Родительское собрание на тему «Впереди — пятый класс»

5
0
Материал опубликован 13 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

25 МАЯ 2015

«Впереди – пятый класс»

Цель: ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс.

Первый этап школьной жизни ребенка в младших классах завершает четвертый год обучения. И сегодня четвероклассники – это выпускники начальной школы.

Изучим результаты психолого-педагогической диагностики, определяющие уровень готовности детей к переходу в среднюю школу – степень развития личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) УУД. Такая работа, обоснованная переходом на новые образовательные стандарты обучения, проводится с детьми с 1 класса.

1ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

МОТИВАЦИЯ

Исследование личностных УУД в течение 4 учебного года заключалось в определении степени учебной мотивации, изучении мотивационных предпочтений детей в учебной деятельности:

дети не показали «негативного отношения к учению и школе»

в достаточной степени сформированы учебно-познавательные и социальные мотивации:

57% (4) детей кто-то в большей, кто-то в меньшей степени отмечает познавательный смысл учебной деятельности:

- учиться интересно,

- узнавать много нового,

- получать ответы на интересующие вопросы,

- приобретать знания,

- развивать ум и способность,

- стать образованным человеком

71% (5) учеников показали предпочтение социальной мотивационной сферы с перспективой социального и профессионального самоопределения:

- приносить людям пользу,

- долг каждого ученика перед обществом,

- учение самое важное и нужное дело в моей жизни,

- продолжить образование,

- получить интересную профессию,

- в будущем найти хорошую работу,

 

что говорит

- об ответственности за учебную деятельность,

- осознании связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

- стремлении к приобретению новых знаний и умений,

- мотивации на высокий результат учебных достижений;

т.е. о достаточном личностном смысле учебной деятельности

43% (3) детей выразили предпочтение внешней мотивации:

- получать хорошие отметки,

- быть отличником,

- хорошо закончить школу,

- получить подарок за хорошую учебу,

- похвала,

- в дальнейшем хорошо зарабатывать

43% (3) отметили стремление к одобрению:

- заслужить уважение одноклассников и значимых взрослых,

- выполнять требования учителей, родителей,

- быть одним из первых

Вывод: можно сказать, что явных преобладаний определенных мотивационных аспектов у детей сформировано недостаточно, но в целом по классу по факту предпочтения познавательного и социального мотивов можно говорить в дальнейшем об успехе учебно-познавательной деятельности детей.

2 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

Исследование познавательных УУД определялось выявлением уровня развития словесно - логического мышления. Результаты показали, что у детей

лучше сформированны такие мыслительные процессы как

- умение выделять существенные признаки,

- сравнивать и классифицировать предметы, понятия, явления

у 28% (2) детей слабее выражены способности

- проводить аналогию между понятиями,

- обобщать понятия, явления, предметы,

- выявлять причинно-следственные связи

В целом по классу 72% (5) дети имеют достаточный уровень развития аналитико-синтетической деятельности, умственных действий, мыслительных навыков, что должно положительно сказаться на успешности дальнейшей школьной жизни детей


 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Результаты изучения коммуникативных УУД показывают степень

- умения договариваться, находить общее решение,

- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать,

- способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу,

- выхода из конфликтной ситуации,

- умения оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания,

- умения учитывать разные мнения и обосновывать собственное,

- оформления своих мыслей в устной и письменной речи

т.е. умения сотрудничать в паре, группе, со сверстником, взрослыми, выстраивать партнерские взаимоотношения

43% (3) имеют недостаточный уровень развития коммуникативных УУД

57% (4) – достаточный уровень развития коммуникативно-речевых действий


 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности деятельности, саморегуляции, волевых качеств, самоконтроля, организованного отношения к деятельности

71% (5) дост. ур. развития саморегуляции, готовности к преодолению трудностей, способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

29% (2) имеют недостаточный уровень сформированности произвольности деятельности, волевых усилий, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, что может сказаться на учебной успешности детей в средней школе.

ОБЩИЙ ВЫВОД:

Проблемы (трудности):

Ни все дети способны

- аналитически мыслить: выполнять мыслительные действия, связанные с умением проводить аналогию между понятиями, обобщать предметы, осуществлять математические закономерности;

- выстраивать партнерские связи;

- мобилизовать себя, организовать к деятельности;

- быть внимательными и сосредоточенными;

- работать в едином темпе со всем классом;

- активно включаться в занятие;

- удерживать работоспособность в течение всего урока

В целом по классу необходимо повышение метапредметных УУД для

предупреждения различных когнитивных и эмоциональных, адаптивных проблем в 5 классе

(далее текстовое сопровождение слайдов презентации)

- Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации пятиклассников?

В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.

Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.

Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Поддерживайте у ребёнка веру в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.

На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.

Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

Не ждите следующего родительского собрания. Чаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.

Учебная нагрузка детей в пятом классе увеличивается. Если у ребенка есть большие пробелы в знаниях или стойкие трудности в обучении, необходимо обратить на это серьезное внимание, постараться за лето подтянуть программу или обратиться за помощью к специалистам.

Но, конечно, летние каникулы - это, прежде всего время для отдыха и оздоровления. Постарайтесь, чтобы Ваш ребенок получил необходимую зарядку перед предстоящим учебным годом. Если есть необходимость пройти медицинские обследования или лечение, также стоит сделать это до первого сентября, чтобы потом ничто не отвлекало пятиклассника от занятий.

Желаем успеха! 


презентация
PPTX / 1.78 Мб

Предварительный просмотр презентации

«ВПЕРЕДИ –ПЯТЫЙ КЛАСС» Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа» Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

ВИДЫ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - смотивированость к обучению - выполнению морально – нравственных норм - сформированность внутренней позиции - самоуважения, - самооценки МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД – сформированность умения учиться познавательные - логические операции (сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация, умозаключение, символические средства) коммуникативные – самостоятельность, сотрудничество, активная речевая деятельность регулятивные – управление своей деятельностью, самоконтроль ПРЕДМЕТНЫЕ УУД - система знаний по учебным предметам

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Мотивация

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД познавательные ууд

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД коммуникативные ууд

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД регулятивные ууд

ВЫВОД: Трудности: недостаточная способность аналитически мыслить; выстраивать партнерские связи; мобилизовать себя, организовать к деятельности; быть внимательным, сосредоточенным; работать в едином темпе со всем классом; активно включаться в занятие; удерживать работоспособность в течение всего урока Необходимо повышение метапредметных УУД для предупреждения различных когнитивных и эмоциональных, адаптивных проблем в 5 классе

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;  несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы Нежелания выполнять домашние задания Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Жалобы на те или иные события, связанные со школой Беспокойный сон Трудности утреннего пробуждения, вялость Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе

Рекомендации: Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий самостоятельно

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.