Родительское собрание для родителей учащихся среднего звена «Агрессия в подростковой среде»
Родительское собрание для родителей учащихся среднего звена "Агрессия в подростковой среде"
Разработала: Герлиц Оксана Николаевна, социальный педагог МБОУ «Подсосенская средняя общеобразовательная школа».
Цели родительского собрания: формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков.
Задачи родительского собрания:
- определить причины появления агрессии у подростков;
- дать рекомендации родителям в ситуации, если их ребенок стал жертвой агрессивных взаимоотношений со стороны другими учащихся;
- познакомить с правилами родительского поведения, способствующими снижению детской агрессивности.
Вид проведения родительского собрания: тематический.
Форма проведения родительского собрания: беседа, презентация.
Предварительная подготовка: проведение «Анкеты по выявлению уровня агрессивности учащихся» среди детей 5-9-х классов.
Оборудование:
- ноутбук, медиапроектор, экран;
- видеоотрывок из кинофильма «Чучело»;
- результаты анкетирования учащихся 5-9-х классов;
- презентация "Агрессия в подростковой среде";
- буклеты для родителей о детской агрессивности.
План собрания:
I. Вводная часть
1. Вступительное слово. Актуальность.
II. Основная часть
2. Просмотр видеоотрывка из кинофильма «Чучело».
3. Презентация "Агрессия в подростковой среде".
4. Результаты анкетирования учащихся по выявлению уровня агрессивности.
5. Работа, проводимая в школе для предотвращения агрессивности среди учащихся.
III. Заключительная часть
6. Рефлексия. Вручение буклетов родителям.
Ход собрания:
I. Вводная часть
1. Вступительное слово. Актуальность
Здравствуйте, уважаемые родители, рада всех Вас видеть на собрании.
"Агрессия в подростковой среде" – это тема нашей сегодняшней встречи. Ни для кого не секрет, что у учащихся нашей школы, как и у учащихся из других школ, бывают всплески эмоций, обиды, недопонимания, проявления агрессии по отношению друг к другу.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессия.
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.
Обращение педагогического коллектива к проблеме агрессии и насилия среди школьников обусловлено тем, что школа является не только образовательным учреждением, но и местом, где ребенок нередко получает травматический социальный опыт, что нарушает его психическое здоровье.
II. Основная часть
2. Просмотр видеоотрывка из кинофильма «Чучело»
А сейчас обратимся к кинематографу. Вышедший в 1983 году фильм режиссёра Ролана Быкова «Чу́чело» повествует о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Лена Бессольцева (ее сыграла Кристина Орбакайте) взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот.
Лена селится у своего деда, бывшего военного, коллекционировавшего картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Так же с неприязнью встречают и новую одноклассницу и дают ей кличку Чучело. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девчонки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за трусливого поступка Димы.
Просмотр видеоотрывка.
3. Презентация "Агрессия в подростковой среде"
Слайд 1: "Агрессия в подростковой среде"
Слайд 2: Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение
физического или психического вреда другим людям.
Агрессия бывает нескольких видов:
Прямая агрессия:
вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, нецензурно выражаются и т.д.;
физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.
Косвенная агрессия:
- Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
- Полное игнорирование (бойкот);
- Другие виды психологического давления (заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и т.д.).
Слайд 3: Типы агрессивных взаимоотношений: буллинг, хейзинг, мобинг, дедовщина, кибербуллинг.
Слайд 4: Мобинг – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени. Цель при мобинге – устранить человека из группы, того, кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Слайд 5: Дедовщина – издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в группах, из которых нельзя уйти по собственной воле. По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.
Слайд 6: Хейзинг – ритуальные издевательства, при которых школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Слайд 7: Кибербуллинг - это виртуальная травля. Даже в интернете можно довести человека до отчаяния, депрессии, стресса и способствовать появлению сильных страхов.
Слайд 8: Буллинг – процесс длительного, намеренного, осознанного причинения жертве, не способной себя защитить, страданий одним ребенком или группой детей.
Слайд 9: Типы буллинга:
1. Физическая агрессия (толкание, пихание, пинки, удары. В крайних случаях может применяться оружие).
Словесный буллинг (Оружием служит голос. Обзывания, обидные клички. Анонимные телефонные звонки, при которых жертвами могут стать даже учителя).
Запугивание (Использование агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы жертва делала что нужно).
Изоляция (Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах).
Вымогательство (Требуют деньги, могут принуждать к воровству). Повреждение имущества (У жертвы могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи).
ВОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: мы с Вами рассмотрели различные типы агрессивных взаимоотношений. Как Вы думаете, какому типу относится сложившаяся ситуация в фильме «Чучело?» (Ответы родителей).
- А сейчас давайте поподробнее рассмотрим вопрос буллинга.
Слайд 10: Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и булли могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а также развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Слайд 11: Черты учащихся, склонных становиться булли (агрессором): - - дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других, им гораздо легче будет добиваться своих целей;
- легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;
- не умеющие сочувствовать своим жертвам;
- физически сильные мальчики, не имеющие канала выхода своей агрессии (сила есть – применить некуда)
Слайд 12: Отличительная особенность буллинга от конфликта – наличие союзников и зачинщиков травли (булли).
Слайд 13: Союзники булли:
- «Дорожащие» своим отношением с лидером насилия
- Боящиеся быть на месте жертвы
- Поддающиеся влиянию «сильных мира сего» в своем классе
- Не желающие выделяться из толпы одноклассников
- Принимающие травлю за развлечение
- Без собственной инициативы
- Из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания
- Дети жестоких родителей
- Озлобленные ровесники, мечтающие взять хоть какой-то реванш за свои «унижения».
Слайд 14: Жертвы буллинга:
- С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие, рыжие волосы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.).
- Страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала).
- Тихие и слабые, не умеющие за себя постоять.
- Неопрятно одетые или супер одетые дети
- Одарённые дети - вундеркинды, которые не имеют друзей.
Слайд 15: Поведение жертвы буллинга:
Его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны.
На уроках он ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии.
Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых.
Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища на агрессивные действия со стороны.
На других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет.
Хорошо ладит с учителями. Плохо ладит со сверстниками.
Опаздывает к началу занятий. Поздно покидает школу.
Во время групповых игр, занятий его игнорируют или выбирают последним.
Слайд 16: Технология реагирования на установленные факты буллинга:
При установлении факта учитель сообщает о сложившейся ситуации администрации школы.
Администрация совместно с психологом и соц. педагогом принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Слайд 17: Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, скажите ему:
- «Я тебе верю» (это поможет ему понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой)
- «Мне жаль, что с тобой это случилось» (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства)
- «Это не твоя вина» (дайте понять, что ребенок не одинок в данной ситуации, многие его сверстники сталкиваются с агрессией в тот или иной момент взросления)
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал» (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью)
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность» (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Если ребенок в разговоре с Вами подтвердил, что он жертва буллинга – обращайтесь к классному руководителю, директору школы, в школьную службу медиации, не пускайте это дело на самотек, не оставайтесь равнодушными к проблемам Вашего ребенка.
Слайд 18: Подростки - самое точное из «социальных зеркал», и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить.
4. Результаты анкетирования учащихся по выявлению уровня агрессивности
В анкетировании с целью определения уровня агрессивности (низкий, средний, высокий) приняли участие 64 учащихся 5-9-х классов.
Для изучения уровней агрессии были выбраны учащиеся 5-9-х классов, и не случайно, ведь в подростковом возрасте (11(12) – 15 лет), являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.
После обработки результатов были получены следующие данные:
- 49 человек имеют низкий уровень агрессивности;
-11 человек - средний уровень агрессивности;
- 4 человека - высокий уровень агрессивности.
5. Работа, проводимая в школе для предотвращения агрессивности среди учащихся
Педагоги, социальный педагог, психолог, администрация школы, уполномоченный по правам ребенка – все мы работаем над вопросом, каким образом возможно снизить агрессивное поведение детей и подобрать адекватные организационные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффективно решать спорные и конфликтные ситуации. Задача это непростая, вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а общество буквально пропитано насилием.
Для предотвращения агрессии среди учащихся в школе и за ее пределами, негативных последствий такого деструктивного поведения педагогическим коллективом проводится очень большая планомерная работа. Ежегодно проводится акция «Жизнь против агрессии», декадник толерантности, в их рамках проводятся следующие мероприятия:
- семинары для педагогического коллектива по тематике;
- различные анкетирования, социальные опросы, диагностики по выявлению уровня агрессивности учащихся;
- в 1-4-х классах – беседы о толерантности, игры против агрессивного поведения, социальные игры, чтение сказки «Ёжик должен быть колючим»;
- в 5-7-х классах - занятия «Если ты попал в конфликт», Сделай счастье своими руками», тренинги;
- в 8-11-х классах - психологическое просвещение старшеклассников «Подростковая жестокость и агрессия: причины и последствия»;
- в 8-9-х классах - тренинги по обучению учащихся выходу из конфликтных ситуаций, толерантному отношению друг к другу;
- в 1-11-х классах - классные часы, беседы, круглые столы;
- в 5-7 классах – конкурс рисунков «Ребята, давайте жить дружно!»;
- раздача буклетов об агрессии детям и их родителям;
- обновление материала в уголке «Знай свои права»;
- оформление выставки по проблематике агрессивного поведения, толерантности (информационные материалы, конкурс рисунков, стихи, высказывания известных людей, курикатуры, результаты проведенных социологических опросов, анкетирований (без указания ФИ учащихся)).
В конце каждой акции или декадника проводится подведение итогов – на общешкольной линейке проводится награждение участников и победителей в конкурсе рисунков. Материалы о проведении акции размещаются на школьном сайте.
Данные проведенной диагностической работы используются специалистами школы для дальнейшей работы по предотвращению агрессии среди учащихся школы.
Помимо этого педагогическими работниками школы ежедневно проводятся наблюдения за психо-эмоциональным состоянием детей, индивидуальные беседы с детьми, разрешение возникающих у них проблем. Ведется строгий ежедневный учет посещаемости школы учащимися, контроль вовлеченности учащихся в творческие объединения, досуговую деятельность.
При необходимости посещаются семьи, проводятся беседы с детьми и их родителями. В школе работает Служба медиации, куда можно обратиться для того, чтобы медиаторы помогли конфликтующим сторонам выйти из конфликта и примириться.
III. Заключительная часть
6. Рефлексия. Вручение буклетов родителям
- А сейчас я хотела бы узнать - что полезного Вы почерпнули для себя сегодня? Какую информацию Вы уже знали, а какая стала для Вас новой? (Ответы родителей).
- Хочу вручить вам «Буклет для родителей» и попросить почаще его перечитывать. Наше родительское собрание подошло к завершению. Рада была с вами пообщаться. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Использованные материалы:
1. Ресурсы Internet.
Приложение 1
Презентация для родителей «Агрессия в подростковой среде»
Приложение 2
Анкета по выявлению уровня агрессивности учащихся
Цель: определение уровня агрессивности учащегося (низкий, средний, высокий уровень).
Ученику предлагается ознакомиться со следующими утверждениями и дать один из трех вариантов ответа: а) согласен, б) не совсем согласен, в) не согласен.
1. Считаю, что обижать нельзя никого, нигде и никогда.
2. Думаю, что участвовать в агрессивных действиях также плохо, как быть их инициатором.
3. Я отказываюсь от поведения агрессора и (или) участника агрессивных действий.
4. Я всегда встаю на сторону жертвы.
5. Я всегда выбираю правильные стратегии поведения – реагирования на агрессию (юмор, уход, договор и др.).
6. Я отказываюсь от мести – не отвечаю агрессией на агрессию.
7. Я всегда играю по правилам.
8. Я не мешаю другим в игре.
9. Я вежлив со всеми одноклассниками.
10. Я могу отличить игру от агрессивных действий.
11. Я признаю неприкосновенность личных вещей моих одноклассников.
12. Я называю всех учеников класса по имени.
13. Я сообщаю взрослым о случаях агрессивного поведения, если я и мои друзья не можем справиться с агрессией самостоятельно.
14. Я стараюсь поддерживать ребят, которых обижают, заступаюсь за них.
15. Думаю, что любой конфликт, если захотеть, можно разрешить мирным путем.
16. Я никогда не смогу обидеть животное.
17. Я никогда не повышал голос в споре со старшими.
18. Я смогу простить человека, обидевшего меня.
19. Считаю, что нельзя добиваться своей цели любыми способами.
20. Среди моих друзей нет тех, кто способен проявлять склонность к агрессии.
Преобладание среди ответов учащегося варианта а) «согласен» свидетельствует о наличии низкого уровня агрессивности;
преобладание среди ответов варианта б) «не совсем согласен» демонстрирует средний уровень агрессивности учащегося;
преобладание среди ответов варианта в) «не согласен» подтверждает наличие высокого уровня агрессивности подростка.
Приложение 3
Буклет для родителей о детской агрессивности
Воробьева Оксана Павловна