Родительское собрание на тему «Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка»
10.03.2015 Родительское собрание
Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.
В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в 19 веке даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми – одна из насущных задач, требующих непременного решения в современной методике обучения чтению.
Хочется отметить, что в настоящее время традиции прекрасного обычая вечерних семейных чтений восстанавливаются. Об этом свидетельствует издание современной литературной хрестоматии для учащихся начальной школы под названием «Книга для семейного чтения». В предисловии авторы хрестоматии обращаются к ребенку: «Наш юный читатель, предложи каждому из членов своей семьи подсесть к столу, вместе почитать и послушать чтение произведений, вошедших в эту хрестоматию»
В некоторых современных учебных книгах по литературному чтению предлагаются конкретные задания, которые советуют ребенку обратиться к взрослым членам семьи за разъяснениями для обсуждения прочитанного, или побуждают к привлечению читательского опыта старших для выработки у учащихся собственного отношения к читаемому, или отсылают детей к домашней библиотеке.
В программе «Начальное литературное образование», разработанной В.А. Левиным, для решения ряда учебных задач, нацеленных на развитие у школьников умений и навыков деятельности с произведением, выдвинуто условие: «...необходимо... просто читать с детьми»
«Просто чтение с ребенком», во-первых, приносит младшим школьникам радость и сохраняет у них приоритетную любовь к книге, эмоциональность восприятия литературы; во-вторых, помогает накоплению у детей разнообразных читательских переживаний, приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произведений разных жанров, разной тематики, разных авторов, а это, безусловно, расширяет читательский кругозор ребенка-читателя; в-третьих, такое чтение приучает к совместной деятельности со взрослым: к совместному размышлению, обсуждению, воссозданию изображенных картин, формирует умение выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою. И наконец, такое совместное чтение дает возможность ребенку найти во взрослом читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способного понять и поддержать переживаемые чувства.
В настоящее время наблюдается дефицит спокойного доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для жизни опытом. Это выражается, прежде всего, в типичном осложнении отношений ребенка со взрослыми. Зачастую причиной таких осложнений является постоянная занятость родителей или отклонения в их поведении, связанные со стрессами, алкоголизмом, утратой духовных и нравственных ценностей. Все это, безусловно, нарушает естественные социальные нормы во взаимоотношениях и образе жизни родителей и детей и негативно сказывается на формировании детского мироощущения.
Духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждения прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье.
Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Меняется отношение к чтению у детей. Для чтения детей характерно:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время;
изменение характера чтения;
преобладание “делового” чтения над “свободным”;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.
При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.
Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
Воспитывайте читателя личным примером.
Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Книги дают ребенку:
интеллектуальное и эмоциональное развитие;
развитие языка;
социальное и образовательное развитие;
влияют на социализацию личности.
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить такие слова : “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
И завершить свое выступление мне бы хотелось таким пожеланием:
Пусть ваш очаг горит, не остывая,
Теплом домашним сердце согревая.
Семью сплотить сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний Ваших не иссяк родник.
Общешкольное родительское собрание
10.03.2015
Влияние домашнего чтения на нравственное воспитание ребенка
Исаева О.В.
Паздникова Елена Сергеевна