Родительское собрание в старших классах на тему «Служу Отечеству»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Служу Отечеству».
Класс: 10-11
Продолжительность мероприятия: 50 мин.
Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.
Тип мероприятия: родительское собрание.
Цель: содействовать процессу активного участия родителей в формировании положительной мотивации детей к службе в Вооруженных силах РФ.
Задачи:
1. познакомить родителей с правилами подготовки молодежи к военной службе, а также
с их обязанностями и правами.
2. способствовать формированию у родителей положительного отношения к армии.
Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.
Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.
Время проведения: вторая четверть.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок.
Подготовительная работа к собранию:
1. Изучение литературы по теме родительского собрания.
2. Провести среди учащихся класса и подготовить результаты анкеты «Ваше отношение к службе в армии».
Структура собрания.
Этапы |
Деятельность, способы, приемы |
Продолжительность |
Организационная часть |
1.Вступительное слово учителя. |
5 мин. |
Основная часть |
1. Письмо матери. 2. Мини - дискуссия. 3. Лекция. 4. Мини - дискуссия. |
40 мин. |
Итог. Рефлексия |
«Пора делать выводы» |
5 мин. |
Содержание.
Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада встречи с вами, поэтому настроение у меня отличное. А у вас? Я вижу, что вы настроены на работу. Тогда за дело!
На протяжении всей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду было написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою семью и за свою честь и достоинство, и за свою страну. Вооруженные силы со времен своего существования, являются неотъемлемым атрибутом любого государства, которое является гарантом защиты и опорой во внешней политике. Не просто так, с давних пор считают, что на чьей стороне находится мощная армия, за тем - реальная власть.
Само понятие "армия" происходит от латинского "артаре", что значит "вооружать". Согласно политическому определению, армия есть орган государства, предназначенный для проведения его политики, средствами вооруженного населения и включает совокупность всех вооруженных сил, находящихся на службе государства (сухопутные войска, военно-воздушные войска противовоздушной обороны "военно-морские силы, а также силы боевого, специального, тылового обеспечения и формирование гражданской обороны).
Что касается отношения к современной армии, то социологические исследования показывают, что в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции. Одна из них - это рост доверия населения к силовым структурам, и в первую очередь к армии, другая - стремление значительной части молодых людей (при активной поддержке их родителей) уклониться от воинской службы, низкий престиж воинских профессий в глазах значительной части молодежи.
Недавно на одном из сайтов я прочитала письмо. Его написала мать выпускника 11 класса. Я хочу ознакомить вас с содержанием этого письма. Я думаю, нам стоит обсудить его.
Письмо матери.
«В нашем доме всё чаще возникают вопросы об армии. Сыну исполнилось 18 лет, и бдительные сотрудники военкомата периодически напоминают о своём существовании звонками с просьбой принести справку из школы, чтобы получить отсрочку для сдачи экзаменов. Если мой сын плохо сдаст ЕГЭ или экзамен в институте, он должен будет пойти в армию.
Каждый разговор о службе в армии просто выводит меня из себя. Почему, продлив на год учёбу в школе, не поменяли призывной возраст, лишив мальчиков возможности пересдать экзамены или поменять вуз, если выбор был неверный, или просто дав им год поработать, чтобы разобраться со своими желаниями и жизнью.
Почему в армию нужно идти именно в 18 лет, а не в 20 или 25, делая это совершенно осознанно, понимая, зачем и для чего ты идёшь туда.
И наконец, в век высоких технологий и информационных войн мой ребёнок должен идти в армию — в качестве кого? Чему его будут там учить, и что из него будут делать — пушечное мясо?
Я не хочу, чтобы мой ребёнок в 18 лет пошёл в армию. Я считаю, что армия не делает из мальчика мужчину, это все чушь. Мужчину воспитываем мы, семья. И сейчас, когда ему 18 лет, он уже заботится обо мне и отсутствие армии совсем не мешает ему быть мужчиной.
И ещё про долг государству: что я такое задолжала, что должна расплачиваться собственным сыном?
Он родился в 1999 году. У него не было ничего бесплатного с самого рождения: платные роды, прививки, врачи, даже медсестра в поликлинике брала с нас деньги за заполнение прививочного сертификата, садик частный, школа за деньги. Что ребёнок должен отдать государству, проведя год в казарме и выбросив год своей жизни?
Пока я не вижу ни одного убедительного довода, чтобы отправить своего умного, образованного ребёнка в армию выполнять какой-то там долг».
Обсуждение.
Примерные вопросы для мини - дискуссии.
1. Есть ли в вашем окружении люди, проходившие воинскую службу?
2. Из каких источников вы узнаёте о подробностях несения воинской службы?
3. Как вы относитесь к службе в армии?
4. На ваш взгляд, каковы причины нежелания современной молодёжи не служить в армии? Укажите причины.
5. Как вы относитесь к молодым людям, которые уклоняются от несения воинской службы?
6. Вы согласны с тем, что написала эта женщина?
Как мать, у которой тоже есть сын, я могу ее понять, но может быть не стоит так категорически все отрицать и решать за своего ребенка. Может быть, стоит разобраться и ознакомится с правами и обязанностями призывника.
Лекция.
Вооруженные силы Российской Федерации созданы для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосновенности ее границ. Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении неоспорима. Ведь военная служба - это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии еще и школа воспитания, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане, закрепляется духовно и физически.
В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует хорошей эмоциональной подготовки и специальных знаний. Зачастую за время службы солдат овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место. Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют его последующую жизнь.
Среди учащихся нашего класса уже есть молодые люди допризывного и призывного возраста. Допризывный возраст – это возраст до первоначальной постановки на воинский учет. На воинский учет ставятся граждане в период с 1 января по 31 марта в год когда им исполняется 17 лет. Призывным возрастом считается 18 - летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, к службе не успел приступить. Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. В России такому учету подлежат все лица мужского пола, достигшие призывного возраста, а также все военнообязанные. Учитываются все эти граждане по месту своего жительства.
Врачи специалисты оценивают состояние здоровья и выносят заключение о категории годности к военной службе.
А. Годен к военной службе;
Б. Годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В. Ограниченно годен к военной службе;
Г. Временно не годен к военной службе;
Д. Не годен к военной службе.
Эти категории едины для всех граждан поступающих на военную службу, независимо от вида и рода ВС РФ.
Порядок прохождения военной службы устанавливается законодательством и другими нормативно-правовыми документами.
Основной Закон, регулирующий порядок призыва, прохождения военной службы и отсрочки от армии – Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.03.1998 в редакции от 03 июля 2016 года «О воинской обязанности и военной службе» с внесенными изменениями и поправками. Правила отсрочки от армейского призыва по учебе предусматриваются статьей №24 пункта 2 указанного закона. Ежегодно в документ вносятся изменения и поправки. Так, и в 2017 году утверждены ряд изменений статьи 24 пункта 2, которые вступили в законную силу с 01 января 2017 года. Так, с Нового года, студенты ССУЗов (средне-специальных учебных заведений) смогут продолжать учебу по очной форме до полного ее окончания и получения диплома. Эта отсрочка распространяется на юношей, в случае если они ранее не получали специального образования, а так же если срок обучения не превышает среднего периода учебы в колледже или техникуме по государственному стандарту или до достижения им 20 лет. Ранее студенты ССУЗов подлежали призыву по единственному основанию – достижение 20 летнего возраста, вне зависимости от этапа обучения, так студента могли призвать на службу в вооруженные силы за несколько дней до окончания учебного заведения. Сейчас у учащихся колледжей и техникумов есть чуть больше привилегий и перед призывом у молодых людей есть возможность получить диплом.
Таким образом, существует несколько оснований предоставления отсрочки от армии в связи с обучением.
В случае если молодому человеку до момента окончания школы уже исполнилось 18 лет, ему предоставляется возможность получить отсрочку от призыва в армию до момента окончания школы. Учащиеся подлежат очередному призыву в осеннюю призывную компанию, которая начинается с 1 октября. Это дает дополнительную возможность будущему новобранцу за это время поступить на очное отделение в университет. Таким образом, повторная отсрочка возможна только при условии поступления в ВУЗ, повторная отсрочка от призыва при поступлении в колледж или другое средне-специальное учебное заведение, к сожалению, не предоставляется. Будущие призывники на законных основаниях могут получить очередную отсрочку от армии в случае, если выбранное учебное заведение и форма обучения соответствуют следующим требованиям.
1. Учебное заведение в обязательном порядке должно иметь госаккредитацию.
2. Форма обучения – дневная или очная. Если срок освоения программы не превышает нормативный срок учебы по государственному стандарту.
Студенты ССУЗов имеют возможность получить отсрочку от призыва, если в период обучения юноше исполнилось 18 лет, отсрочка с 01.01.2017 года будет распространяться на студентов до полного окончания обучения и по достижении 20 летнего возраста. Что, так же, дает возможность новобранцам закончить обучение и получить диплом. Однако по окончании ССУЗа поступить в университет, с дальнейшей отсрочкой не представляется возможным, таким образом, здесь студенты могут получить отсрочку лишь однократно. Ранее ограничений, применяемых к студентам колледжей, было больше. Так, отсрочка до конца обучения распространялась на учащихся, которые поступили в ССУЗ по окончании 9 классов школы, а юноши, поступившие после 11 классов, имели возможность получить отсрочку лишь до достижения двадцатилетнего возраста и вне зависимости от курса подлежали призыву. Сейчас ситуация немного улучшилась и студентам колледжей вне зависимости от того, по окончании какого класса они поступили в учебное заведение, им предоставляется отсрочка до момента окончания учебы и по факту достижения им 20ти летнего возраста.
Отсрочка не предоставляется.
1. Студентам не аккредитованных учебных заведений.
2. Студентам вечерней, заочной и дистанционной форм обучения.
3. Студентам ССУЗов очной формы, в случае использования ими первичной отсрочки в школе на период ее окончания.
4. При получении 2го высшего образования.
5. Учащимся очного отделения, если дата их поступления в магистратуру более одного года с момента получения степени бакалавра в ВУЗе.
6. Студентам ВУЗов и ССУЗов, отчисленных за неуспеваемость или по другим основаниям по инициативе представителей учебного заведения.
Согласно законодательству Российской Федерации, существует еще масса оснований для предоставления освобождения от армии, которые в свою очередь могут возникнуть в период обучения молодого человека. Таких оснований несколько.
1. Ухудшение здоровья, так при повторном медицинском освидетельствовании молодого человека могут признать не пригодным к службе в армии.
2.Рождение детей. Так, при наличии 2х детей или при условии наличия одного ребенка и срока беременности вторым у супруги призывника свыше 26 недель, так же предоставляется освобождение от прохождения службы в армии.
3. Наличие на иждивении или попечении больных родственников, требующих ухода и прочее.
Если у вас есть вопросы, то я с удовольствием на них отвечу.
В заключение я хотела бы познакомить Вас, уважаемые родители, с результатами анкетирования детей. Результаты анкеты «Ваше отношение к службе в армии».
Мини-дискуссия.
Обсуждение. Высказывают свое мнение.
Нашу встречу я хотела бы завершить замечательными словами А.В.Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьёт её воду, кто ест её хлеб и любуется её красотой»
Пора делать выводы.
Выскажите свое отношение к теме собрания.
Источники:
1. http://posobie-help.ru/subsidii/obrazovanie/otsrochka-ot-armii-po-uchebe.html
2. festival.1september.ru›articles/562600/pril1.doc
Приложение.
Анкета «Ваше отношение к службе в армии»
Цель. Определить отношение молодых людей к армии.
1. Хотели бы Вы служить в армии?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
2. Выделите, какой вид службы в Вооруженных Силах России Вы предпочитаете?
а) Служба по призыву
б) Альтернативная гражданская служба
в) Служба по контракту
г) Предпочитаю не служить
3. Как Вы относитесь к службе в Российской Армии?
а) Необходима молодым людям для улучшения физической формы
б) Необходима молодым людям для становления личности
в) Нужна Родине
г) Не нужна ни кому
д) Служба в армии ухудшает психическое и физическое здоровье человека
4. Какие качества воспитывает армия в молодых людях?
а) отвага
б) сила, ловкость
в) жестокость
г) твердость
д) целеустремленность
е) умение сопереживать ближнему
ж) умение идти напролом
з) чувство долга
и) любовь к Родине
5. Что для Вас значит слово «патриотизм»?
а) Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу
б) Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей Родины – России
в) Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради блага ее и спасения
г) Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни
д) Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире
е) Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка
ж) Патриотизм – политический инструмент, манипулирование личностью и обществом в интересах правящей элиты государства
з) Другое: _______________________________________________________
6. Как Вы относитесь к тому, что наши соотечественники исполняли свой воинский долг в Афганистане?
а) Я не знаю, зачем и кому это нужно.
б) Нет, в этом не было смысла.
в) Да, это было необходимо.
г) Это воинский долг, и это не обсуждается.