Родительское собрание «Этот трудный возраст»
Этот трудный возраст.
Цель родительского собрания: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания «трудного» ребенка; расширить представления об особенностях «трудного» подросткового возраста.
Задачи родительского собрания:
Обобщить опыт семейного воспитания учащихся в подростковом возрасте.
Предложить практические рекомендации родителям по данному вопросу.
Оборудование и материалы к собранию: тестирование учащихся, ПК, проектор.
Продолжительность мероприятия: 60 мин.
Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.
Тип мероприятия: родительское собрание.
Предварительная работа:
Провести тестирование учащихся класса, подбор соответствующей видеоинформации.
ХОД СОБРАНИЯ:
Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада вас видеть. Во время обучения ребенка в школе мы - учителя, родители, дети должны объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его "втором” доме – в школе. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и учителей, и для самих родителей.
В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир своих друзей и интересов.
Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.
Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.
В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: сложите лист пополам, оторвите правый верхний уголок, опять сложите лист пополам, снова оторвите правый верхний уголок…
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Мы с вами видим, что похожих снежинок нет, они все разные. Отсюда мы можем сделать вывод, что и дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.
А теперь давайте поговорим…
Уважаемые родители! Какие формы поведения Вы бы назвали отклоняющимися от нормы? (возможные варианты ответов)
- нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
- побеги из дома;
- грубость, сквернословие;
- употребление алкоголя, пьянство;
- курение;
- раннее начало половой жизни;
- хулиганство;
- унижение других;
- воровство;
- критика взрослых, неподчинение;
- ношение вызывающей одежды;
- драки;
- употребление наркотиков;
- агрессивные проявления …
А какие из перечисленных форм поведения, на Ваш взгляд, наиболее распространены среди сверстников Вашего ребенка (перечислите соответствующие из предыдущего вопроса)?
Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков (возможные варианты ответов):
- стремление получить сильные впечатления;
- состояние здоровья (заболевания) ребенка;
- повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
- неблагополучная ситуация в семье;
- стремление к самостоятельности и независимости;
- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
- отставание в учебе;
- пренебрежение со стороны сверстников;
- непонимание со стороны взрослых;
- недостаточная уверенность в себе;
- стрессовые жизненные ситуации;
- низкий материальный уровень семьи;
- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
- чрезмерная занятость родителей;
- другое.
Упражнение «Хвасталки»
- Сейчас мы с вами будем хвастаться. Перед тем как кинуть друг другу мяч вы должны позитивным прилагательным охарактеризовать своего ребенка «мой ребенок...» А остальные участники отвечают: «Мы рады за тебя!»
Продолжим обсуждение…
Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребенок может попасть в плохую компанию? (Если да, то почему; если нет, то почему)
К кому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за консультацией, если бы у Вашего ребенка появились проблемы в поведении? (возможные варианты ответов)
- к классному руководителю;
- к школьному психологу;
- к социальному педагогу;
- к психотерапевту;
- к инспектору по делам несовершеннолетних;
- к врачу;
- справились бы самостоятельно;
- к другому специалисту.
Я провела тестирование ребят нашего класса (Ваших детей). И сейчас хочу ознакомить Вас, уважаемые родители, с результатами тестирования.
Рекомендации родителям при взаимодействии с подростком.
· Принимайте ребенка таким, каков он есть.
· Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
· Расширяйте кругозор ребенка.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.
Просмотр видеоматериала. 10 Вещей, Которые Нельзя Говорить Подросткам
https://www.youtube.com/watch?v=NTE0iSD7fCE
Рефлексия: Уважаемые родители, давайте подведём итог нашего собрания. Я прошу Вас высказать по цепочке друг за другом по одному предложению, те выводы, которые Вы сегодня сделали для себя по теме нашего разговора.
В завершении нашего занятия я хотела бы сказать словами великого педагога:
Наши дети — это наша старость.
Правильное воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Макаренко А. С.
Я благодарю вас за работу, желаю вашим семьям здоровья, успехов в воспитании детей.
Если у Вас еще остались вопросы по теме нашего собрания, я Вам предлагаю на досуге в свободное время посмотреть следующие видео материалы.
5 Способов Наладить Отношения с Подростком
https://www.youtube.com/watch?v=gSccrABVtmI
Дети-подростки: как не потерять отношения с детьми. Советы от мамы 4 подростков
https://www.youtube.com/watch?v=VLveTlC5Ebs
8 Основных Ошибок при Воспитании Детей
https://www.youtube.com/watch?v=F4a1Wrh5tbk
10 Отличительных Черт Токсичных Родителей, Разрушающих Жизни Детей
https://www.youtube.com/watch?v=KXZLJUwWmmw
Что подростки скрывают от родителей?
https://www.youtube.com/watch?v=DS6WCwWBsl0
Используемые ресурсы:
https://socratify.net/quotes/uiliam-elleri-chenning
http://zazdoc.ru/docs/2800/index-1758798.html
Приложение 1.
Тест для обучающихся «Твои контакты с родителями»
Ребята, отвечая на вопросы, используйте следующие оценки: да – 2 балла, иногда – 1 балл, нет – 0 баллов.
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли ты с ними по личным вопросам?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
6. Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
7. Тебе бывает скучно дома, ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?
9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
10. Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе с тобой и твоими гостями?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи или фильмы?
13. Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
14. Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
15. Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?
Если набрали больше 20 баллов – отношения можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов – удовлетворительные отношения, но недостаточно многосторонние. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов – контакты ребенка с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
http://www.pro-centre.arkh-edu.ru/adoptive_parents/inform.php?ELEMENT_ID=1267
Лихина Елена Викторовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Елена Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Белянина Светлана Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Воробьева Оксана Павловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Перминова Елена Федоровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Дармина Елена Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Янова Татьяна Викторовна
Семяшкина Ирина Васильевна