Родительское собрание «Сам себе соперник или как помочь своему ребенку быть успешным в учёбе?»

25
3
Материал опубликован 2 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема: «Сам себе соперник или как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?»

Класс: 5

Продолжительность  мероприятия: 60 мин.

Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия: информационное родительское собрание.

Цель: научить родителей стимулировать мотивацию своего ребенка к повышению успеваемости. Содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Задачи:

1.Способствовать формированию представлений родителей о способах и приемах мотивации;

2.Расширить кругозор родителей о способах и правилах взаимопонимания с детьми;

3.Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям;

4. Формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми;

5. Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества.

Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Время проведения: третья четверть.

Ценности: знания, учёба, семья.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, результаты анкетирования и тестирования.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. Тестирование и анкетирование детей (в течение первой и второй четвертей).

3. Приготовить выписку успеваемости – по 20 последних оценок ученика по всем предметам.

Структура собрания.

Этапы

Деятельность, способы, приемы

Продолжительность

Организационная часть

1.Вступительное слово учителя.

2.Игра «Все мы чем-то похожи».

15 мин.

Основная часть

1.Лекция.

2. Работа в микрогруппах.

3.Мини-дискуссия.

4.Советы.

40 мин.

Итог. Рефлексия

1. Притча.

5 мин.

 

Содержание.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на моё приглашение и пришли на эту встречу. Я рада вновь видеть вас. Давайте забудем на некоторое время о своих заботах, проблемах, усталости и настроимся на совместную продуктивную работу. (Слайд№1-2)

Игра «Все мы чем-то похожи».

Цель. Это игра вовлекает родителей в интенсивный процесс обмена информацией о себе, тем самым помогает лучше узнать друг друга, настроить на общение, сплотить. В ходе игры проявляются как своеобразие каждого, так и общие черты, объединяющие его с другими.

Инструкция. Пожалуйста, сформируйте группы по 4 человека. Пусть каждая группа составит список того, что их объединяет. В этом списке может быть такая информация: «Мы все работаем…», «Мы все любим конфеты…», «Мы все хотим, чтобы дети учились хорошо», «В каникулы мы все любим…» и т.д. Победит та команда, которая напишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения.

1. Узнали вы что-нибудь интересное друг о друге?

2. Как вы работали в команде?

3. Как ваше настроение?

4. Есть ли что-нибудь такое, что вас объединяет?

Обязательно одна из групп родителей, а возможно все, отметят тот факт, что их волнует успеваемость детей.(Слайд№3-4)

 

Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в своей основной деятельности – учебе. Как это сделать, какую «кнопку нажать», чтобы у ребенка все получилось, а самое главное, где у него эта «кнопка?» Абсолютно каждый родитель в минуту слабости задает себе этот вопрос. И нередко в поисках той - самой волшебной «кнопки», мы нажимаем на «кнопки» другие — ненужные и опасные. Например.(Слайд№5)

 1. Мотивируем ремнем. «Принесешь двойку – получишь от меня…». Увы, почти шестьдесят процентов родителей бьют детей, возможно, кто-то в состоянии аффекта. Такой метод воспитания работает плохо. В итоге получите результат «как об стенку горох».

2. Шантажируем эмоциями. «Не буду с тобой разговаривать, пока ты не…».

Первое время действует, а потом перестает. Несколько раз ребенок испугается,  будет просить прощение, обещать, что исправиться, а потом — сам перестанет разговаривать с  родителем.

4. Обещаем подарки за будущее достижение. «Закончишь на отлично, подарим планшет». А если не получится? Разочарование, «не стоит теперь и стараться».

4. Лишаем удовольствия за плохие оценки.

«Мама сказала, что если будет хоть одна тройка, в поход не пойдешь». Вызовет ощущение несправедливости и только.

5. Сравниваем с другими детьми и с собой в детстве. «Вот Саша и Петя каждый день книжки читают, а ты!» или «Я в твои годы уже деньги зарабатывал».

Реакция ребенка: «Ненавижу всех! Они мне совершенно неинтересны, и, вообще, я не они. А ты, папа, рос в совершенно другое время, которое мне даже представить трудно».

7. Даем деньги за оценки. «Даю 50 рублей за каждую пятерку».

Деньги не мотивируют, возможно, кратковременно, на азарте, но не более того.

8. Хвалим за успехи, ругаем за неудачи. «Я  разочарована. Ты опять получил тройку за четверть по математике. Надо было заниматься!» 

Уважаемые родители, я думаю, Вы со мной согласитесь, что выражение нашей любви к ребенку не должно зависеть от удачи, таланта или прилежания. Хвалить - это здорово, приятно и просто радостно! А прежде, чем ругать очень хорошо подумайте.

Наверное, самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Что такое мотивация, и какие мотивы преобладают у ваших детей. Давайте разберемся.

Познакомить родителей с результатами тестов. Выводы, полученные в ходе диагностики.(Слайд№6-7)

 

 

По итогам анкеты - рейтинг и наблюдениям необходимо отметит высокий процент выбора мотивов личностного роста и познавательных. Познавательные мотивы реализуют потребность ученика в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения. Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоопределения.

Как видим из диаграммы, социальные мотивы получили меньший выбор. Хотя широкие социальные мотивы связаны с пониманием своего долга и ответственности перед обществом (группой, классом, командой), необходимости учения. Узкие выражаются в желании получить социальное одобрение, признание, расширить социальные права.

Мотивы личностного роста и познавательные мотивы могут помочь сформировать у школьников так называемые «мотивы достижения», которые состоят в стремлении ученика к успеху, в желании добиться новых, все более высоких результатов. Проведя, тестирование на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи получила, следующие результаты:

Класс.

Количество учащихся.

Мотивация успеха.

Мотивация боязни неудач.

5б (24)

18

6


 

Как видим, у учащихся класса преобладает мотивация успеха. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Чем же можно, полезно и правильно мотивировать наших детей. На какие «кнопки» следует нажимать.(Слайд№8)

1. Забота.

2. Совместная деятельность.

3. Наше одобрение и неодобрение.

4. Планирование будущего.

Детям вовсе не присуще нежелание учится. У них имеется большое число потребностей, которые вполне способны побуждать к настойчивой и прилежной учебе. Например, хочет приобретать новые знания; стремиться к самоутверждению; хочет получить признание со стороны взрослых. С возрастом наши дети начинают все больше понимать, что школа готовит их к взрослой жизни и что они тем лучше смогут решать свои задачи, чем более основательные знания они приобретут.

Нужно ли помогать ребенку, приобретать знания? Разумеется, да. Но намного важнее сначала подумать об использовании имеющихся у него самого мотивов к учению с тем, чтобы он сам захотел учиться, сам заботился об устранении пробелов в своих знаниях, сам просил друзей и близких о помощи.

Попробуйте использовать в работе с ребенком следующий прием «Сам себе соперник».(Слайд№9)

1.Создайте приятную, уютную атмосферу. Возьмите дневник, тетради по предметам, блокнот, ручку, линейку и калькулятор.

2.Вместе с ребенком подсчитайте сумму 10 последних полученных отметок по всем предметам. Максимальная сумма может составить 50 баллов, то есть 10 оценок по «5» («Отлично»). Минимальная – 10 баллов. Это 10 оценок по «1». Все остальные успехи вашего ребенка поместятся в пределах между этими двумя числами.

3.Объясняем ребенку, что началось его соревнование с самим собой. Полученный результат – это начальные его успехи.

4.Далее в блокноте чертим систему координат. По горизонтали откладываем отрезки произвольной длины. Они будут обозначать номер подсчета. По вертикальной оси обозначаем деления от 10 до 50, минимальные и максимальные результаты. Отмечаем точку, соответствующую результату вашего ребенка.

5.После каждых 10 полученных оценок мы будем повторять эту процедуру, чтобы посмотреть, как ребенок растет и кто победит в этом соревновании. В графике можно использовать цвет: отмечать восходящие линии красным цветом, а падающие - черным. Подсчет поможет вам увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок. Не надо за это ругать! График сам скажет вашему ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительнее нас!

Такой прием очень нравится детям. Он помогает им стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще.

Пример графика.

пример графика

Работа в микрогруппах.

1.Каждый родитель получает лист с оценками своего ребенка, пробует построить график по последним десяткам оценок.

2.Проанализировав полученные результаты, родители, обмениваются мнениями о возможности применения полученного опыта на практике.

В заключение нашей с вами работы я хотела бы прочитать небольшую притчу. «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина - на поверхности. Трудности и проблемы наших детей – в нас самих. В нашем попустительстве, эгоизме, себялюбии, равнодушие. Посмотрите на проблему другими глазами, найдите время для общения со своим ребенком и тогда успех обеспечен, а в душе воцарятся мир и комфорт. Помните, что самые главные слова, которые вы сегодня должны сказать своему ребенку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».(Слайд№10-11)


презентация к родительскому собранию
PPTX / 654.62 Кб

Литература.

1. Ксения Букша. Статья «10 способов правильно мотивировать ребенка». Мел.fm

2. М.А. Алоева, В.Е. Бейсова «Настольная книга современного классного руководителя 5-8 классы»//Ростов на Дону: Феникс, 2007.-345с.

3. Реан, А.А. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи: опросник/ А.А. Реан – (http //www.psihologu.info/content/view/269/35)

4. Шумилова, В.В. Спутник классного руководителя: пособие/ В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.- 127с.

5. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1982.-245с.

Приложение.

1. Методика исследования мотивов учения

1.Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.

2.Метод: анкета – рейтинг.

3.Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:

«5» - причина имеет большое значение;

«4» - причина имеет большое значение;

«3» - причина имеет небольшое значение;

«2» - причина имеет малое значение;

«1» - причина не имеет никакого значения.

Выполнение инструкций

п./п.

Мотивы

1.

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам

2.

Осознаю свою ответственность за учение перед классом

3.

Хочу получать одобрение и похвалу от учителя

4.

Хочу быть лучшем на занятиях

5.

Планирую быть лучшим в будущем по предмету

6.

Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума

7.

Хочу быть образованным человеком, развитым человеком

8.

После школы надеюсь поступить в ВУЗ

9.

Нравиться участвовать в предметных олимпиадах

10.

Люблю заниматься самообразованием

11.

Нравится, когда учитель объясняет новый материал

12.

Интересно выполнять сложные упражнения и задания

Обработка полученных данных:

1.социальные мотивы

а) широкие социальные – 1, 2 пункты;

б) узкие социальные – 3, 4 пункты.

2. познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.

3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.

Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов. Сумму баллов разделить на количество участников анкеты. По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.

2. Тест - опросник МУН (А.Реан)

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу

теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность

для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику.

«Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18,19, 20;

«нет»: 4, 5, 7, 9,13,15, 17.

Обработка и критерии.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.

Предварительный просмотр презентации

Тема: «Сам себе соперник или как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?»

«Все мы чем-то похожи». Что вас объединяет? 1.Узнали вы что-нибудь интересное друг о друге? 2.Как вы работали в команде? 3.Как ваше настроение? 4.Есть ли что-нибудь такое, что вас объединяет?

Что делать?

Где волшебная «кнопка»?

Ведущие мотивы учения.

Познавательные мотивы реализуют потребность ученика в знаниях. Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоопределения.

На какие «кнопки» следует нажимать? 1. Забота. 2. Совместная деятельность. 3. Наше одобрение и неодобрение. 4. Планирование будущего.

«Сам себе соперник».

«Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень интересный классный час.Спасибо Вам.

2 March 2017