Родительское собрание в форме познавательного мастер-класса «Секреты эйдетики»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»
городского округа город Фролово
Мастер-класс
«Секреты эйдетики»
Волкова Оксана Петровна
воспитатель
Лейтмотив: «Наше познание начинается с восприятия,
переходит в понимание, и заканчивается причиной.
Нет ничего важнее причины»
© Иммануил Кант.
Цель: Научить родителей (законных представителей), как с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по умственному развитию ребенка дошкольного возраста в домашних условиях и в условиях доу.
Задачи:
- Дать представления участникам мастер-класса ( родителям\законным представителям) о методе особой подачи материала, где задействуются все чувства ребенка через знакомые образы.
- Познакомить участников мастер-класса ( родителей\законных представителей) с играми и упражнениями, направленными на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
- Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.
Оборудование:
- столы и стулья по количеству участников,
- мультимедийная оборудование и презентация,
- мольберт
Раздаточный материал:
- Сосуд и камни;
- Плакат, прищепки в вазочках;
- Дидактические игры
- Маркеры, ручки, стаканы;
- Друдлы;
- Скотч;
- Буклеты с методическими рекомендациями;
- Бумага.
Ожидаемые результаты:
У участников мастер-класса сформируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками или дома в семейных играх.
Родители\законные представители познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать для умственного развития ребенка.
Ход мастер класса
1 Организационная часть
Рефлексивный круг «Передача тепла в круге»
Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни, делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд означает маленького человека, который родился. Попытаемся наполнить его теми качествами (опускаем по одному камушку в сосуд – это качество), которые бы вы хотели видеть в своем ребенке.
Я опускаю первый камень и произношу слово: «Любовь!»
(Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд).
Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребѐнка.
Сегодня мне бы хотелось поговорить об умственном развитии ребенка – дошкольника.
Известно, что за последние 10 лет уровень умственного развития детей заметно снизился. Как вы думает, с чем это связано?
Вот несколькими причин:
- взрослые меньше общаются с детьми;
- дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео) ;
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Я хочу познакомить вас с новой методикой - Эйдетикой. Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые помимо того что эффективны, еще и не дадут непоседливым мальчишкам и девчонкам скучать. Ведь они активизируют все пути поступления к ребенку информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, занимаясь Эйдетикой с малышами, мы закладываем в них творческое начало. Эти занятия не только учат, но и превосходно развивают детское воображение и фантазию.
Нужна ли нам эйдетика? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как у вашего ребенка обстоят дела с запоминанием. Для этого можно провести простой тест, по результатам которого будет легко сказать, насколько у ребенка развита концентрация, а также слуховая, зрительная и двигательная память.
Медленно проговорите 5-10 (в зависимости от возраста) слов, покажите 5-10 картинок и сделайте 5-10 движений. Все это ребенок должен повторить. Ребенок справился с заданием только наполовину? Скорее всего, он просто не знает, как запомнить, а ведь такая способность будет ему необходима в школе, в институте, на работе. Если природных способностей запомнить массив информации ребенку не будет хватать, он заменит их простой зубрежкой. Но ведь знаний и умений от этого не прибавится. К тому же количество детей, которые активно используют свое воображение и память, неуклонно уменьшается.
2 Основная часть
1 Знакомство с Эйдетикой
Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.
Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.
Это слово имеет греческие корни: эйдос – значит образ.
Эйдетика — методика, ориентированная на развитие памяти, воображения, образного мышления у ребёнка. Эйдетика - особый способ подачи материала, где задействуются все чувства ребенка,
а новое – он познает через уже знакомые ему образы. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.
Помните, как легко мы запоминали шуточное определение:
«Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу,
и угол. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколенка.
Учеными была разработана игровая система, которая строится на принципах:
- Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
- Радостная атмосфера.
- Мобильность и доступность игрового материала.
- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Главный вопрос звучит так: «О чем ты подумал?»
2 Практическая часть
Предлагаю познакомиться с игровой методикой эйдетики.
(Участникам мастер класса предлагается поиграть в данные игры)
1 Дидактическая игра «Кто, где спрятался?» (на развитие предметных ассоциаций_ для младшего дошкольного возраста)
Описание: По очереди выкладывается перед ребёнком три карточки с животными.
Называете их и вместе с ребёнком, дается характеристика каждому животному
(Например, кошка: пушистая, с хвостом, царапается, пахнет шерстью, говорит – мяу).
Тем самым, у ребёнка в сознании закрепляется ОБРАЗ животного.
После этого переворачиваете карточки. Просите ребёнка вспомнить и назвать, кто, где спрятался.
Примечание: Со временем число карточек увеличиваете. Характеристики животных необходимо проговаривать взрослому.
2 Дидактическая игра «Угадай» (на развитие внимания, слуховой памяти, речи, фантазии)
Описание: Ребенку предлагается послушать звуки животных. Назвать животных. Далее слушаем еще раз и задается вопрос: Какое животное пропустили?
В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: слушаем набор одинаковых по тематике звуков (например, лес, ферма, река) и задаем вопрос: «О чем ты подумал, услышав это?»
3 Дидактическая игра «Звуковые мешочки» (на развитие слуховой памяти, речи, воображения для старшего дошкольного возраста)
Описание: В один мешочек положите бумагу, в другой - монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и т.д. Ставим перед ребенком ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»
(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат).
Примечание: Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.
Постепенно игры усложняются и пробуем сочинять, исследовать, отгадывать, слушать...
- Сочиняем
Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы. Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, дом, семья, спорт и так далее.
- Ищем, что пропало
Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.
- Исследуем
Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.
- Отгадываем
Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!
- Слушаем
Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.
- Нюхаем
По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».
Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!
Сейчас на несколько минут окунемся в мир детства и превратимся в волшебников.
4 Дидактическая игра «Составь сказку по тактильным карточкам» (3-5 минут)
(Несколько человек (5-6) выбирают тактильные дощечки и пробуют самостоятельно составить сказку или рассказ. Затем сказка зачитывается)
Рассказ: Я увидел домик (деревянная дощечка), стена у него была шершавая (дощечка с горохом), окна у домика гладенькие (линолеум). Пошел дождик (дощечка со слюдой), стекло покрылось капельками (фольга), которые замерзли от ветра и мороза. А вот и кошечка, пушистая (дощечка с мехом). Она замерзла и просится домой.
3 От простого к сложному. Друдлы.
Как часто вы вспоминаете игры, в которые играли в детстве? Это подвижные игры. Но вы наверняка и вспомните игры с начертанием мелом на стене линии или просто размытые кляксы.
Потом предлагалось угадать: «На что похоже?». А правильным считался самый необычный ответ.
Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». В друдлы могут играть люди любого возраста. Но сразу отмечу в этой игре, как и в самой технике друдлы – правильного ответа просто не существует.
Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Чем полезна техника друдлы?
- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развитие креативного воображения;
- развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или
фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
На экран выводится картинка с первым друдлом и задается вопрос: «Что это?». Предлагается рассмотреть и подумать.
1
Варианты ответов детей подготовительной к школе группы 6-7 лет:
- дом с лестницей и окнами
-спасательный круг
- стол накрыт скатертью
- поросенок
- рация
На экран выводится картинка со вторым друдлом и задается такой же вопрос:
«Что это?». Предлагается рассмотреть и подумать.
2
Варианты детей подготовительной к школе группы 6 - 7:
- смешной человек
- бенгальские огни горят
- столик на колесиках
- цыпленок упал в ямку
- цветы в вазе
Хочется добавить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.
4 Заключение: Установлено, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни. Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его умственному развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для малыша привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.
3 РЕФЛЕКСИЯ
И в заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного сегодня.
Предлагаю участникам мастер класса создать коллективную композицию.
- На полотне есть туча, если материал не понравился и Вы провели время впустую, то пусть из тучи прольется холодный дождь.
- Если данный материал Вас заинтересовал, Вы хотите узнать больше и со временем вернетесь к изучению данной темы, то на полотне постепенно нераспустившийся росток превратится
в прекрасный красный цветок.
- Если Вы чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать услышанное в своей деятельности, то яркие лучи солнца озарят все вокруг.