12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дроздова Анна Васильевна24

Родительское собрание

"Отметки приходят в гости"

разработано педагогом-психологом МОУ "СОШ № 12 им. В.Ф. Суханова"

Дроздовой Анной Васильевной

 

Аудитория: родители 2 класса.

Время проведения: окончание II триместра (I четверти)

Материал: заранее подготовленная справка по анкете детей, анкета для родителей, памятка для родителей (приложение 1)

Цель:

Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей.

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Ход собрания:

I. Многое изменилось за последние десятилетия в системе преподавания: учителя получили богатый выбор образовательных программ, прочно вошли в школьную практику компьютерные технологии. Осталась неизменной только система оценивания работы ученика — те же двойки, тройки и пятерки с четверками вызывают слезы и радость у наших детей. Новым оказалось лишь то, что сегодня отметки «приходят в гости» к ребятам только со второго класса, когда период адаптации к школе и классному коллективу уже завершен. Тем не менее, поскольку ведущей и наиболее значимой из всех видов деятельности для ученика 2-го класса является именно учебная, становится понятным, насколько важна для формирования самооценки ребенка школьная отметка.

II. Вопросы родителям:

1. Что чаще всего вспоминается нам из школьной жизни? (ответы родителей) Резюмируем: увлекательные уроки любимых учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки — заслуженные и незаслуженные, четвертные и текущие, в тетрадках и в классном журнале. Отметка учителя за контрольную, устный ответ, реферат и самостоятельную работу — за наш труд, который казался нам тогда самым важным, что есть в жизни. Чаще всего наиболее значимым становится не сама отметка, а отношение к ней ребенка и его родителей.

2. Какие ассоциации возникают у Вас если вспомнить (можно продемонстрировать) картину Фёдора Решетникова "Опять двойка".

Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка трансформируется ребенком в представление: «я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы.

Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам и пап, бабушек и дедушек.

Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как? Что ты сегодня получил?» — родители порой не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо читаю». Такая тенденция может закрепиться, если родителей огорчают его неудачи.

III. Демонстрация анализа анкет детей, анкетирование родителей.

Анализ психологических причин болезненного отношения родителей к успехам собственных детей показывает, что чаще всего за этим стоят:

негативный опыт школьного оценивания в собственном детстве;

высокий уровень притязаний и личностная нереализованность родителей в одной из значимых сфер деятельности;

иллюзия прямой зависимости профессиональной успешности от успеваемости в школе.

Народная мудрость: «не ошибается тот, кто ничего не делает», — совершенно потеряла значение и для современного школьника. Психолого-педагогические исследования последних лет подтверждают, что одной из основных причин школьной тревожности в настоящее время является боязнь сделать ошибку. Это связано с тем, что ошибка расценивалась как нечто, заслуживающее наказания, а не как неотъемлемая часть любой новой деятельности.

IV. Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку и после предпринимать соответствующие меры.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка  не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

 

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знала! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.

Сколько можно тебе это объяснять!

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно

Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

 

 

Анкета для учащихся

 

Допиши предложения:

 

Если я получаю хорошую отметку, то родители ____________________

Если я получаю плохую оценку, то родители ______________________

Мои родители говорят, что я могу учиться __________________________

Если я получаю «5», то родители _________________________

Если я что-то не понимаю при выполнении домашнего задания, то родители говорят _____________

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они _____________________

Мои родители хотят, чтобы я учился ________________________________

Я знаю, что школьная отметка  это ____________________


 


 


 


 


 


 


 

Памятка для родителей

 

«Как относиться к отметкам ребенка»

 

 Хвалите ребенка даже за малейшие победы в учёбе. Ругать ребенка за отметки это значит говорить: "Плохие отметки - ты плохой!" Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

 Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

 Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.

 Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

 Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

 Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

 Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

 Устраивайте праздники, поездки и т.д. по случаю успешного завершения триместра.

 Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.

 

 

Используемая литература:

1. Битянова М. Жить значит оценивать.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.