Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной язык — как русский народ многолик» (1–4 классы)

7
3
Материал опубликован 30 April 2021

МБОУ «Малоенисейская СОШ»




Методическая разработка воспитательного мероприятия учителя начальных классов

Карташовой Натальи Анатольевны


Тематическое направление - приобщение к культурному наследию

Тема воспитательного мероприятия - «Родной язык – как русский народ многолик»

Обоснование темы:

Приобщение младших школьников к культурному наследию должно начинаться с привития любви к своей Родине. Своему великому языку. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Считаю, Международный день родного языка направлен на защиту языков и прививает знания культуры общения. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия.

Важной частью всей учебно-воспитательной работы в школе является внеклассная работа по русскому языку и литературному чтению, поэтому данное мероприятие является составной частью воспитательного процесса и приурочено к 21 февраля – Международному Дню родного языка.

Раздел 2. Целевая аудитория

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса (возраст – 10 лет)


Раздел 3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Для работы с детьми младшего школьного возраста составлена воспитательная программа «Дорога дружбы» основной идеей которой является создание воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность. Одно из направлений программы, культурологическое, формирует у обучающихся, представление о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур. Системно разработаны мероприятия по приобщению к истории и культуре своей «малой» и «большой» Родины. Одним из множества мероприятий праздник «Родной язык, как русский нард многолик». Данный праздник, в сочетании с другими активными формами работы по приобщению к культурному наследию, способствуют развитию любознательности, заинтересованности, доброжелательности у учащихся. Дети готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, способны уважать и принимать ценности семьи и общества. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, а начало закладывается в школе.

Раздел 4. Цели, задачи. Планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: создать условия для знакомства обучающихся со значением родного языка в жизни общества

Задачи: образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;

повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

приобщение детей к культурному наследию;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

прививать интерес у обучающихся к русскому языку, литературе, музыке, искусству;

формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения обучающихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

формировать умение создавать устное публичное и музыкальные выступление.

Развивающие:

совершенствовать речь обучающихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;

развивать навыки выразительного чтения, музыкального слуха, речевого этикета.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка.

Метапредметные УУД:

регулятивные – умение работать по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства;

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, понимать точку зрения другого (в том числе автора);

познавательные – умение анализировать, сравнивать явления, выбирать основания и критерии для сравнения.

предметные: представление о роли родного языка в жизни человека и общества; осознание эстетической функции родного языка, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики; умение выразительно читать художественные тексты.

Раздел 5. Форма проведения воспитательного мероприятия – праздник

Данная форма мероприятия – это творческая форма деятельности. Его задача – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Ориентирован праздник на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру, способствует сплочению классного коллектива. Данная форма мероприятия способствует включению в работу не только учащихся, но и родителей. А атмосфера тепла, заинтересованности, внимания часто невольно превращает гостей в участников мероприятия.

Раздел 6. Педагогические технологии. Методы, приемы работы.

Для более плодотворной и интересной работы используется совокупность различных приемов и методов, которые работают в системе. Применение информационно-коммуникационных технологий совместно с игровой дают возможность для усиления эмоционального эффекта, глубокого восприятия и понимания материала. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки затрагивает у детей за живое, пронизывает душу.

Кроме того, использование ИКТ технологий позволяет сделать мероприятие интерактивным, а значит интересным для обучающихся. Это помогает педагогу активизировать детей, в полной мере включив их в деятельность. Методы и приемы: мини-викторины, мини - конкурсы стихов, пословиц и крылатых выражений, постановка сценок, танцев и песен.

Раздел 7. Этапы проведения мероприятия

1 этап. Подготовительная часть

Определить цели и задачи мероприятия

Выбор формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей младших школьников

Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения

Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников

Определить возможность участия родителей, других педагогов.

Составить сценарий праздника

2 этап. Основная часть. Проведение внеклассного мероприятия по сценарию. (Прил.1)

3 этап. Заключительная часть. Подведение общих итогов и определение перспектив на будущее. Создание ситуации успеха для каждого ребенка и психологического климата в классе.

Раздел 8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

1. Сценарий, посвященный Международному дню родного языка «Родной язык - как русский народ многолик»

2. Презентация «Язык – национальное достояние»

3. Видеоролик «Устами разных наций»

Электронное приложение содержит следующие ресурсы: анимации, фотоизображения, аудио- и видеоматериалы.

Все ресурсы электронного приложения составлены в соответствии с логикой построения внеклассного мероприятия. Презентация охватывает все этапы мероприятия и показ начинается с первых минут. Предлагаемый материал создан на основе презентации Power Point, который соответствует требованиям образовательных стандартов, учитывает психологические и физиологические особенности школьников.

Раздел 9. Рекомендации по использованию методической разработки

Данную методическую разработку можно использовать для учащихся разных возрастов и в учебном процессе образовательного учреждения. С помощью разработанных и используемых ресурсов можно будет проводить разные виды внеклассной и урочной деятельности по тематике «Родина» и «="Родной язык"


МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Бийского района, Алтайского края



Сценарий внеклассного мероприятия для 4 класса, посвященного Международному дню родного языка




«Родной язык – как русский народ

многолик»



Составитель: Карташова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов



С. Малоенисейское



Ход мероприятия

Используемый электронный ресурс

1 этап ОРГ.МОМЕНТ

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Песня «О, моя Россия, как ты красива»

2 этап. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию.

(отрывок из стихотворения Леонида Корнилова)

Ведущий 1:

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык

t1619793004aa.gif

Ведущий 2

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.


t1619793004ab.gif

2 этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Ведущий 1

Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.


t1619793004ac.gif

Ведущий 2

t1619793004ad.gifВ целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.



Ведущий 1

Сейчас мы вам предлагаем послушать приветствие на разных языках мира и нашу русскую песню Катюша







Нарезка «Приветствия на разных языках мира» и песня «Катюша» в исполнении разных стран

t1619793004ae.gif

Ведущий 2

А всегда ли люди говорили на разных языках?? Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

Презентация (библейская легенда)

t1619793004af.gif

Читают учащиеся 4 класса

После всемирного потопа, потомки Ноя сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба, показывая тем самым свое величие перед богом. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться) оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением», которое сейчас употребляется в значении суматоха, беспорядок, неорганизованность.

Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.


t1619793004ag.gif



Слайд 6-13

Ведущий 1

Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать украинский язык, казахский, татарский, армянский, мордовский, чувашский, немецкий, и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

t1619793004ah.gif

Стихотворения о родном языке читают учащиеся 4 класса



1 ученик

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

2 ученик

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

3 ученик

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

1 ученик

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

2 ученик

Я люблю свой родной язык! 
Он понятен для всех, 
Он певуч, 
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч…

3 ученик

t1619793004ai.gifКак же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.


t1619793004aj.gif

Ведущий 2: Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.



Ведущий1

Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».


t1619793004ak.gif

Ведущий 2

А Н.Г. Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».


t1619793004al.gif

Ведущий1

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (утверждал Иван Сергеевич Тургенев)


t1619793004am.gif

Ведущий 2:

С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.



t1619793004an.gif

Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

Учащиеся

t1619793004ao.gif

На сцену приглашаются

учащиеся

Я люблю свой родной язык! 
Он понятен для всех, 
Он певуч, 
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч…


Он – язык Луны и планет, 
Наших спутников и ракет, 
На совете 
За круглым столом 
Разговаривайте на нём: 
Недвусмысленный и прямой, 
Он подобен правде самой.


t1619793004ap.gif

Слово РОДИТЕЛЯМ

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.


t1619793004aq.gif

Ведущий 2

Девочки исполняют танец

Во поле береза стояла”








t1619793004ar.gifЗвучит русская народная песня «Во поле березка стояла»

Ведущий 1

Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь.


t1619793004as.gif

Ведущий 2

Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.


Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.


t1619793004at.gif

Ведущий 1

«Дополни пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит , а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).


t1619793004au.gif

Ведущий 2

Конкурс «Крылатых выражений»

- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Раскроите смысл этих выражений.

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

Белая ворона. (о лишнем человеке)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

t1619793004av.gif

Ведущий 1

Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. И я надеюсь, что многие из вас поняли, что для того чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту.

Будем беречь и любить наш русский язык, ведь с него начинается Родина.


Видеоролик «С чего начинается Родина»

t1619793004aw.gif

t1619793004ax.gif


Ведущий2

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!


t1619793004ay.gif

3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия


Ведущий 2

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина

t1619793004az.gif

Ведущий 1



Сейчас на заключительную

песню приглашаются учащиеся и родители


t1619793004ba.gifДети исполняют песню “У моей России”

Ведущий 2

Мы благодарим всех, кто принял участие в этом мероприятии. До новых встреч!

t1619793004bb.gif




Список литературы

Вам подарок / Стихи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vampodarok.com/pozdr/prazdniki/den-rodnogo-yazyka/new.html

Википедия / Даль В.И. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki /

Xmusik / Музыка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xmusic.me/search /

Ютуб / Говорим по-русски [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch ?v=OFbs_SxlI0M

/Яндекс картинки / Картинки [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yandex.ru/images/search ?text

Бажанова, Н.А. Великий, могучий русский язык!: [сценарий игро вой программы по рус. яз. для пятиклассников]/ Надежда Анатольевна Бажанова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - Вып. 11. - С. 59-62.

Бородина, В.А. Чтение и уроки русского языка: [сценарий интегрированного урока: библиотечный урок - урок чтения - урок русского языка] / В.А. Бородина // Школьн. б-ка. - 2004. - № 9-10. - С. 32-34.

Крюкова, Н.С. «Язык - зачем он нам нужен»: [сценарий внекласного занятия по истории алфавита] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С. 3-4.

Слова бывают разные: [сценарии праздника, театрализованного представления, урока-игры, посвященных славянской письменности и русскому языку] // Сценарии и репертуар. - 2007. - Вып. 10. - С. 2-42.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка!!!

30 April 2021

Внеклассное мероприятие получилось интересным!

30 April 2021

Спасибо за полезный ресурс,Наталья Анатольевна!

2 May 2021