Методическая разработка воспитательного мероприятия «Быть вежливым просто»

2
0
Материал опубликован 7 April 2021 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы г. Белорецк

МР Белорецкий район Республики Башкортостан












Методическая разработка воспитательного мероприятия




ТЕМА: «Быть вежливым просто»







Автор-составитель: Вараксина Анастасия Игоревна,

социальный педагог












г.Белорецк


Пояснительная записка

С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, в школе) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция, когда педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, зачастую грубо нарушают элементарные нормы поведения.

Преимущественно это находит выражение в несоблюдении отдельных общепринятых правил поведения, неумении согласовывать свои действия, адекватно реагировать на замечания и выражать свои желания, просьбы.

 Актуальность и педагогическая целесообразность.

 Актуальность данного мероприятия, прежде всего в том, что воспитание культуры поведения и культуры общения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

 Практическая значимость

 Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Регламент: всё мероприятие длится 45 минут; из них 40 мин – рабочее время, 5 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

Оборудование: мультимедийное оборудование;

Наглядный материал: презентация по теме занятия, советы-памятки, оформление кабинета.

Возраст детей: 8-13 лет

Цель: ознакомить с этическими нормами поведения.

Задачи:

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова вежливости;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы;

познакомить обучающихся с конкретными правилами этикета и нормами поведения.

Методы: ценностной ориентировки, игровой, работа в группах, работа в парах.

Предполагаемый результат:

Воспитанники свободно употребляют в речи формулы словесной вежливости 

(«Спасибо»«Извините»«Прошу прощения»«Будьте добры» и т. д.).

Владеют элементарными правилами этикета, свободно используют их в игровых и жизненных ситуациях.

Повышение показателей воспитанности детей.


План мероприятия

I. Орг. момент

1. Вступительное слово.

2. Просмотр и исполнение песни «От улыбки хмурый день светлей»

3. Определение темы и цели.

II. Основная часть

1. Игра «Доскажи словечко»

2. Распределение вежливых слов по группам

3. Телефонный этикет.

4. Физминутка «Хорошее настроение»

5. Приветствия различных народов

6. Конкурс «Самый вежливый»

7. «Вежливая песенка»

III. Заключительная часть

Подведение итогов.

Рефлексия

3. Приложение.


Ход мероприятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята и взрослые. Мы рады приветствовать вас в стенах нашего клуба. Для начала, чтобы зарядиться положительной энергией, я предлагаю вам спеть весёлую песенку.


Совместное исполнение караоке «От улыбки станет всем светлей»


Педагог. Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому. От этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Воспитанники. Не всегда.

Педагог. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Воспитанники. Такого человека можно назвать воспитанным.

Педагог. Верно - вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.


Вежливость в детстве начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.


До ХVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные слова. (Ответы детей, слова).

А для того, чтобы проверить так ли хорошо вы знаете вежливые слова и умеете ими пользоваться, поиграем в игру «Доскажи словечко».

ИГРА «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).


Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).


Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).


Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).


Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите пожалуйста).


И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).


Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).


Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.


Педагог: Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:

слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);
• слова
благодарности («спасибо», «благодарю»);
• слова
просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры», будьте любезны);
• слова
извинения («извините», «простите», «прошу прощения»).

(надписи на доске, к доске выхолят 4 человека и пишут как можно больше слов в каждую категорию. Если дети затрудняются, то выходят следующие)


Педагог: Молодцы, ребята. Очень много вежливых слов вы написали, и правильно их распределили по группам. А знаете ли вы этикет телефонного разговора? Давайте попробуем разобраться.

Вызываются две девочки, которые экспромтом разыгрывают сценку.


Девочка: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Девочка: Да так, знакомая. А где Катя?

Мама: Её нет дома. Что ей передать?

Девочка: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.


Физминутка «Хорошее настроение»


Педагог: Ребята, а как вы здороваетесь друг с другом? (ответы ребят) Как вы думаете, приветствие во всех странах мира одинаковое?

Люди в различных частях света по-разному, иногда престранным образом, приветствовали при встрече в IX веке. Чтобы получше познакомиться с этими традициями, вам необходимо разбиться на пары. Я раздам вам листочки с приветствиями разных стран. Вам необходимо в парах подготовится и продемонстрировать нам это. (Приложение 1.)

Педагог: А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)


1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Педагог: Ребята, вы большие умнички, много знаете о вежливости, и я думаю, что полученные сегодня знания вы будете использовать в повседневной жизни. Для того, чтобы ещё раз повторить правила вежливости предлагаю вашему вниманию просмотр песенки вежливости.

Просмотр видеоролика «Вежливая песенка» муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Педагог: Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, наше занятие помогло вам понять, как важно быть добрым и вежливым и тогда, и вы, и люди, которые вас окружают, будете счастливы. Подойдите ко мне и встаньте в круг.

- Вам понравилось наше мероприятие?

- Что больше всего запомнилось?

- Узнали ли вы что-то новое сегодня?

- Было ли что-то полезное сегодня?

- Возьмёте ли вы какое-то новое слово для ежедневного употребления?

- У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Всем участникам раздаются памятки вежливости.





































Использованная литература:

Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.

Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.

«Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.


Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=0IqGhjb3K3A

https://www.youtube.com/watch?v=vVFsXTmXlz4

https://youtu.be/Py4cVuDtkWE

































Приложение 1.

Вежливый чех ставит себе в непременную обязанность назваться вашим покорным слугой. Он обыкновенно прощается так: «Доброй ночи желает ваш покорнейший слуга!».

«Целую вашу руку!» - восклицает австриец и даже целует подол платья тому, к кому он питает особое уважение.

В кругах польской аристократии можно было слышать вопрос: «Счастливы ли вы?».

Турок при встрече грациозным движением прикладывает руку сперва к сердцу, потом ко лбу в знак искреннего расположения.

Иначе приветствует англичанин. В приступе вежливости и благосклонности он схватывает вашу руку, как в железные тиски, и так сильно её трясёт, как будто желает оторвать. Причём и женщины, и мужчины получают одинаковое приветствие, а физиономия у того, кто приветствует, остаётся бесстрастною.

Так же серьёзен житель скандинавских стран, он постоянно задумчив, и при встрече с ним не надо пугаться, когда он допытывается: «О чем вы думаете?».

«Хорошо ли живёте?» - восклицает датчанин.

Между тем голландский гуляка, кланяясь, быстро задаёт вам вопрос: «Куда вы идёте?».

Жители Японии кланяются, снимая с ног туфли, приближаясь друг к другу с босыми ногами. Они выказывают уважение обнажением ног, так же точно, как и мы, обнажает голову.



В Китае встречающиеся берут друг друга за руки, прикладывают их к сердцу и низко склоняют головы. Когда же двое знакомых китайцев встречаются после долгой разлуки, они падают на колени. Или спрашивают: «В порядке ли ваш желудок?». Если бы какому-либо китайцу вздумалось поклониться по европейскому обычаю, он получил бы пятьдесят ударов бамбуковой палкой по распоряжению мандарина.

В Гималаях мужчины имеют обыкновение при встрече поворачиваться друг к другу спиною, между тем как индусы хватают друг друга за бороды.

Большая часть островитян Тихого океана имеют привычку при встрече тереться носами. Этот обычай существует также у некоторых северных народов, а уроженцы группы Тонгских островов нежно прижимают нос ко лбу приветствуемого.

Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица. Можно вообразить, что должен ощущать деликатный европеец, который сделается жертвой такой вежливости.

В Ламузеке обитатели хватают руку приветствуемого и нежно проводят ею по своему лицу. Высшим изъявлением уважения считается, когда кидаются при встрече на землю и ногой приятеля легонько дотрагиваются до своего лица. Честь это выпадает на долю преимущественно начальников и священнослужителей.

Африканские негры, приветствуя, хватают большой палец или все пальцы и жмут их до хруста, чем и выражают искренность чувств.

В Египте, климат которого требует, чтобы человек сильно и правильно потел, при встрече спрашивают с участием: «Как вы потеете?». Не задать такой вопрос – значит выразить недостаток расположения.

На Сокотре (остров у Восточной Африки) встречающиеся целуют друг друга в плечо, а на Онце ложатся на землю.

В Северной Америке, где высока смертность детей, молодые женщины, встречаясь, сочувственно спрашивают: «Здорово ли ваше беби?»



Предварительный просмотр презентации

Сколько времени?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации