Родительское собрание «Путешествие в страну — Воспитанию»
Собрание для родителей "Путешествие в страну -ВОСПИТАНИЮ"
Форма проведения: игра- путешествие
Воспитатель. Добрый день, уважаемые родители, коллеги. Прислушайтесь, пожалуйста к слову – ВОСПИТАНИЕ (восПИТАНИЕ). Что можем мы предоставить своим детям в качестве ПИТАНИЯ? Я говорю о духовном, нравственном аспекте вопроса воспитания .Какое содержание воспитанности получат наши подрастающие дети? Об этом и поговорим сегодня вместе с вами, чтобы найти точки для соприкосновения и взаимопонимания. Воспитание – очень непростое и ответственное дело, т.к. от того, какие зерна будут заложены в будущего ребенка, зависит его взрослая жизнь…Для получения положительных результатов недостаточно одной лишь любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания, желание узнавать новые тенденции развития в психологии и педагогике, быть чутким, уважать личность ребенка,его внутреннюю природу. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на потом.Время неумолимо движется вперед, а ,значит, процесс воспитания должен быть организован с самых первых дней рождения малыша и продолжаться до периода совершеннолетия. Думаю, что большинство родителей испытывают некоторые затруднения в процессе воспитания. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами на эту тему, отправившись с вами в путешествие по «Стране Воспитания». И на каждой планете нас будут ждать наши воспитатели и специалисты.
Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей и налаживания дружеских взаимоотношений между членами образовательного сообщества.
Задачи:
1.Формировать доброжелательное отношение друг к другу, к семьям воспитанников группы.
2.Развивать условия для положительного эмоционального настроя детей в моменты игрового взаимодействия.
3.Воспитывать культуру поведения и общения на личном примере.
Подготовительный этап собрания.
1. Анкетирование родителей.
2.Консультация для родителей " Каким я был(а) в детстве?"
3. Запись ответов детей.
4. Подготовка вопросов "Что такое доброта".
5. Оформление выставки совместных рисунков "Мой папа самый лучший", "Солнце мое ясное, мамочка прекрасная!".
6. Акция "родительская почта" (вопросы психологу через почтовые ящики);
7. Изготовление буклетов.
План проведения:
1. Вступление.
2. Упражнение "Приветствие".
3. Игра - знакомство "Пирамида".
4. Презентация "Послание из детства".(родители тоже были детьми)
5. Упражнение "Скатерть- самобранка".
6. Видеоролик «Устами сыночка и дочки».
7.Физкультминутка с инструктором по физической культуре "Давайте будем со спортом дружить".
8. Презентация «Несколько советов: Как избежать конфликта».
9. Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
10 Домашняя игротека для детей и их родителей. Буклеты.
11. Рефлексия -Цветы пожеланий
Ход мероприятия:
В музыкальном зале играет музыка. Постепенно собираются родители… По двум сторонам зала расставлены столы: с одной стороны для родителей, с другой – для педагогов. На проекторе слайд – ракета.
Ведущий (старший воспитатель):
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Прошу родителей, желающих непосредственно участвовать в практических заданиях, занять свои места за столами, предназначенные для Вас, педагогов прошу пройти за столы – напротив…
Теперь, прежде чем начать обсуждение нашей темы, традиционное упражнение «Визитки».
Мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое «имя», или – «имя, отчество».
(На столе лежат маркеры, бумага (4х8), бейджики).
Введение в проблему:
"Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды".
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. И отправимся на космической ракете в «Страну Воспитания» где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.
На проекторе – космическая ракета.
Ведущий (старший воспитатель):
Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Поскольку форма нашей встречи носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, приготовили несколько презентаций.
Итак, первая планета– «Общение».
Воспитатель:
Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения.
(на фоне музыки)
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения. Родители заняты чаще всего "чтением морали" своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда. Порой идет прямое сравнение с соседом – мальчиком, соседкой- девочкой, что категорически запрещается делать.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь. Необходимо позитивно относиться ко всему, что пытается сделать ваш ребенок.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком. Находите мотивацию, благодаря которой ребенок быстрее раскроет свои возможности .
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители. Никогда не обсуждайте поступки взрослых( воспитателей, других родителей) при детях, т.к. информация субъективна и воспринимается ребенком как истина.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Чаще уделяйте внимание общим интересам, семейным традициям.
• Хочется отметить о единстве требований в семье: это единство не понимается слишком упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения. основанного на взаимоуважении и взаимопомощи. Если слышен твой голос, значит, будет звучать хор, а не отдельная партия " Утопающего" в своих проблемах. Семья- это корабль, который идет по правильному курсу, где всем комфортно и спокойно и каждый может помочь при кораблекрушении , а не бежать в разные стороны , принимая неизбежность катастрофы.
Ведущий: Мы с Вами выслушали педагога, ознакомились с принципами, помня которые, вы научитесь правильно общаться со своим ребёнком. А теперь давайте предоставим слово родителям.
Ведущий: А теперь у нас «пауза». Музыкальный руководитель поиграет с вами. Музыкальная игра «Весёлый ЗВЕЗДОЛЕТ».
Мы прибыли на планету «Шпаргалка для родителей» (сопутствует презентация).
Воспитатель:
Скажите, уважаемые родители: есть ли среди Вас такие, кому не нравятся черты характера вашего ребенка? Поднимите руки, только честно… (Комментирует).
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? (Высказывания родителей).
Как решить проблему:
• Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
• Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими-¬то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
• Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
• Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность и пытайтесь развивать их дальше.
Если вы не уверены в возможностях ребенка:
• Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Родителей пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
Как предотвратить проблему:
• Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
• По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
• Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей тревожности.
• Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
• Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
• Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".
• Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
• Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
Упражнение «Скатерть – самобранка»
Ведущий: Планета «Наши дети».
Видеоролик «Устами сыночка и дочки» (вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как?». Ответы детей.
Презентация «Послание из детства».
Ведущий: «пауза» с инструктором по физической культуре . Физминутка «Путешествие по орбите».
Ракета продолжает полет.
Ведущий:
Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.
С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.
Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Из ответов родителей следует, что в воспитании своего ребёнка они, в основном, не испытывают особых затруднений. Некоторые родители отмечают, что их дети иногда бывают непослушны, упрямы, неусидчивы.
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное, как уже сегодня говорилось, – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его.
Презентация «Несколько советов избежать конфликта».
Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок.
А теперь давайте отдохнём и поиграем.
Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
Я вас научу посредством этой игры формировать способы реагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Родители встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям - родителям - научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять». Желаем вам справляться с гневом и не выплескивать эмоции, а обдуманно выходить из сложившихся ситуаций.
Ведущий: А мы снова с вами в пути…
Планета «Игровая».
Сегодня уже говорили о том, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Для игры не нужно специально отведённое время, играть можно с детьми между делом, по дороге в детский сад, в ванной, на кухне, когда вы готовите ужин.
Игры по дороге в детский сад.
Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что же делать? Отвлечь любимое чадо играми.
*Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
*Накануне вы объяснили малышу какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов, лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будут безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
*Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей обстановке.
Игры в ванной комнате.
*В пластмассовое ведерко налейте воду и вместе с ребенком определите сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомит малыша с понятием «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».
*В тазик с водой опустите несколько легких шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды, если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика. Попутно в этой игре закрепляется форма и цвет шариков.
Игры между делом.
* Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтический вид.
Игры на кухне.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания.
Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов, но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
*Скорлупа от вареных яиц послужит отличным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами, нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенок выложить рисунок или узор из скорлупы.
*Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно твердеет). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
*А еще предложите искать слова на кухне. Найдите корзину (коробочку, мешочек), в которую вы их будете складывать.
*Какие слова можно вынуть из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты. Можно предложить ребенку угостить друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет его вам на ладонь, а затем вы ему, и так до тех пока, пока не «съедите» все.
*Можно поиграть в «кислые», «сладкие», «горькие» слова. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
*Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
*Особым интересом пользуется игра «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Воспитатель: Известна истина, что каждая семья счастлива по –своему, а ,значит, одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои уникальные традиции и свои семейные неповторимые особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех благополучных семьях, где подрастают дети с уравновешенным добрым характером, есть одна общая особенность — спокойные, очень доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, а также родственниками. В жизни много различных переживаний, эмоциональных всплесков – от грустных до самых приятных, радостных и позитивных эмоций. Поэтому старайтесь чаще находить положительное начало в вопросах воспитания, приобщая ребенка к своим делам или организуя совместные игровые моменты. Необходимо с детьми налаживать партнерские отношения, а не искать возможность авторитарно воздействовать на них с высоты своего возраста. Пусть они ощущают эмоциональную близость с вами, чувствуют вашу любовь и определенно поступают как ваши помощники и защитники, будут вашими близкими по духу друзьями, отзывчивыми и добрыми, самостоятельными и ответственными, думающими и понимающими , умеющими уважать себя и других, вашими союзниками и партнерами.
ИТОГ встречи. Рефлексия «Цветы пожеланий» ( анализ и отзывы о мероприятии).