Родительское собрание в 7 классе по теме «Переходный возраст ребёнка и взаимоотношения родителей и детей в этот период»
Родительское собрание в 7 классе по теме «Переходный возраст ребёнка и взаимоотношения родителей и детей в этот период»
Цель: выявить особенности взаимоотношений родителей и детей в период переходного возраста ребёнка.
Задачи:
1. Обозначить первостепенное значение семьи на эмоциональное состояние детей в период их переходного возраста;
2.Познакомить родителей с возможными способами эмоциональной и психологической поддержки
Форма проведения: беседа-диалог.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа
I. Анонимное анкетирование учащихся:
1. Всё ли тебя устраивает во взаимоотношениях с родителями?
2. Ругают ли тебя родители за неудовлетворительные оценки?
3. Что тебе нравится в твоей семье?
4. Хотел бы ты взять модель своей семьи в качестве образца для создания в будущем своей семьи? Если нет, то почему?
II. Анонимное анкетирование родителей.
Анкета для родителей:
1.Адекватно ли реагирует ребёнок на Ваши замечания по поводу учёбы и поведения?
А) Да.
Б) Нет.
В) Чаще всего агрессивно
2. Нужен ли Вам совет, как положительно влиять на ребёнка в период его переходного возраста?
А) Да, он необходим.
Б) Нет.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку, когда он возвращается из школы?
А) Ты ничего не натворил в школе?
Б) Какие оценки ты получил сегодня?
В) Что было интересного в школе?
4. Считаете ли Вы, что агрессивные нотки в голосе весьма важны при воспитании ребёнка?
А) Нет, это вредит отношениям.
Б) Да, это единственный способ взаимодействия с моим ребёнком.
В) Иногда приходится повышать голос на ребёнка.
Оборудование: бланки анкет, ручки, чистые листы.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Тринадцать лет – возраст двоякий. С одной стороны, тринадцатилетние - это уже дети, которые могут нести ответственность за свои поступки, и в то же время можно наблюдать следующее:
Из спокойного ребёнок вдруг превращается в ершистого. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит нас, родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, необходимо разобраться в причинах.
2. К тринадцати годам накапливается немало проблем переходного возраста:
А) сомнения в собственной значимости для друзей, родителей;
Б) дети больше сосредоточены на себе и порой глухи к нашим наставлениям и словам;
В) тесная эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречия с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций.
Есть такой момент, что родители, которые ежеминутно делают замечания, очень быстро теряют внимание родителей. Мозг человека просто не в состоянии усвоить тонны информации. Вместо того, чтобы поддерживать свой авторитете, родители его утрачивают.
Ребёнок, которому никак не могут родители отпустить его «грехи», становится нервным, у него появляется комплекс вины. Он начинает бояться родителей, поскольку понимает, что стоит ему чуть оступиться – и его накажут.
- Как вы думаете, уважаемые родители, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
Выслушав мнения родителей, классный руководитель делает записи на доске:
Психологический климат в семье
Самооценка ребёнка,
Успешность социальных контактов (с учителями, с родителями, окружающими),
Взаимоотношения со сверстниками (степень благоприятности)
2.Анализ предварительного анкетирования родителей
Классный руководитель. Уважаемые родители, благодарю Вас за откровенные ответы на вопросы анонимной анкеты. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Благодаря Вам, мы имеем следующие результаты:
Большинство родителей сами справляются с трудностями, возникающими во взаимоотношениях с детьми, лишь некоторые прибегают к помощи психолога.
По возвращении ребёнка из школы многие интересуются не оценками, а тем, как прошёл день ребёнка, что говорит об эмоциональной близости в семье.
___ человек считают, что чем строже воспитание, тем лучше будет результат.
3.Памятка для родителей как психологическая помощь в воспитании ребёнка:
· Никаких нотаций. Изменить стиль общения и перейти на спокойный и вежливый тон. Стоит понять, что ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
· Идти на компромисс. Ещё никому не удавалось ничего доказать с помощью скандала.
· Уступает тот, кто умнее! Умению достойно выходить из конфликтных ситуаций ребёнок учится у нас!
· Будьте тверды и последовательны! Дети - тонкие психологи. Несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитете незыблем. Если мы, взрослые, демонстрируем ребёнку собственную несдержанность, непоследовательность, то трудно жать от него хорошего поведения.
· Не унижать ни в коем случае! Очень легко пошатнуть внутреннее достоинство человека.
· За один нехороший поступок наказывать ребёнка только один раз. Если ребёнок заслужил порицание, то ругать за сегодняшний промах, а не за то, что сделано год назад.
· Общий закон прост: в детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких. Рано или поздно ребёнок начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
· Надо любить своего ребёнка таким, какой он есть и забыть о тех качествах, которых у него нет.
· Порой чувство справедливости должно уступить чувству милосердия.
3. Подведение итогов собрания.
Наше собрание подошло к концу. Благодарю Вас за активное участие в обсуждении проблемы.
-Получили ли Вы ответы на интересующие Вас вопросы?
-Что полезного узнали на собрании?
-Есть ли необходимость проводить собрания такого рода?
В качестве решения собрания я предлагаю Вам памятки для родителей (каждому даётся напечатанный лист с рекомендациями)
Желаю Вам успехов и благополучия в Ваших семьях!