Родительское собрание «Рослые, да не взрослые»
Родительское собрание «Рослые, да не взрослые».
Родительское собрание | «Рослые, да не взрослые». |
Цель | содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка. |
Задачи | 1.Познакомить родителей с понятием «инфантилизм» и показать его негативные последствия. 2.Рассмотреть причины развития инфантилизма у детей. 3.Рассмотреть продуктивную стратегию действий для успешного воспитания самостоятельности и ответственности у детей. 4. В ходе совместной работы по теме собрания способствовать сплочению родительского коллектива. |
Участники собрания | классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие. |
Тип мероприятия | родительское собрание. |
Продолжительность мероприятия | 60 мин. |
Форма проведения собрания | информационно-аналитический лекторий с элементами практикума и дискуссии. |
Ожидаемые результаты | 1.Родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы. 2.Будет способствовать сплочению родительского коллектива. |
Время проведения | Вторая или третья четверть. |
Подготовительная работа к собранию | 1.Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания. 2.Подготовить презентацию. 3.Подготовить памятки для родителей, карточки с ситуациями, таблицу для мини – практикума, знаки. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, презентация, видео. |
Структура собрания.
Этапы | Деятельность, способы, приемы | Продолжительность |
Организационный | 1. Ритуал приветствия: «Какие они - наши дети?» Установление контакта с родителями. | 3 мин. |
Мотивационный | 1. Вступительное слово учителя. | 2мин. |
Основная часть | 1.Лекция 2.Видео 3.Продолжение лекции 4.Видео 5. Мини - практикум. 6. Ситуативные задачи. | 50 мин. |
Итог. Рефлексия | 1.Итог «Маленькие советы» 2. Рефлексия «Ваше мнение мне интересно!» | 5 мин. |
Содержание.
1. Ритуал приветствия: «Какие они - наши дети?»
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас! Если вы здесь - значит вам не безразлично, какие они – наши дети.
Показ презентации. В презентации представить родителям фотографии, где ученики показаны в активной деятельности в классных и школьных мероприятиях, прошедших в четверти.
2. Мотивационный этап.
Просматривая презентацию, вы увидели, какие наши дети активные, умелые, дружные. Как приятно мне об этом говорить, а вам слышать и видеть. Время бежит, дети взрослеют, что-то изменяется в их характере и поведении, появляются большие и маленькие проблемы в ваших отношениях. Воспитание ребёнка — это очень ответственный процесс. И родители всегда должны понимать, к каким последствиям в будущем могут привести их действия, чего будут стоить их ошибки воспитания для ребёнка. Если все родители будут подходить к вопросам воспитания осознанно и ответственно, многих проблем удастся избежать.
3. Лекция.
Кому из нас не знакома такая картина: идет в школу первоклассник, а рядом вышагивает мама или папа и несет портфель своего ребенка…. Занятия еще не кончились, а толпа бабушек и дедушек окружила плотным кольцом здание школы. Окружили, что бы ни вздумал кто-либо из малышей сделать хотя бы один самостоятельный шаг. Да и как можно допустить подобное? А надо ли так массировано опекать наших детей? Не здесь ли истоки опасных явлений: иждивенчества, потребительства, неумение отвечать за свои поступки? И самое главное и тревожное - нежелание трудиться, стремление спрятаться за чью-то спину, опереться, а вернее, надежно и надолго повиснуть на крепком родительском плече, которое все выдержит.
Почему так происходит? Равнодушный и невнимательный родитель – это плохо, но идеальный родитель – едва ли не хуже. Наш стиль воспитания собственных детей строится по принципу «я никогда не буду обращаться со своим ребенком так, как обращались со мной», «у моего ребенка будет другое детство». Мы изо всех сил стараемся быть идеальными родителями, но в результате попадаем в ловушку – дети становятся инфантильными. Инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов. Сам термин «инфантилизм» (infantilismus) произошел от латинского слова «infantilis», что в переводе означает «младенческий, детский» или от «infans» — неговорящий. Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде, и даже в 17-18 лет ему нет необходимости зарабатывать деньги. Его обеспечивают родители. Даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги на себя. Вот так незаметно и неосознанно родители сами взращивают инфантилизм у ребенка. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет. Я предлагаю вам посмотреть одну из серий нашего замечательного детского киножурнала «Ералаш». Я надеюсь, что вы не только улыбнетесь, но и задумаетесь, к чему все это может привести.
4. Киножурнал «Ералаш». «Вот это внук!» Обсуждение.
5. Продолжение лекции.
Очень важно знать, что же собой представляет инфантилизм, из-за чего возникает и как с этим можно бороться. Инфантилизм ребенка проявляется в следующих признаках:
• в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации;
• в неумении сдерживать свои желания и эмоции;
• в детской непосредственности;
• в преобладании игровых интересов в школьном возрасте,
• в беспечности;
• в недоразвитии чувства долга;
• в неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;
• в повышенной подражаемости и внушаемости;
• в дефиците познавательной активности при обучении;
• в отсутствии школьных интересов;
• в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
• более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.
Причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку. Как правило, это начинает проявляться в процессе обучения в школе: Во-первых, таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками и завести друзей. Это приводить к снижению интереса к учебным предметам, школьной жизни. Во-вторых, у инфантильных детей возникают сложности с решением заданий, требующих внимательности и умения анализировать. Это тоже снижает успешность их учебной деятельности. В результате у таких детей пропадает интерес и мотивация к учёбе. Их интеллектуальное развитие начинает отставать от сверстников.
Еще одна причина инфантилизма - это гиперопека, которая в настоящее время сильно мешает детям. Мы, взрослые, умнее, опытнее, осмотрительнее и потому уверены, что можем программировать жизнь своего ребенка гораздо лучше, чем это они сделают сами, без нашей подсказки. Но при этом упускается одно важное обстоятельство, о котором прекрасно сказал польский педагог Януш Корчак «Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью…» Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различных трудностей, потакают всем его капризам, не учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требует такого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведение становится эгоцентричным. Давайте еще раз посмотрим «Ералаш». «Мама, папа, я – дружная семья».
6. Киножурнал «Ералаш». «Папа, мама, я – дружная семья!» Обсуждение.
Что делать, чтобы ребенок был здоровым, активным и любознательным? Учить его слушать себя, поддерживать, доверять ему и не подменять его желания и потребности своими. Самостоятельность обязательно должна быть связана с ответственностью. Ответственность - это признание себя причиной того, что происходит. Когда ребенок растет, то и зона его самостоятельности и ответственности увеличивается. Задача родителя - постепенно передавать ребенку ответственность за различные сферы его жизни с целью подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни. В идеале, к окончанию школы ребенок должен знать и уметь делать всё, что ему может пригодиться в жизни. От уборки квартиры до организации своего дня, недели, месяца.
7. Мини - практикум «Определение самостоятельности ребенка».
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу и определить степень самостоятельности собственного ребенка. Вы должны распределить предложенные действия в две колонки.
Перечень действий:
Собирается в школу;
Выбирает себе одежду для школы и праздника;
Делает уроки;
Определяет, с кем ему дружить;
Готовит еду, если это необходимо;
Убирает квартиру по собственной инициативе;
Ходит в магазин за покупками;
Помогает по дому или на даче;
Приглашает друзей к себе;
Определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
Принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
Распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;
Оценивает объективно себя и свои поступки;
Сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
Терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
Помогает в воспитании младших
Эта таблица поможет вам взглянуть на свою семью со стороны. Вы увидите результативность своей воспитательной системы.
Ваш ребенок делает самостоятельно | Только по вашему требованию, с вашей помощью, с вашего разрешения |
… | … |
… | … |
Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им, какой бы то ни было самостоятельности.
8. Ситуативные задачи.
Задача №1. Вы договорились со своим сыном, что он сам будет, гладит свои вещи. Но однажды вы понимаете, что ему надо уже выходить в школу, а рубашка не поглажена. Ваши действия?
Ответ. Неправильное поведение родителя - бросаться гладить ребёнку вещь. Правильное - дать ребёнку выбор: гладить сейчас и опоздать или надеть что-то другое, или надеть это, но мятое. Для родителей это не просто. Но ведь и задача не такая, чтобы родителям было просто. Задача - научить ребенка принимать на себя ответственность и быть самостоятельным.
Задача №2. Сейчас со школы придет дочь. Вы торопитесь приготовить вкусный обед. Вы очень старались, но дочь сказала, что не голодна и поест потом. Ваша реакция?
Ответ. Отказавшись от обеда, она вряд ли умрет от истощения. Когда вы заставляем детей есть по расписанию, а не по требованию, съедать все с тарелки «через не хочу», вы нарушаете их саморегуляцию и умение распознавать, что им подходит, а что уже достаточно. А ведь умение понимать, что мне нравится или нет, умение слышать себя – это основа здоровой психики. Помните, что лучшая мама – неидеальная мама! Не бойтесь быть недостаточно заботливой, позволяйте себе быть ленивой, эгоистичной и безответственной мамой.
Обратная сторона гиперопеки — это попустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточно внимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у него инфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостаток общения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов, компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяется вымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеет выстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиям окружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.
9. Итог «Маленькие советы».
Мы учимся быть родителями точно так же, как когда-то учились в школе читать и писать. Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны ошибки и сомнения. Чтобы не воспитать инфантильную личность, чтобы ваше общение с ребенком приносило вам радость необходимо:
Научить его принимать самостоятельные решения;
Научить его нести ответственность за свои решения;
Научить прогнозировать последствия решений;
Научить оценивать перспективы своих решений.
И этим всем снизить зависимость ребёнка от родителей, то есть от вас. Помните! «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы». (А.С.Макаренко)
10. Рефлексия «Ваше мнение мне интересно!»
Родители представляют свое отношение к собранию в виде знаков:
«+» узнал многое нового;
«!» важная и полезная для меня информация;
«- » я не узнал ничего нового.
Знаки заранее распечатаны. Родители выбирают один или два знака и складывают в коробку.
Источники.
https://ustamivrachey.ru/psihologiya/infantilizm
https://letidor.ru/psihologiya/kak-ne-vyrastit-infantilnogo-rebenka.htm
https://psychologyjournal.ru/public/kak-ne-vyrastit-infantila/
http://human.snauka.ru/2018/12/25440
В.Т. Лисовский «О чем спорят старшеклассники»/М.: Педагогика 1990.-192с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Кадырова Ольга Игоревна
Забелина Маргарита Владимировна
Волкова Светлана Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Забелина Маргарита Владимировна
Марьясова Ирина Евгеньевна
Забелина Маргарита Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Забелина Маргарита Владимировна
Наталья
Забелина Маргарита Владимировна
Абашина Наталья Викторовна
Забелина Маргарита Владимировна
Елена Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева