма, речи. Шахматы положительно влияют и на совершенствование у детей многих психических процессов и мыслительных операций, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Формируется произвольная сфера ребенка, проявляются начальные формы волевого управления поведением.          

В объединении «Шахматное королевство» занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с детьми 5-7 и 7-11 лет по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах предусматривает игровые ролевые занятия. Применяется широкий спектр практического освоения материала: выполнение упражнений по пройденной теме, шахматные сказки, конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста важным аспектом является чередование подвижных, переключающих внимание, игр с шахматной стратегией. Знакомство с шахматами начинается с истории возникновения шахмат, с истории многих стран и народов. Медленно перетекая в суть стратегического назначения шахматных фигур, интерактивная история помогает ребенку понять себя, свои возможности. У ребенка формируется чувство самоуважения и эмоционально-положительное отношение к себе, к своему выбору, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Цель программы «Шахматное королевство» – содействие формированию личности ребенка через обучение игре в шахматы.

Достигается указанная цель через решение следующих задач: 

познакомить с историей шахмат;

дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

привить любовь и интерес к шахматам;

научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное решение, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

научить уважать соперника;

развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Прогнозируемый результат: программа дополнительного образования детей «Шахматное королевство» дает возможность получить общее представление об истории шахмат и правилах игры. Обучающиеся приобретают практические навыки игры в шахматы. Обучение рассчитано на 1 год и предусматривает изучение учащимися материала по теории шахмат, участие в соревнованиях.

При этом досуг детей наполняется полезными и увлекательными делами и играми.

Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, акцент делается на соотношении важности всех шахматных фигур: ферзь – сильная фигура, возможностей больше, шагает по разным диагоналям, пешка слабая, шагает только по одной клеточке, но является помощником, без ее защиты много фигур могут сбить.

Уже на первом этапе обучения предусмотрено, что дети могут сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур и делать выводы.  

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, игра с шахматным компьютером, игра в шахматное лото. 

Построение учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности, основанной на логике доказательств. 

Систематические шахматные занятия выявляют и развивают индивидуальные способности, формируют математические наклонности личности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. С полным правом можно назвать шахматы великой игрой. Безграничное богатство содержания и возможностей делает эту игру такой интересной и занимательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

Шахматы – самая точная игра, тут не может быть погрешностей, везения или невезения, каждое действие – определенная ответственность. Они учат смотреть шире на позицию или ситуацию, нелинейно и многовариативно просчитывать комбинации последствий.

Показателем умственного развития человека является его продуктивная мозговая деятельность, инструментом же совершенствования могут выступать внешние и внутренние изменения. Шахматы – это одно из средств логического настоящего испытания ума и превосходная возможность для совершенствования аналитических способностей, тактического исполнения. Умения жертвовать малым ради достижения многого, умения держать в голове большой объём информации, самообладание и интуиция – все это особенно ценно в шахматах.

Из этого следует, что, вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в развитие нашего будущего. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях  дефицита времени, тренируют память, учатся  самодисциплине.

В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предусматривает занятия в течение года – по 2 часа два раза в неделю. Программа дополнительного образования «Шахматное королевство» модифицированная, имеет социально-педагогическую (для детей 5-7 лет) и техническую направленность (для детей 8-12 лет). 

В то же время в объединение «Шахматное королевство» в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги ведётся работа по организации досуга обучающихся, воспитанию их общественной активности посредством шахмат. Однако, положительные результаты заметить с первых занятий не удастся, но со временем родители смогут увидеть, как их ребёнок превосходит других детей в математике, геометрии  и логике.

Шахматы обладают несомненным потенциалом для развития пространственного и системного мышления ребенка, формирования навыков стратегического планирования, которые необходимы для успешной учебы и самореализации в жизни.




Библиография: 

1. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991. 

2. Зенков, Г.М. Первый шах. [Текст] / Г.М. Зенков. – Прокопьевск: Изда- тельско-полиграфическая Фирма «Пласт», 1993.

3. Карпов, А. Учитесь шахматам. [Текст] / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1997 

4. Гершунский, Б.С. Шахматы – школе. [Текст] / Б.С. Гершунский. – М., 1991. 10 

5. Эстрин, Я.Б. Теория и практика шахматной игры. [Текст] / Я.Б. Эстрин. – М., 1991. 

6. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей / И.Г. Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.: ил. – (Шахматная школа).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.