Родительское собрание в 4 классе
МБОУ Коноваловская СОШ
Родительское собрание в 4 классе «Психологическая подготовка учащихся к ВПР»
Классный руководитель: Филатова К.М.
Коновалово 2022
Цели:
-информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к ВПР;
-развитие педагогической культуры родителей;
-принятие совместных мер по эффективной подготовке учащихся к ВПР.
Задачи:
-создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;
-изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ВПР;
-провести анализ состояния дел в классе по подготовке к ВПР.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
План родительского собрания:
1. Знакомство с порядком проведения Всероссийских проверочных работ в 4 классе.
2. «Советы родителям»
Ход собрания
«Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.»
У. Глассер
1.Знакомство с проведением Всероссийских проверочных работ в 4 классе.
Проведение всероссийской проверочной работы (ВПР), вошло в школьную практику не так давно. Оно радикально отличается от привычной формы проверки знаний. В апреле согласно графику проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2022-2023 годы, утвержденному распоряжением Роспотребнадзора , в общеобразовательных организациях будут проводиться Всероссийские проверочные работы (ВПР), в том числе и в 4 классах:
по русскому языку
по математике
по предмету «Окружающий мир»
Проверочные работы в 4 классе, начиная с 2017 года, проводятся в штатном режиме, т.е. являются обязательными во всех общеобразовательных организациях России.
Если судить по публикациям в сети «Интернет», наибольшее беспокойство ВПР вызывают у родителей четвероклассников. Это и понятно — 4 класс является завершающим уровень начального образования, а обязательные ВПР школьники выполняют впервые.
Кроме того родителей беспокоит что будет с учеником, если он получит на ВПР неудовлетворительную отметку, повлияет ли она на годовую, и будет ли он в таком случае оставлен на второй год, т.к. условный перевод в 4 классе не предусмотрен. Поскольку ВПР проводятся по единым вариантам заданий для всей Российской Федерации, то некоторые полагают, что четвероклассники будут сдавать ЕГЭ. На различных родительских форумах также встречаются негативные суждения по поводу того, что дети и так испытывают стресс от чрезмерной учебной нагрузки, а ВПР только усугубит сложившуюся ситуацию.
Чтобы снять подобные опасения родителей, Рособрнадзор в своем письме «Всероссийские проверочные работы» дал подробные разъяснения по поводу ВПР. Из этих разъяснений следует, что:
ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС;
ВПР проводятся образовательной организацией самостоятельно;
Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся;
результаты ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей;
результаты ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, для развития региональных систем образования;
ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Таким образом, проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений и родителям не следует создавать у детей излишнюю напряженность.
По мнению психологов, в этом возрасте дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение и возможность лишний раз доказать всем, что они уже взрослые: ведь они тоже сдают экзамен, как и старшеклассники. Родители четвероклассников должны не нагнетать психологическую обстановку, а оказывать детям всяческую, особенно моральную поддержку, настраивать их на спокойное и уверенное отношение к ВПР, разъяснить, что это лишь очередная проверочная (контрольная) работа.
Особенности проведения ВПР
Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Имена и фамилии учеников в работах не указываются, а указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями.
Для чего нужны эти коды?
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.
Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ, а вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж.
В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
что они сейчас будут писать проверочную работу;
говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
показывают листки с заданиями с двух сторон;
предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни.
ВПР по русскому языку
Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. На каждую часть отводится 45 минут.
В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны.
И к этому диктанту предлагаются вопросы.
Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.
Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 15 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы., кроме того 2 часть предполагает работу по тексту.
Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:
определить и записать основную мысль текста;
составить его план;
объяснить значение того или иного слова;
найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
выписать местоимения, указать их лицо и число.
Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом не связанные
ВПР по математике
Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что предлагают нашим деткам? А предлагают им выполнить 12 заданий. То есть, получается, что примерно 4 минуты на один вопрос. А вопросы могут быть разными и попроще, и посложнее.
Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные задачи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и периметры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.
На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачках необходимо указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специальное поле.
ВПР по окружающему миру
Нужно сказать, что это самая интересная работа из всех, которые предлагают ученикам 4-х классов.
Без заданий географической направленности работа также не обходится, как и без заданий касающихся животного мира, личной безопасности, строения тела человека.
В каждом работе есть вопрос, касающийся прогноза погоды. Детям предлагалась картинка с прогнозом на несколько дней, как из «Яндекс погоды» и нужно было найти правильные утверждения в соответствии с данным прогнозом. Утверждения могут быть такими, «Самая холодная ночь ожидается в субботу» или «В ночь с субботы на воскресение будет дуть северо-восточный ветер».
Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, почему важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не менее пяти предложений. Также имеется вопрос по краеведению, в каком регионе ты живешь, назови памятки своего города, другие достопримечательности.
В принципе, если ученик все четыре года старательно учился, то справиться с ВПР будет не сложно.
Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к ВПР. Что могут сделать для этого родители и школа?
ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, проверка способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя.
Составляющие готовности к сдаче ВПР:
• информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.);
• предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);
• психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Сдача выпускных экзаменов в форме ВПР вызывает острый стресс у учащихся по ряду причин:
- Сомнение в собственных способностях: логическом мышлении умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
- Стресс незнакомой ситуации.
- Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.
- Сомнение в полноте и прочности знаний.
- Стресс ответственности перед родителями и школой.
Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода.
2.Советы родителям.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить время для подготовки по дням. Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища. Найдите различные варианты заданий по предмету и потренируйте ребёнка.
Проследите, чтобы накануне ВПР Ваш ребенок хорошо отдохнул и не выполнял никаких учебных заданий.
Не рекомендуется перед ВПР использовать медикаментозные средства как стимулирующего, так и успокаивающего действия. Предпочтение следует отдать естественному волнению, справиться с которым поможет хорошая подготовленность к экзамену и уверенность в своих силах.
Очень важно при подготовке к ВПР, позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.
Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок.
Говорите чаще детям:
•Ты у меня все сможешь.
•Я уверена, ты справишься с экзаменами.
•Я тобой горжусь.
•Что бы не случилось, ты для меня самый лучший
В беседах с ребенком старайтесь повысить его уверенность в хорошем результате экзамена.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Прошу принять информацию и помочь в подготовке к проверочным работам.
Памятки по ЧС ( роспись), титульный лист по проекту, контрольные тетради,поведение,выпускной.