Родительское собрание на тему «Значение семьи в воспитании личности ребенка»
Родительское собрание на тему «Значение семьи в воспитании личности ребенка».
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания.
Ход собрания.
Вспомните, роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» начинается с афоризма: «Все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастна по-своему».
Так можно сказать и про детей: все хорошие, послушные дети хороши одинаково, но каждый трудный ребенок труден по-своему.
И действительно, один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив..
Вот только вопрос родители задают один и тот же:
-И почему он такой? Не знаю.
Не знают родители, как правило, и что с ним делать.
Вроде бы очевидно: ленивого надо сделать трудолюбивым, упрямого – сговорчивым, жадного – добрым, плохого сделать хорошим. Цель ясна! Правда, непонятно. Как ее достичь..
Трудно с ними.
Уговариваешь – не слушаются, повышаешь голос – не реагируют, накричишь – расплачутся… ну а физические наказания – это не приведи Господь, это непедагогично!
А тут, как на грех, жизнь пошла такая, что не только шлепнуть, а побить иногда хочется. Цены растут, проблемы увеличиваются.. Это и есть ситуация постоянного стресса.
Вся жизнь – сплошное потрясение, а тут еще и ребенок.
Но ведь он не просил его рожать. И не обязан за это отвечать.
Невоспитанный, капризный, ленивый, упрямый..
-Ну что с ним делать?
-А с вами?
С вами что делать – мрачными, раздражительными, усталыми, всегда спешащими и всегда занятыми?
-Что ребенку делать с вами?
Мы будем говорить о детях. Дети – это, выражаясь языком математики, производная. Производная от вас, потому что на свет его произвели вы. И сегодня мы будем говорить, может быть, о вас больше, чем о детях.
Ведь тон отношений в семье, отношения к самой жизни, к учебе задают все-таки родители, а не дети.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей.
Часто я слышу: «Пойдет в школу – пусть там его научат», или «Не слушает учителя, наверное, плохой учитель».
Из опыта:
1.В моей педагогической работе часто возникали различные ситуации (о папе, который переложил все огрехи в воспитании на учителя)
Вопрос напрашивается сам: «А где были вы и куда смотрели?»
Наверное, виноват учитель?!
2.О словарном диктанте.
Сообщаю о количестве «2», «3», «4», «5» за словарный диктант. Добавляю, что в ущерб новой теме приходится проводить работу над ошибками. В классе 28 учеников. Урок длится 40 минут. Разделите на 28 человек – меньше 2 минут приходится на каждого ученика. Можно ли за это время выучить словарные слова, правила?
-Что же делать?
Ругать детей, ставить им «2». А виноват ли ребенок в том, что у него не получается выучить правило без помощи взрослого, или в том, что он заигрался и забыл вовремя выучить уроки?
3.Готовность детей к уроку (книги, тетради, принадлежности)
Выход из сложившийся ситуации предлагаю найти вместе (обсуждение проблемы).
Именно в начальных классах формируется личность ребенка. Без помощи взрослых трудности взросления ребенку преодолеть тяжело. Именно сейчас могут появиться комплексы, неуверенность в себе… и виновата в этом семья.
Мысленно вы мечтаете, каким будет ваш ребенок, когда родится, вырастет. Через некоторое время вы начинаете удивляться, разочаровываться, ваши надежды не оправдываются. И начинаются жалобы на ребенка подругам, укоры, сравнение с другими детьми..
А за словами «какой-то не такой» скрывается претензия: не такой, как я хочу!
Прежде чем перекраивать детский характер, давайте посмотрим на исходный материал. Ведь если мы возьмемся, к примеру, перешивать брюки, то нам из узких уже никак не выкроить брюки клеш.
У каждого человека свои ресурсы, возможности, и они не безграничны. Их сочетание, их соотношение во много уже определено с самого начала, с первых дней жизни ребенка.
Задача родителей – как можно скорее определить главные, доминантные черты характера.
Это конечно не значит, что родители не должны воспитывать своих детей. Безусловно, в ребенке можно что-то развить, а что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным.
Только «не проси у тополя груш», гласит испанская пословица .А силы, потраченные на бессмысленные притязания, лучше бы употребить на другое.
Тополь может вырасти чахлым и кривым, а позаботишься о нем умело – станет стройным красавцем.
Так и человек.
Озорник, сколько его не ругай и ни наказывай, не превратится в паиньку.
Но от вас зависит, вырастет он хулиганом, или станет предприимчивым организатором нового дела, а на досуге – душой компании.
Застенчивый же человек душой компании, как ни старайся, все равно не будет, но опять же от вас зависит, вырастет он букой или все-таки научится общаться с людьми. Застенчивость уже будет восприниматься как скромность.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других.
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант».
Заключение.
Закончить собрание можно тестом для родителей.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты.
Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети – свидетели. А может они учатся жить у жизни?
Тест для родителей.
Если:
1.Ребенка постоянно критикуют, он учится…..(ненавидеть)
2.Ребенок живет во вражде, он учится ……(быть агрессивным)
3.Ребенок живет в упреках, он учится….(жить с чувством вины)
4.Ребенок растет в терпимости, он учится….(понимать других)
5.Ребенка хвалят, он учится…(быть благородным)
6.Ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым)
7.Ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей)
8. Ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя)
9.Ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
10.Живет в понимании и дружбе, он учится..(находить любовь в мире)
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок.
Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.