Родительское собрание во 2 классе «Первые отметки. Критерии оценивания ученика на уроках»
Родительское собрание в технологии деятельностного метода на тему:
«Первые отметки. Критерии оценивания ученика на уроках».
Форма проведения: собрание-практикум.
Цель собрания: познакомить с критериями выставления отметки во 2 классе.
Задачи:
1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Познакомить с критериями оценивания за разные виды работ.
3. Дать рекомендации родителям о том, как относиться к отметкам ребенка.
Оборудование:
Памятки для родителей, презентация к родительскому собранию.
Подготовительная работа:
1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;
2. Анкетирование родителей и учащихся;
3. Подготовка сценария собрания, презентации;
4. Составление памяток для родителей;
5. Подготовка кабинета, расстановка парт для работы в группах.
Перед родительским собранием родители, заходя в класс, вытягивают листочки с названием предмета (русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО и технология) и рассаживаются по группам в соответствии с названиями предметов.
Ход собрания:
1.Мотивация к учебной деятельности. (5 – 10минут). Выступление школьного психолога.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые родители! Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Второй класс – очень ответственный этап в жизни наших детей, ведь они начинают получать первые отметки. Что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?
Об этом и о результатах анкет, которые вы заполняли до родительского собрания, нам расскажет школьный психолог.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие).(5 минут)
- Именно семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Очень часто, получив тетрадь с отметкой, родители задают вопрос, почему 4, а не 5, за что снижена отметка.
Я хочу предложить вам сейчас небольшое задание на пробное действие:
- Перед вами лежат листочки с работой ученика 2 класса. Попробуйте в течение 1 минуты проверить работу и поставить за неё отметку. (Работа у всех одинаковая).
- Поднимите руки те, кто поставил оценку 5 (4, 3, 2).
- Кто вообще не поставил оценку? Почему?
3. Выявление причины затруднения. (1 минута)
Как видите, результаты у всех получились разные.
- В чём причина затруднения?
- Мы не знаем критерии оценивания работ.
4. Построение проекта выхода из затруднения.(3 минуты)
- Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение.
-Давайте ещё раз проговорим цель нашего собрания (Познакомиться с критериями оценивания работ учащихся).
-Для того чтобы достичь поставленной цели, изучим критерии оценивания и поучимся их применять на практике в группах.
5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)
Часто мы - учителя сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую родители недовольны полученной ребенком отметкой, считают её не совсем справедливой. Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний учащихся, представленные в соответствии с ФГОС.
В самом начале собрания мы с вами разделились на группы. Каждой группе достался свой учебный предмет. Я предлагаю изучить критерии оценивания по вашему предмету и кратко оформить их на листочках, в любой удобной для вас форме.
Родители изучают критерии оценивания по группам (материал распечатан и находится на столах у каждой группы).
1группа: русский язык
2 группа: математика
3 группа: чтение
4 группа: окружающий мир
5 группа: технология и изобразительное искусство.
6. Первичное закрепление во внешней речи.(5 – 7 минут)
Представители от каждой группы кратко знакомят всех присутствующих с основными критериями по их предмету.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. (5 – 7 минут)
- Мы изучили критерии оценивания по предметам, все они будут размещены на сайте класса.
- А сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу. Вы должны будете оценить детские работы, пользуясь теми критериями, которые мы с вами изучили (по1 работе на каждую группу).
- Проверим, совпадают ли ваши оценки с образцами.
8. Включение в систему знаний. (3 минуты)
- Где Вы можете применить свои знания, которые получили сегодня? ( Дома, при выполнении домашнего задания, так как знаем требования и критерии оценивания).
9. Рефлексия деятельности на уроке.(5 – 7 минут)
- Удалось ли нам достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать? (Отвечают родители).
- Как вы думаете, пригодится Вам в дальнейшем то, о чём мы сегодня с вами говорили?
- А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».
- С помощью этой лесенки мы оценим свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования способности к адекватной самооценке.
- Если вы не разобрались с критериями оценивания, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
-Если Вы, уважаемые родители, оценили свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.
10.Подведение итогов собрания. (2 – 3 минут)
Как помочь ребенку?
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1.Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2.Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё!
3.Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Помните о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющиеся во взрослой жизни.
Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе!
- Мы вместе, значит, у нас все получится!
Приложение 1.
Анкета для родителей (дана заранее перед собранием)
1. Допишите предложения:
Я знаю, что школьная отметка - это...
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...
2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
Анкета для учащихся (дана заранее перед собранием)
Допишите предложения:
Если я получаю хорошую оценку, то...
Если я получаю плохую оценку, то...
Мои родители говорят, что я могу учиться...
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители…
Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...
Я знаю, что школьная отметка - это...