Родительское собрание с элементами тренинга «Приятно познакомиться!»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад № 1 «Колокольчик»
Психологическая служба
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Приятно познакомиться!»
Подготовил: педагог-психолог Харченко Н.В.,
воспитатели Кулакова И.В., Архипова М.Н.
Адресат: родители (законные представители) детей, поступающих в младшие группы ДОУ
Краснознаменск, 2017
Родительское собрание с элементами тренинга «Приятно познакомиться!»
Актуальность: Образовательный процесс в ДОУ в соответствие с целями и задачами ФГОС предполагает включение в активный образовательный процесс всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Тесное взаимодействие с семьями воспитанниками в условиях нашего ДОУ является залогом плодотворной работы всех участников процесса и условием активного роста и развития прежде всего, конечно, детей. Однако польза от такого взаимодействия несомненна и для родителей, и для педагогов.
В детский сад приходят разные дети, каждый из них личность. К нам они приходят из семьи, и именно семья является тем первым источником знаний о ребенке, понимания его. Поэтому так важно педагогам ближе познакомиться с родителями воспитанников. Кроме того, родителям также важно ближе познакомиться друг с другом, а не только встречаться иногда в раздевалке, приводя и забирая детей.
Цель: Создание условий для налаживания контакта между воспитателями ДОУ и родителями воспитанников, формирование положительного настроя у родителей на взаимодействие с детским садом.
Задачи:
Познакомить педагогов и родителей друг с другом;
Формировать положительное, уважительное отношение к педагогам ДОУ и другим участникам образовательного процесса, поддерживать престиж образовательного учреждения;
Ознакомить родителей (законных представителей) с нормами и правилами, существующими в детском саду, сформировать установку на их соблюдение;
Ознакомить родителей с понятием «адаптация» и особенностями протекания адаптационного процесса в ДОУ;
Формировать предпосылки групповой сплоченности для эффективного существования группы.
Объект: родители (законные представители) детей, поступающих в младшие группы ДОУ.
Формы и методы работы: Групповая консультация с элементами тренинга.
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши цветные, заготовка из ватмана «Наша группа», мешок с конфетами.
Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний родителей (законных представителей) о правилах внутреннего распорядка детского сада, режиме дня младшей группы ДОУ и других организационных работах функционирования группы б) формирование коллектива родителей для тесного сотрудничества и взаимодействия, в) положительная установка по отношению к саду и педагогам.
Продолжительность семинара: 50-60 минут
Количество участников: 35 человек.
Ход родительского собрания:
Вступление. Приветствие. Актуальность проведения родительского собрания. (Воспитатели, 5 минут)
Основная часть. (30 минут)
А) Знакомство (педагог-психолог, 10 минут)
Б) Особенности адаптационного периода (педагог-психолог, 10 минут)
В) Основные правила внутреннего распорядка (воспитатели, 25-30 минут). Ответы на вопросы.
Заключение «Мешок конфет». Подведение итогов, рефлексия.(10 минут).
Содержание родительского собрания.
Вступление.
Уважаемые родители! Добрый вечер! Это наше первое собрание, мы с вами будем вместе еще ближайшие 4 года и, надеюсь, на то, что мы будем с вами тесно взаимодействовать, и это будет приятно и для вас, и для нас, и полезно для детей.
2. Основная часть.
Знакомство.
И начать нашу встречу хочется со знакомства. Наши дети уже познакомились друг с другом, и продолжают это делать. Давайте же и мы с вами представимся. Делать это мы будем по кругу. В самом начале мы раздали вам листочки, где попросили изобразить вашего ребенка. А теперь мы будем представляться сами, как вас зовут, как зовут вашего ребенка, и в нескольких словах опишите, какой он, что он любит или не любит. Ну и приклейте портрет вашего ребенка на этот лист, который обозначает нашу группу. (идет представление)
Спасибо, уважаемые родители. Вот мы с вами и познакомились.
Особенности адаптационного процесса.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не учтен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Рекомендации:
Ребенок едет не просто в садик. Он идет к человеку, который будет заменять ему маму. Это придает спокойствие и уверенность: «Этот человек обо мне позаботится, поможет мне». Садик – это не безликое место, где он или она останется совсем один. Детский сад – это, прежде всего воспитатели. То есть те люди, которые заменят маму на время ее отсутствия, помогут и поддержат. Конечно, легче к садику адаптируются дети, у которых уже был опыт разлуки с мамой. Например, ребенок часто оставался с папой, или бабушкой, или тетей. Такие дети уже понимают, что может быть кто-то замещающий маму, и легче идут на контакт с воспитателем. Но в любом случае – показывайте ребенку, что вы доверяете его воспитателю, беседуйте с воспитателем при ребенке дружелюбно. Говорите, что воспитатель его ждет, спрашивает о нем. Когда делаете поделку – делайте ее для воспитателя.
Разрешите ребенку плакать, ведь слезы – это естественный способ ребенка выражать свои эмоции. Не надо отмахиваться от них и обесценивать желание ребенка не расставаться с вами.
Отдельный момент – это одежда ребенка. На время адаптации она должна быть максимально простой и удобной для одевания. Со временем дети научатся и шнуровать, и застегивать сложные застежки, но на первых порах – чем проще, тем лучше. Сложные застежки заставляют ребенка чувствовать себя бессильным, маленьким и несостоятельным. Тогда, когда все дети уже оделись, а один сидит и мучается с застежкой.
Учите детей обращаться за помощью, каким образом подходить к воспитателю и с какими словами обращаться. Можно даже с куклами проиграть этот момент.
Режим должен быть постоянным. В этом случае дети легче привыкают и принимают сложившиеся обстоятельства.
Придумайте свой ритуал расставания, который поможет ребенку легче войти в группу.
Обратите внимание на себя. Вы должны быть уверенны, что садик – это хорошо, что он вам действительно нужен. Потому что ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на ребенка. Если у вас такой уверенности нет, то пусть в сад водит другой член семьи.
Основные правила внутреннего распорядка.
Приходя в наш сад из семьи, дети учатся взаимодействовать друг с другом и с воспитателями. Для этого им приходится выполнять много правил. И для нас с вами тоже есть правила. О них вам расскажут воспитатели.
3. Заключение.
Вот и прошла наша первая встреча. И хочется закончить ее на приятной ноте. И у меня в руках вот такой мешочек. В нем много конфет. Они все разные. Как и мы с вами – нет ни одного похожего. Но мы с вами теперь в одной группе – мешочке – и очень хочется, что нам с вами было все-таки сладко. Угощайтесь! Спасибо за внимание!