Родительское собрание для учащихся 5 класса «Влияние психологического климата семьи на воспитание ребёнка»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/x1483815870.pptx (Слайды родителям)
/data/files/x1483815870.pptx (Слайды родителям)
/data/files/x1483815870.pptx (Слайды родителям)
/data/files/x1483815870.pptx (Слайды родителям)
Тема родительского собрания для учащихся 5 класса
«Влияние психологического климата семьи на воспитание ребёнка»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Родительскому собранию предшествовало изучение коллектива учащихся и родителей класса, через небольшое исследование и индивидуальное собеседование с каждым учащимся и родителями класса. Мною получена предварительная консультация психолога школы.
Мне, классному руководителю с 35 летним стажем работы в школе, небезразлична психологическое самочувствие каждого моего пятиклассника в семье.
Цель собрания: оказание психологической помощи молодым родителям в воспитании детей
Задачи: 1) Изучить влияние психологического климата семьи на развитие ребенка;
2) Изучить тревожность учащихся в классе через анкетирование;
3) Провести индивидуальную консультацию для родителей класса
4) Познакомить родителей с итогами исследования и составить план коррекционной работы
Я предполагаю, что существует прямая зависимость влияния психологического климата семьи на успешность учащихся в классном коллективе.
Мы живём в сельской местности и знаем многие семьи и детей с ранних лет. Большинство родителей класса – это выпускники нашей школы. Из 17 человек в составе класса – 7 учащиеся из 4 близ лежащих деревень, ранее обучавшихся в двух малокомплектных начальных школах, о которых я ничего раньше не знала. Все остальные дети обучались вместе с детского сада села. Родительский состав молодой, многие из них ровесники моих сыновей, поэтому работать с ними мне интересно
Беседа с презентацией слайдов. Приступая к работе с семьёй, учитель, психолог или социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:
состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.); жилищно-бытовые условия; материальная обеспеченность; воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
* между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
* между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
* позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении Золушки).
Положение ребёнка в семье:
Я нужен и любим; и люблю вас тоже;
Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;
Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребёнка к родителям:
дорожит семейными отношениями;
родители авторитетны;
относится пренебрежительно;
остро переживает драму;
тяготеет к одному из членов семьи.
Рекомендуем выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т.д.).
Подростковый возраст составляет важный и сложный этап становления личности. Возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками.
Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять.
Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия.
Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет неожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.
Эмоциональные нарушения - одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей.
Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям.
В классе есть дети из неполных семей, есть и другие категории семей: многодетные, малообеспеченные. Большую опасность представляют неблагополучные семьи, в которых антисоциальное поведение родителей является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья.
А ещё на безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьезной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отношения с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ребенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особенностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно, а это и вызывает тревогу. Не упустите тот момент, когда в муках переживаний и бурно проявляющихся чувств начнут взрослеть Ваши дочери и сыновья!
Заключение. Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений. Родители, будьте внимательны к детям, будьте примером в воспитании. Не рубите с плеча! Моё предположение что существует прямая зависимость влияния психологического климата семьи на успешность учащихся в классном коллективе подтвердилась.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому!»
Анкетирование 17 учащихся класса. Результаты анкеты:
1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи - 5
Б. С друзьями - 10
В. В одиночестве - 2
2. Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют - 6
Б. Огорчают - 2
В. Раздражают и злят - 7
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным - 11
Б. Красивым - 3
В. Общительным - 3
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало - 10
Б. Огорчало - 4
В. Было бы безразлично - 3
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало - 12
Б. Огорчало - 1
В. Было бы безразлично - 4
Все итоги анкетирования изучены до родительского собрания. Проведено также такое же анкетирование с родителями учащихся, с акцентом на своего ребёнка. После собрания проводилась индивидуальная консультация с родителями учащихся приглашением психолога (при необходимости).
1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка /А.И. Баркан. – М.: "Аст-пресс", 1999.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие./ Под. Общ. Ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
3. Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни /Д.В.Колесов. – М.: "Дрофа", 2001.
4.Фурманов, И.А. и др. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Пособие для учителей /И.А.Фурманов. – Мн.: "Тэхналогiя", - 2000.