Родительское собрание «Развитие учебной самостоятельности» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 26 May 2021

Родительское собрание

Тема «Развитие учебной самостоятельности»

Вступительная часть:

Здравствуйте уважаемые родители, я рада всех вас видеть. Тема нашего собрания будет очень важной. Я прошу Вас не стесняться и высказывать свое мнение.

Анкета:

Ответьте на заданные вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.

1. Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?

Да.  Нет.

2. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен быть самостоятельным?

Да.  Нет.

3. Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?

Да.  Нет.

Как? ______________________________________________________

4. Выполняет ли Ваш ребенок домашние обязанности?

 Да.  Нет.

 Какие? ____________________________________________________

5.   Ребенок умеет пользоваться телефоном?

Да. Нет

6.  Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя)?

Да. Нет.

7.   Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача)?

Да. Нет.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались для того чтобы обсудить, как мы развиваем самостоятельность у детей. Ведь самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Памятка

Дискуссия «Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?»

Инструкция: Сейчас вы в 3-х группах познакомитесь с предложенными высказываниями и после обсуждения в группе поделитесь со всеми своим отношением к этому мнению: согласны или нет, почему, как это соотносится с вашим опытом.

Высказывания для обсуждения в группе:

Высказывание 1.

« Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам».

(Лев Николаевич Толстой)


Высказывание 2.

« Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать».

(Жан де Лабрюйер)


Высказывание 3.

« Есть люди думающие, есть люди бездумные. Но всего опаснее те, за кого думают другие».

(Хораций Сафрин)


Обсуждение итогов работы с высказываниями по вопросам:

- Зачем необходимо самостоятельность ребёнку?

- Как вы развиваете самостоятельность ребёнка?

- Как вы поощряете самостоятельность своему ребёнку?

- Как часто вы позволяете быть самостоятельными ребёнку?


Вывод: Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

Работа в парах «Какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности».


В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Инструкция: сейчас я предлагаю поделиться на пары группы.

Запишите их на листе.

Время работы: 3-5минут.

Задание для группы 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для группы 2.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка;

на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.


Задание для группы 3.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.


Каждая группа высказывает своё мнение, остальные могут дополнить или развить высказанную мысль. Ведущий помогает группе избежать прямой критики высказываний (Например, «Давайте позволим каждому иметь своё мнение» или «Интересно услышать разные мнения»).

Подведение итогов родительской встречи

Сегодня мы обсудили то, зачем развивать самостоятельность у наших детей, как это делать, как необходимо учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности. Мы пришли к выводу, что только тот ребёнок, которого любят, чувствует себя психологически безопасно и может полноценно развиваться. Дома можно обсудить наш разговор с другими взрослыми членами семьи, подумать вместе о том, самостоятелен ли ваш ребенок. И не забывайте в воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.

Раздача родителям памяток «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков» и из книги В. В. Коробковой

"Подсказка для родителей".





















































Памятка родителям по выполнению дом.заданий:


1. Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.

4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).

5.Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 – 3,5 ч.

10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».

11. Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.