Родительское собрание «Развитие логического мышления у детей» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 22 December 2016 в группе

Родительское собрание

« Развитие логического мышления у детей»

Цель: 

Оценить значимость развития мышления как механизма решения учебных проблем.

Задачи:

Сформировать представления родителей о мышлении как искании и открытии нового, решении проблем.

Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.

Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления у детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Введение

- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам небольшой, но важный разговор.

Приводя ребёнка в школу, мы отправляем его в плавание по океану Знаний. Он – маленький моряк, юнга, познающий, исследующий, открывающий.(слайд)

Его форма – полосатая тельняшка в тёмную и светлую полоску. С чем у вас ассоциируются эти полоски в обучении? (варианты родителей)

Так и есть: обучение – это эмоции: положительные и отрицательные.

Наш юнга не существует сам по себе: рядом с ним всегда есть мы, взрослые: родители, учителя – капитаны дальнего плавания, которые вместе с юнгой идут по океану на школьном корабле. А значит, мы все испытываем различные эмоции.

Так что же такое обучение? Это стресс или радость познания?(слайд)

- Давайте порассуждаем.

1.1Постановка цели:

- Я предлагаю вам побывать не только в роли родителя, но и в роли ученика, даже в роли учителя.

1.2. Выбор роли:

Дети часто не могут самостоятельно сделать выбор. А современное образование нацеливает нас, педагогов, на формирование личности, которая сможет сделать самостоятельный осознанный выбор.

- Давайте пофантазируем. Сюда сядут ученики, сюда – учителя. Выбирайте.

1.3. Работа в группах

- Предлагаю вам, работая в группах, перечислить ситуации, которые вызывают стресс у школьников, у учителей (ответы)

- Назовём причины стресса. (по очереди)

-Посмотрите на слайд. Вот это выводы по вашим высказываниям.(слайд)

- Какой вывод можно сделать?

- Действительно: деятельность учителя и ученика взаимосвязаны. Они не могут существовать друг без друга.

- Значит, и выход из стрессовых ситуаций мы найдём вместе.(слайд)

1.4Работа в парах

- Вернёмся к реальности. Мы все родители.

- А для нас с вами – обучение – это стресс или радость познания? - Предлагаю поработать в паре. Перед вами листочки двух цветов: тёмного и светлого цвета. Тёмный цвет связан с отрицательными эмоциями, а светлый – цвет радости.

- На тёмных листках бумаги напишите то, что вызывает у вас стресс от ситуации обучения вашего ребёнка, а на белом листе то, что вызывает радость.

- Предлагаю поделиться мыслями, которые вы оставили на тёмной бумаге.

Обмен мыслями.

- Чтобы не было таких ситуаций, давайте от них избавимся. Разорвите листочки.

- Поделитесь мыслями, которые вы оставили на светлых листочках.

- Обратите внимание. На обороте написаны буквы. Составим слово. Наши позитивные эмоции объединились в…. (слово ЛЮБОВЬ)(слайд)

- Почему получилось именно это слово? (ответ родителей)

- Мы увидели ситуации, которые вызывают стресс, и моменты, которые позволяют их избежать. Нашли и то, что позволяет нам радоваться, когда наши дети учатся.

- И корабль, который ведёт наших детей в мир знаний, будет наполнен добрыми словами и эмоциями.

ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СТРЕСС ИЛИ РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ?

- Так что же для вас обучение? - Я соглашусь с вами. Действительно, обучение – это стресс И радость.

ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СТРЕСС И РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ(слайд)

- А чтобы было меньше стрессовых ситуаций и больше радостных моментов, я дарю вам, капитанам, судовые журналы, в которых вы найдёте советы психологов и сможете записать свои мысли.

2.Определение темы собрания

Мы с вами являемся родителями, и очень переживаем, когда у наших детей что то не получается и мы пытаемся приложить все усилия, чтобы им помочь, но порой не знаем как.

Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать? Как вы думаете ,так какова же будет тема нашего собрания?

3.Основная часть

Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть, развит общий кругозор. Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умениями их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

Давайте разберемся, что же такое мышление?(слайд)

Это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Основными формами мышления являются суждение и умозаключение.

Суждение - это высказывание о чем либо, утверждение или отрицание каких либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.(слайд)

Умозаключение - форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда суждений.(слайд)

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.(слайд)

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.(слайд)

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.(слайд)

Синтез - мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.(слайд)

Абстракция - выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.(слайд)

Обобщение - соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.(слайд)

Конкретизация - мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.(слайд)

В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям ит. п.).(слайд)

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего, разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Итак, логическое мышление это…

Википедия предлагает такое определение: Ло́гика (др.-греч. Λογική)— наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. 

Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Мы пользуемся им при решении очень многих задач, как при выборе кратчайшего пути на работу, так и при разработке стратегических бизнес-планов.

Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения.

Вот, к примеру, задача…

Поезд шел из Москвы в Петербург без остановок со скоростью 120 км/ч. Другой поезд также без остановок шел ему навстречу из Петербурга в Москву со скоростью 80 км/ч. Вопрос: на каком расстоянии будут эти поезда за 1 час до их встречи?

Ответ 200 км. – Это и есть ЛОГИКА!!!

Итак, если Ваш ребёнок обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей ,причиной такого положения может быть – недостаточное развитие словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

неспособность синтезировать информацию;

неумение планировать;

неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.(слайд)

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Отличным упражнением также является разгадывание загадок, решение различных кроссвордов, головоломок. Хорошо развивает логику игра в шахматы.

С чего же нужно начинать?

Итак, вначале занятий Вам необходимо выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия.

Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярная и планомерная работа по развитию мышления существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, а так же будет способствовать успешному обучению в школе.

Играя с ребёнком, Вы будете совершенствовать самые ценные для него психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком возможно, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, Ваш совет. Такая Ваша помощь, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если Вы сконцентрируетесь на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

3.1 Работа в группах.

Сейчас каждой группе будет дана инструкция с заданием. Поработав в роли детей, вы потом поделитесь своими впечатлениями.(Приложения 1-6)

1 группа - задания на развитие образного мышления

2 группа – задания на развитие наглядно – образного мышления

3 группа – задания с опорой на словесное описание

4 группа - задания на проведение простейших доказательств

5 группа – задания на развитие аналитического мышления

6 группа – задания на развитие геометрической интуиции

3.2 Обмен впечатлениями.(слайды)

3.3 Знакомство с конструктором LEGO Education WEDO(слайд)

А сейчас я вас познакомлю еще с одним методом развития логического мышления, это конструктор LEGO Education WEDO,который мы очень часто используем на уроках технологии, математики, окружающего мира.

3.4 Просмотр видеофрагмента урока.

4. Заключение

А закончить наше собрание я хочу притчей « Сколько весит стакан воды?»(Слайд)

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов: 
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?.. 

В аудитории оживлённо зашептались. 
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы. 
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос, вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? 
- Ничего! 
- Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? 
- Ваша рука начнёт болеть. 
- А если целый день? 
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов. 
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать? 
- Нет! – растерянно ответили студенты. 
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить? 
- Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент. 
- Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.
Можно думать о проблеме, но как правило, это ни к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

Действуйте, уважаемые родители, все в ваших руках!

5. Рефлексия

Я думаю, что в своих судовых журналах вы найдете очень много интересного, там есть пустые странички для ваших новых находок!

Способов развития логического мышления огромное множество! Выберите наиболее подходящие для себя варианты заданий.

Давайте вернемся к нашему высказыванию, так что же такое обучение? На доске вы видите 2 фразы, на столе у вас лежат смайлики, прикрепите свой смайлик к фразе, которая вам в настоящее время ближе.

Занимайтесь понемногу каждый день и результаты не заставят себя ждать. Желаю Вам успехов!


Ссылки на интернет источники:

http://olya.chrisbaum.org/wp-content/gallery/all/0000000020.jpg

http://www.greenmama.ru/dn_images/01/59/36/15/1209583660serdce.jpg

file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.723/Шаблон%20презентации5.ppt

http://pandia.ru/text/78/196/9565.php

 http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi52.html

http://pikacho.ru/razvitie-myshleniya/

http://pandia.ru/text/78/196/9565.php

http://www.flashplayer.ru/nastolnye-tangram/


Приложение 1
DOCX / 80.23 Кб

Приложение 2
DOCX / 11.92 Кб

Приложение 3
DOCX / 11.23 Кб

Приложение 4
DOCX / 11.04 Кб

Приложение 5
DOCX / 65.6 Кб

Приложение 6
DOCX / 33.95 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.