Родительское собрание с элементами тренинга «Организация досуга детей в семье»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание с элементами тренинга
«Организация досуга детей в семье»
Автор: Невгодовская Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №21«Елочка» ст.Батуринская Краснодарский край
Цель: повышение родительской компетентности в организации досуга детей в семье.
Задачи:
познакомить родителей с организацией досуга детей в семье;
дать практические рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома;
побудить родителей к совместному с детьми времяпровождению.
Форма проведения: «круглый стол» с элементами тренинга.
Подготовка к собранию: мяч, запись ответов детей на вопросы «Мои подарки», медали «Самый лучший организатор семейного досуга», листы бумаги, карандаши или ручки для каждого родителя, детский рисунок—подарок, который хотели бы получить от родителей на день рождения.
План проведения:
1.Приветствие и разминка.
2.Мозговой штурм «Досуг»
3.Упражнение «Веселый мячик»»
4.Презентация «Организация досуга детей в семье»
5.Музыкальная пауза
6.Конкурс «Самый лучший организатор досуга в семье»
7.Упражнение « Рецепт счастья»
8. Рекомендации родителям по организации семейного отдыха.
9. Подведение итогов и обратная связь.
Упражнение «Плодородный сад»
Ход собрания
1.Приветствие и разминка
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Организация досуга детей в семье».
1.Приветствие «Вертушка общения»
Цель: способствовать активизации родителей, снять эмоциональное напряжение.
Участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера образуют внутренний круг и располагаются спиной к центру круга. Вторые номера образуют внешний круг и располагаются лицом к центру. Таким образом, каждый участник стоит напротив другого. Внутренний круг – неподвижный, внешний – подвижный, по сигналу педагога все его участники перемещаются вправо и оказываются перед новым партнером. Задание: поприветствовать друг друга разными способами (как джентльмены, как индейцы, как матрешки, как неформалы, по-восточному и т. д.). При этом каждый приветствует каждого. Внешний круг смещается по часовой стрелке, каждый раз участник приветствует нового партнера и получает ответное приветствие.
Примечание: Эта игра позволяет всех участников одновременно включить в процесс взаимного общения, заставляет тесно взаимодействовать друг с другом. Поскольку партнеры меняются, то участники приобретают опыт общения с разными людьми, учатся преодолевать барьеры в общении. Игра занимательна, вызывает радостные эмоции, смех и веселье. В то же время способствует развитию воображения, находчивости, сообразительности.
Разминка "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
2.Мозговой штурм «Досуг».
-Что такое досуг?
Ответы родителей.
Досуг – синоним «свободное время»
Досуг – средство всестороннего развития личности.
- Как вы думаете, возможен ли семейный досуг? Нужен ли он? В чем необходимость семейного досуга?
Ответы родителей.
Время, которое остается у человека после работы, должно использоваться с пользой. Досуг организует всех членов семьи. Если большую часть времени мама вынуждена тратить на обслуживание своих домочадцев, то у нее не остается времени для семейного досуга и отдыха. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому.
-Какие виды досуга предпочитаете вы?
-Как развиваете интересы у детей?
-Сплачивают ли семью общие увлечения, интересы?
Ответы родителей.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. В семье, где все увлекаются туризмом, гораздо проще организовать семейный досуг, чем в той, где в свободное время папа занят охотой, рыбалкой, мама- вязанием, сын- роликами. Однако даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей (во время совместного отдыха на даче, турбазе). Главный показатель семейного отдыха- общение родителей и детей.
-Есть ли традиции в Вашей семье? Какие?
Ответы родителей.
Семейные традиции- это не только праздники, но семейные обеды, совместный отдых, походы, высаживание деревьев в канун праздника, изготовление своими руками подарков, поздравление ветеранов войны и т.д. Ребенку для полноценного развития необходимы праздники.
- Вспомните свое детство. Какие праздники вам запомнились? Почему?
Ответы родителей: Вместе с ребенком готовимся к празднику- убираем квартиру, ходим в магазин -на праздниках читаем стихи, поем, слушаем музыку -играем в подвижные игры -проводим викторины, загадываем загадки.
- Как в вашей семье отмечаются дни рождения ребенка? взрослого? Что интересного было в вашей семье? Какие сюрпризные моменты использовали?
Ответы родителей.
От того, как мы, взрослые, проводим свой досуг, праздники, какие традиции сложились в нашей семье, будет зависеть, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться.
3.Упражнение «Веселый мячик».
Игроки, сидя по кругу, передают мяч, произнося считалку: «Вот бежит веселый мячик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот расскажет что-то нам». Каждый игрок, получивший в руки мяч, рассказывает всем: о любимом занятии с ребенком.
4.Презентация « Организация досуга детей в семье»
Цель: способствовать пониманию родителями организации детского досуга.
Организация досуга детей
PPTX / 11.14 Мб
5.Музыкальная пауза (родители отгадывают и поют песни по музыкальным проигрышам).
6.Конкурс «Самый лучший организатор досуга в семье»
Задание 1. Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Напишите за 3 минуты план, как вы устроите ребенку этот праздник? Родители пишут план праздника на листах. Потом зачитывают и выбирают лучший план.
Родитель награждается медалью «Самый лучший организатор семейного досуга».
Задание 2.Предлагаю вам пойти за покупкой подарка для ребенка. Но есть одно условие: папы выбирают подарок для дочки, мамы - для сына. Аргументируйте свой выбор.
Игра сопровождает ребенка дошкольника на всем пути роста и развития. К выбору игрушек нужно подходить ответственно. Игрушка -это предмет игры, имеет значение для психического развития ребенка. Папам и мамам надо помнить, что игрушки надо покупать соответственно возрасту детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке.
(Предварительно дети рисуют подарок). Если ответы родителя совпали с рисунком ребенка— родитель награждается медалью «Самый лучший организатор семейного досуга».
Задание 3 Умеют ли Ваши дети принимать подарки? Обращаете ли Вы внимание на это?
Родители отвечают на вопросы:
-Ваш ребенок любит получать или дарить подарки?
-Кто и когда дарит ребенку подарки?
- Какой подарок понравился ему больше всего?
- Если ребенку подарили то, что у него уже есть, как он ответит?
Заслушивается запись ответов детей «Мои подарки» (Приложение №1).
Если ответы родителей на вопросы совпали с ответами детей – родитель награждается медалью «Самый лучший организатор семейного досуга».
Задание 4. Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли с детьми на дне рождении. Родители записывают названия игр на листах. Потом зачитывают и выбирают лучший ответ.
Родитель награждается медалью «Самый лучший организатор семейного досуга».
7.Упражнение «Рецепт счастья».
Участники объединяются за столами в группы по четыре человека и придумывают «рецепт счастья». Через 5-10 мин. игроки обмениваются «рецептами», обсуждают «рецепты», предлагаемые другими (в процессе обсуждения возможна корректировка своего). После этого идет обще-групповое обсуждение результатов игры. Ведущий для примера может прочитать оригинальный «рецепт счастья» от Ирины Беляевой:
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кто встретится на вашем пути».
8.Рекомендации родителям по организации семейного отдыха.
(Можно прочитать рекомендации для родителей, а можно распечатать и раздать родителям) (Приложение№2).
9.Подведение итогов и обратная связь.
Упражнение “Плодородный сад”.
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.
Приложение №1
Вопросы «Мои подарки» для детей
-Ты любишь получать или дарить подарки?
-Кто и когда дарит тебе подарки?
- Какой подарок тебе понравился больше всего?
- Если тебе подарили то, что у тебя уже есть, что ты ответишь?
Приложение №2
Рекомендации родителям по организации семейного отдыха.
Совместный активный досуг:
1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;
6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Совместный семейный отдых в выходные дни и в каникулярное время имеет целый ряд компонентов:
1. Физкультурно-оздоровительный.
Дети и родители находятся в движении, они активны. Физкультурная активность (плавание, велосипед, подвижные игры, длительные туристические переходы) в сочетании со свежим воздухом оздоравливает и укрепляет.
2. Социально-коммуникативный.
Дети и родители, а также дети между собой, постоянно общаются, причем в новых коммуникативных условиях. Происходят знакомства с новыми людьми, укрепляются взаимоотношения со старыми друзьями. Дети и родители узнают друг друга с новой, непривычной для них стороны, в новых условиях.
3. Эмоционально-психологический.
На детей, как, впрочем, и на взрослых, усиливается эмоционально-психологическая нагрузка. Дети, под влиянием личных примеров взрослых, оказываются, более подготовлены к возможным экстремальным ситуациям, пытаются самостоятельно находить выход из затруднительных житейских ситуаций. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
4. Эстетический.
Дети, находясь под умным, чутким, ненавязчивым руководством взрослых, учатся эстетическому восприятию окружающей природы, памятников старины, исторических достопримечательностей.
5. Познавательный.
Дети знакомятся с новыми для них растениями, животными. Они узнают истоки происхождения своего края, историю своей малой родины.
6. Прикладной.
У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер под обязательным контролем взрослых, оказать первую помощь).
Рекомендации родителям по проведению совместного семейного отдыха в каникулы:
1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызовет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)
Каждый вид семейного отдыха, принесет ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение оздоровительного эффекта и удовольствия от совместного содержательного времяпрепровождения.
Болтова Елена Ильинична
Невгодовская Людмила Анатольевна
Антонова Надежда Николаевна
Невгодовская Людмила Анатольевна
Пользователь удален
Невгодовская Людмила Анатольевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Невгодовская Людмила Анатольевна