Родительское собрание с элементами тренинга «А тетерь, а теперь школа нам открыла дверь!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №1 города Докучаевска»
Родительское собрание с элементами тренинга
1 класс
Чигусова Марина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа №1 города Докучаевска»
2017
Родительское собрание с элементами тренинга
1 класс
Тема: А теперь, а теперь школа нам открыла дверь…!
Цель: выработать общую программу действий, заключить устный договор о совместной деятельности учителя и родителей.
Задачи:
познакомить родителей класса друг с другом;
выяснить ожидания родителей от учебы ребенка в школе;
познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников;
познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника.
Оборудование: бейджики по количеству родителей в классе, лист ватмана, цветные стикеры четырех цветов, карандаши или ручки, музыка для фона, памятки с комплексами упражнений для детей.(Столы в классе расставлены для каждой группы так, середина класса была свободна).
Ход собрания
Вступительное слово учителя
Педагог. Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Смогу ли я оправдать ваши ожидания? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Помните, все начинается с семьи! Впереди у вас много трудностей, которые связаны со школьной жизнью ваших детей. Пусть девизом нашего сотрудничества будут слова этого стихотворения.
Всё начинается с семьи...
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Всё начинается с семьи...
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...
Всё начинается с семьи...
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться! (М. Ясное)
Педагог. Теперь у наших детей все по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Мне, как учителю вашей детей, будет полезно знать ответы на следующие вопросы.
Что вы ожидаете от обучения ребенка в школе?
С какими проблемами вы уже столкнулись или предполагаете столкнуться?
На каких принципах вы готовы общаться в классном коллективе?
Педагог. Мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться, поэтому я предлагаю вам обсудить данные вопросы на нашем собрании с тем, чтобы действовать согласованно на благо наших детей. А перед началом обсуждения давайте встанем все вместе в круг, сбросим груз рабочего дня и с новыми силами включимся в работу.
Знакомство родителей
Педагог. Начнем собрание с игры, которая называется «Давайте пожмем друг другу руки».
Я прошу выйти в круг тех, кто любит рисовать. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти в круг тех, кто любит заниматься спортом. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти в круг тех, у кого старший ребенок обучается или окончил нашу школу. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти тех, кто делает зарядку по утрам. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти тех, кто пришел на собрание с хорошим настроением. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти тех, кто не знает многих родителей нашего класса. Пожмите друг другу руки.
Знакомство родителей в группах
Педагог. Для того чтобы собрание получилось интересным, давайте разделимся на группы и продолжим наше знакомство. У меня в руках жетоны четырех цветов (раздать родителям). Займите, пожалуйста, места за столами согласно цвету. (У каждой группы на столе табличка определенного цвета – синяя, красная, зеленая, желтая.) Выясним правила, которыми будут руководствоваться группы.
Правила группы
Инструкция:
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
Активное участие в происходящем. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним".
В итоге обсуждения всех правил группы хором произносит: «Я принимаю эти правила и буду их выполнять».
Педагог. С этой минуты группа начинает свое существование. Продолжим наше знакомство. Позвольте начать с себя. (Учитель рассказывает о себе: «Меня зовут … . В школе работаю … лет, имею … квалификационную категорию. Люблю своих учеников за непредсказуемость, любознательность, непосредственность, доброту. Люблю, когда в моем окружении всем, и мне в том числе, хорошо и комфортно. Люблю своих детей и всю семью.»)
Уважаемые родители, пока звучит музыка, в течение пяти минут, примерно так же расскажите о себе, и пусть один человек из вашей группы представит всех вас. Напишите, пожалуйста, на карточке свое имя и прикрепите бейджик, для того чтобы мы знали, как можно к вам обращаться.
Обсуждение вопросов по теме собрания в группе и всем коллективом. Выработка общих правил, основных направлений совместной работы учителя и родителей.
Педагог. Спасибо за столь интересный рассказ о себе. Такой дружной командой мы переходим к обсуждению очень важных вопросов.
Что вы ожидаете от обучения в школе?
– Возьмите, пожалуйста, стикер зеленого цвета, напишите на нем ваш ответ. После этого сложите все стикеры вашей группы вместе, прочитайте ответы, и пусть один человек из вашей группы представит их всему классу.
(В таком порядке проводится обсуждение всех вопросов, предложенных на собрании. После выступления по каждому вопросу группа приклеивает свои ответы на лист ватмана под формулировкой вопроса. К концу собрания на листе ватмана будут приклеены все ответы родителей.)
(Предположительные ответы родителей:
Ждем хороших результатов.
Трудностей с подготовкой уроков.
Расширение кругозора, всестороннее развитие.
Ожидаем, что уровень знаний ребенка будет выше, чем в других школах.
Ребенок научится математике, чтению, письму.
Положительных эмоций от процесса обучения.
Уважительного отношения и др.)
Педагог. Как видим из ваших ответов, большинство родителей ожидают
не только хорошего качества обучения, прочных знаний, но, что особенно важно, ожидают всестороннего развития детей. В этом наши ожидания полностью совпадают.
Тренинг 1.
Педагог. Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей. Надеюсь, все взрослые понимают, что хороший результат не приходит без труда. Поэтому самое главное сейчас – помочь ребенку приучить себя к выполнению новых школьных обязанностей: соблюдать режим дня школьника, собирать портфель, аккуратно пользоваться школьными принадлежностями, соблюдать порядок на рабочем месте дома и в школе, выполнять задания учителя, заботиться о своем аккуратном внешнем виде. Без вашей помощи ребенку не справиться. Помните, пожалуйста: прежде чем требовать от ребенка выполнения тех или иных действий, его надо этим действиям научить.
Тренинг 2
Педагог. Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Педагог. Мы все разные, разные и ваши дети, как эти цветы. Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками, признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам еще несколько советов. Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны: создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться своим ежедневным вниманием. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?» спрашивайте: «Что интересного было на уроках? С кем из ребят ты познакомился? С кем играл на переменах?».
Хвалите ребенка за собственные успехи и достижения. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Успехи ребѐнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради. Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно. Чтобы избавить ребѐнка от недостатков, замечайте их по возможности реже. Смастерите копилку школьных Успехов. Поставьте в специальном месте прозрачную коробочку, в которую будут «складываться» добрые дела, маленькие успехи: похвала за хороший ответ, красиво написанная палочка, буква, и т. д., е сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Наградой за полную копилку станет что-то удивительное и неожиданное. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу.
В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить.
Первые учебные дни, возможно, уже высветили некоторые проблемы. Поделитесь, пожалуйста, ими, записав ответ на второй вопрос на красном стикере.
С какими проблемами вы уже столкнулись или предполагаете столкнуться?
(Предположительные ответы родителей:
Боязнь ответа на уроке.
Нежелание учиться.
Проблемы по отдельным предметам.
Эмоциональное напряжение.
Не может рассказать, что делал в школе.
Сложно правильно держать ручку.
Усталость.
Сложности в общении с одноклассниками.
Невнимательность, неусидчивость.)
Педагог. Некоторые проблемы, которые возникли или могут возникнуть например, первоклассник не может рассказать, что делал в школе, ему сложно правильно держать ручку, не может отличить уроки чтение от уроков письма – можно объяснить психофизиологическими особенностями развития в этом возрасте памяти, внимания, мелкой моторики руки, опорно-двигательной системы. Дома, так же как и в школе, для снятия напряжения, усталости нужно проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для укрепления осанки, упражнения для глаз. К вашим услугам школьный психолог, который с разрешения родителей может вести наблюдение за детьми на уроке, может провести диагностику развития мышления, памяти, внимания и по ее итогам – ряд коррекционных занятий с детьми.
Конечно, очень важна атмосфера в классе, которую мы создаем вместе с вами. Для того чтобы и ваш ребенок, и вы с радостью приходили в школу, давайте на желтом стикере напишем ответ на следующий вопрос.
На каких принципах вы готовы общаться в классном коллективе?
(Предположительные ответы родителей:
Решение проблем и вопросов по обоюдному согласию.
Проблемы не должны скрываться, а должны разрешаться.
Взаимопонимание, взаимопомощь, общие дела и интересы.
Взаимоуважение.
На принципах взаимопонимания, принципах коллективных общих дел.)
Очень приятно услышать от вас, что вы готовы к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоуважению. Проблемы вашего ребенка на всеобщее обозрение, что они должны обсуждаться в тесном кругу (учитель — родитель). Для этого я попрошу вас сейчас выбрать себе дело по душе и присоединиться к соответствующей группе.
(Учитель ставит на столы таблички с названием поручений — культмассовый сектор, хозяйственный, учебный, оформительский.)
Упражнение-энергизатор
Педагог. А теперь подойдите к солнцу на лучах и напишите пожелания классу на каждом из них.
(На доске нарисовано солнце со множеством лучей).
Подведение итогов собрания
Педагог. Итак, уважаемые родители. Посмотрите на доску – как много разнообразных ответов мы дали на наши вопросы. Давайте подведем итог нашего собрания. Скажите, пожалуйста, что полезного для себя вы вынесли с нашего собрания? Ваши ответы на поставленные вопросы помогли не только узнать ваши ожидания от обучения ребенка в школе, но и наметить темы родительских собраний. Ориентируясь на ваши ответы, вашему вниманию будут предложены такие тематические собрания: «Особенности интеллектуального и личностного развития детей», «Как развить у ребенка желание читать», «Подвижные и медлительные дети», «Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением».
Тренинг 3.
Педагог. Напишите на лепестке то качество ребенка, которое особенно нравится и, которым вы можете гордиться. Прикрепите все лепестки к середине.
(Подготовлен заранее цветок. Середина цветка вывешивается на доске, а цветные лепестки раздаются родителям)
Педагог. Какие разные дети учатся в классе. Любите их, гордитесь ними.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, постоянной линии поведения.
Наше собрание я хочу закончить, завершить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Упражнение-энергизатор
Педагог. Встаньте в круг. Возьмите друг друга за руки. Поднимем руки вверх и скажем «Мы вместе!» сначала тихо, потом все громче и громче. (Повторить два раза.)
Спасибо, уважаемые родители, за активную и продуктивную работу.
Литература
-
Корнеева Е. Н. Ох уж эти первоклашки! – Ярославль: Академия развития, 2000г.
Алоева М. А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г.
Баркан Алла. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: Айрис-Пресс, 2000 г.
Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. – М.: Первое сентября, 2008 г.
М.Ясное. "Изюминки" родительских собраний. URL:
-
Журнал «Основа». URL:
file:///G:/Журнал%20Начальная%20школа/ОСНОВА/osnova_12_0_677.pdf
Презентация
Родительское собрание https://drive.google.com/file/d/1CU_PFm43GMyO7yanwjQBzZuWIZviFX35/view?usp=sharing
Косякова Марина Николаевна
Чигусова Марина Валентиновна