«ВПЕРЕДИ –ПЯТЫЙ КЛАСС» Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - смотивированость к обучению - выполнению морально – нравственных норм - сформированность внутренней позиции - самоуважения, - самооценки МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД – сформированность умения учиться познавательные - логические операции (сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация, умозаключение, символические средства) коммуникативные – самостоятельность, сотрудничество, активная речевая деятельность регулятивные – управление своей деятельностью, самоконтроль ПРЕДМЕТНЫЕ УУД - система знаний по учебным предметам
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Мотивация
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД познавательные ууд
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД коммуникативные ууд
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД регулятивные ууд
ВЫВОД: Трудности: недостаточная способность аналитически мыслить; выстраивать партнерские связи; мобилизовать себя, организовать к деятельности; быть внимательным, сосредоточенным; работать в едином темпе со всем классом; активно включаться в занятие; удерживать работоспособность в течение всего урока Необходимо повышение метапредметных УУД для предупреждения различных когнитивных и эмоциональных, адаптивных проблем в 5 классе
Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы Нежелания выполнять домашние задания Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Жалобы на те или иные события, связанные со школой Беспокойный сон Трудности утреннего пробуждения, вялость Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе
Рекомендации: Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий самостоятельно