Родительское собрание «Секрет семейного счастья»
Опыт вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с ОО: традиции и инновации.
Аннотация.
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Сегодня на каждого из нас буквально обрушивается масса информации. В сети Интернет имеется множество статей психологической и педагогической направленности, к которым может обратиться любой родитель. Поэтому традиционные формы работы школы с семьёй, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, сегодня уже не стали действенными из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов (интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога). Они сочетают в себе и традиции (работают на общий результат: ребёнок – родитель – школа), и одновременно являются новыми.
Примером такого взаимодействия является родительское собрание
«Поговорим о важном: секрет семейного счастья».
На родительском собрании используются интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссия, творческие задания.
Цели:
- попытка разгадать секрет семейного счастья и умение воспользоваться им в жизни;
- сплочение с помощью игры родительского коллектива и педагогов школы, чтобы каждый смог испытать радость общения;
- помощь родителям в решении проблемных вопросов по поводу воспитании детей.
Задачи:
- Вовлечь родителей в совместное обсуждение роли семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка, создать условия для обмена семейным опытом;
- Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между родителями и педагогами в ходе проведения родительского собрания;
- Сделать совместные выводы о семейных проблемах, конфликтах; найти пути их разрешения;
- Сплотить родителей группы для совместной деятельности в дальнейшем. Настроить их на конструктивную работу.
Прогнозируемый результат:
- осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблемам детей и семьи;
- позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей;
- передача семейного опыта и совместное творчество родителей и педагогов станут прямым шагом к проведению общешкольных (классных) мероприятий, посвящённых семейным ценностям.
Ход собрания.
Родители и учителя (смешанные команды) находятся за столиками, разбившись на две-три команды. Классный руководитель ведёт собрание.
Классный руководитель:
Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой проведем время.
Сегодня у меня для вас приготовлено несколько сюрпризов.
Первый – это волшебный мешочек.
Что лежит в моём мешочке –
Вмиг последует ответ.
А пока что это точно
Для собрания… (секрет) (Слово «СЕКРЕТ» появляется на доске).
Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил…(самовар) ( Из мешочка достаёт самовар).
А самовар на Руси всегда считался символом благополучия и уюта в…. (семье). Его покупали на сбережения, передавали по наследству, дарили молодоженам.)На доске появляется слово СЕМЬЯ).
И если за столом собиралась вся семья, то это это было настоящее семейное …(счастье).(На доске появляется слово СЧАСТЬЕ).
_- а это значит, что наше родительское собрание называется… (СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ).
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы
-пообщаться,
-обсудить основные проблемы сегодняшней семьи,
-найти пути выхода из конфликтных ситуаций и,
- найти секрет семейного счастья,
- вместе с этим секретом настроиться на дальнейшую совместную конструктивную работу.
Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или другую часть дома под названием «Семья».
1 этап.
Вам предлагается фраза-загадка, сказанная великим актёром Чарли Чаплиным, с детства познавшим многие трудности семейной жизни:
«Если хотите узнать, счастлива ли семья, сделайте всего-навсего одну простую вещь: посмотрите на _______________. Если все здесь ________________, значит, они испытывают истинное счастье».
Разгадайте эту фразу. Время выполнения – 2 минуты.
Родители делятся своими версиями ответов.
Классный руководитель:
Правы вы или нет – пусть это будет пока интригой, разгадать которую вы сможете в конце родительского собрания.
2 этап. Название.
За одну минуту вам нужно дать название своей команде. Название команды должно отразить то (предмет или действие), что, на ваш взгляд является основой воспитания в семье. Название может быть и в шуточной форме.
Родители и педагоги представляют свои команды. Слово записывают в выданные «кирпичики».
3 этап «Счастье в семье - это …
Родителям предлагается рассмотреть детский рисунок на тему «Каким я вижу счастье в семье». В рисунке имеются ошибки ( семья выполняет зарядку на свежем воздухе, но папа курит; семейное древо без корней, семья готова к общению, но каждый из членов семьи – наедине со своим гаджетом и т.д.)Задание:
- Рассмотрите и рисунок и сделайте вывод: Счастлива ли по-настоящему эта семья? Объясните свою точку зрения.
- Дополните рисунок своим видением семейного счастья.
4 этап. Разминка «Мудрые мысли»
Вам даны мудрые народные пословицы и библейские изречения, но в разобранном виде. Причём есть и лишние фразы в качестве продолжения, которые нужно отложить в сторону. Итак, закончите пословицу. Время – 2 минуты.
Пословицы:
Дитятко – что тесто: (как замесил, так и выросло).
Детей наказывай стыдом, (а не кнутом).
Не тот богат, кто много имеет, а тот (кто много дает).
Лучше плакать в детстве (чем в старости).
Добрый пример лучше (ста слов).
Библейские изречения:
Любое царство, разделённое на части враждой, погибнет, и любой город и любая семья, ( раздираемая распрями, не устоит).
Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их).
Наставь юношу при начале пути его: (он не уклонится от него, когда и состарится).
5 этап «Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления. Ваши ассоциации нужно объяснить.
Если семья – это животное, то она …
Если семья – это учебный предмет, то она …
Если семья - это мультфильм, то она …
Если семья - это настроение, то она …
Если семья - это страна, то она называется…
Если семья - это фрукт или овощ, то это…
Если семья - это известный литературный персонаж, то это….
Если семья - это животное, то это….
Классный руководитель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации, связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. Но самое главное, что вы совпадаете в одном: семья – это замечательно!
6 этап. Решаем конфликт
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным в семье? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).
Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю определить, сколько ошибок допустил родитель и помочь разрешить конфликт:
• Вечером мама говорит сыну: «Миша, у тебя точно опять уроки не сделаны! Сидишь в своём телефоне. В стрелялки свои опять, наверное, играешь? Вон брат Роман какой молодец, вчера пятёрку получил. А ты лентяй у нас, весь в деда. Я тебя накажу! Завтра же телефона на неделю лишаешься!
Сколько ошибок допустила мама? Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
Идёт обсуждение. Родители и педагоги называют ошибки и помогают маме стать толерантной.
В помощь родителям предлагается буклет «Семья – союз любви и верности» (оценён дипломом 1 степени в конкурсе буклетов, организованном Академией родительского образования. См.приложение1).
Проблемная ситуация: «Завтра же телефона на неделю лишаешься!». Как вы оцениваете это действие мамы? Допускает ли она ошибку?
После обсуждения классный руководитель предлагает родителям адрес сайта «Родительский университет», где каждый может получить квалифицированную помощь специалистов (см. приложение 3) .
7 этап. Мир наших увлечений.
Каждой команде родителей с помощью пантомимы предлагается показать одно из увлечений семьи, которое может сделать её счастливой. Вторая команда пытается отгадать увлечение.
Подведение итогов
Все самое главное, что касается счастливой семьи, мы сегодня вспомнили, осталось построить дом. Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой.
Команды строят свои дома.
Классный руководитель подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении:
Но всё-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом, он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их своевременно. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению.
Классный руководитель дарит родителям буклет «Семейное счастье» и просит не откладывать его на дальнюю полку, а периодически возвращаться к нему.
Рефлексия.
Классный руководитель:
- Что стало для вас самым полезным в сегодняшней встрече?
- Что было самым неожиданным?
- Самым ярким?
Сегодня вы были сильными творческими командами, раскрывшими секрет семейного счастья. Но как сделать так, чтобы заряд положительной энергии, которая была сегодня выработана вами, передался и вашим детям? Как передать им те искорки семейного досуга, которыми вы поделились сегодня?
Предложения родителей (Например, организовать и провести совместное с детьми мероприятие, посвящённое семье).
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ родительского собрания:
1. Беречь свои семейные ценности, хранить их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга
2.Исключить применение негативных типов воспитания в семье, быть толерантными.
3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
4. Организовать общешкольное мероприятие, посвящённое семейным ценностям….(обсудить в родительских группах классов совместно с детьми)
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?
Классный руководитель:
А интрига? Она так и осталась неразгаданной?
«Если хотите узнать, счастлива ли семья, сделайте всего-навсего одну простую вещь: посмотрите на фотоснимок. Если все здесь улыбаются, значит, они испытывают истинное счастье».
Сегодня мы с вами были единой семьёй. Предлагаю сфотографироваться на память о сегодняшнем важном событии. Думаю, что наша семья – действительно счастливая семья! Почему?
Ответы родителей.
Снимок на память.
Приложение 2. Буклет «Семья – союз любви и верности» https://cloud.mail.ru/public/FDS1/NQ4Z6mT3o
Приложение 3.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2021 году стартует региональный проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».
Основной смысл проекта родительский университет – повышение доступности консультативных услуг родителям, и в следствии этого повышение их родительской компетентности.
Важная задача проекта - создание условий для повышения компетентности родителей, консультирования их в вопросах развития, воспитания, обучения и социализации их детей; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; алгоритмизации действий граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся
без попечения родителей.
Ссылка: https://roditel.pspu.ru/news/