Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей раннего возраста
Воробьева Ирина Александровна,
учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми
Роль глотания и жевания на этапе формирования
речи у детей раннего возраста
Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь.
Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни ребенка. Если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, то в дальнейшем компенсировать ее будет значительно труднее.
В физиологическом отношении речь – это сложный двигательный акт.
Речь образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.
Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на первом году жизни, в триаде «глотание – жевание – речь».
Глотание – это сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.
Глотательный рефлекс относится к врожденным.
Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного.
В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки.
По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребенка перестраивается на соматический.
Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное.
Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.
Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи.
При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек: щека подталкивает пищевой комок на корень языка, что создает внутрищечное давление.
Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки. Для эксперимента любой взрослый перед зеркалом может попробовать сказать «б», «п», прослеживая, как надуваются щеки.
При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.
Родители детей раннего и младшего дошкольного возраста часто используют в детском рационе мягкую пищу.
Во-первых, это удобно, т.к. в магазинах есть изобилие различных пюре.
Во-вторых, мамы (родители, не исключая бабушек и дедушек в том числе) часто боятся, что ребенок подавится.
В-третьих, сокращается время кормления – глотать пюре намного быстрее, чем жевать.
В-четвертых, ребенок сам чистый, пространство вокруг ребенка чистое, мама - чистая.
Казалось бы – одни плюсы!
Но стоит оценить другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются.
Если ребенок не умеет жевать, то он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц, соответственно – снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение).
Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата).
Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания.
Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов, а, как всем известно, кислород – это питание для нашего головного мозга.
Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию.
Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок.
Для любого развития требуется проявить некое усилие.
Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание – жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи, т.е. кусочковое питание) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.
Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие психической активности ребенка в целом.
На осмотре детей первого года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы по профилактике нарушений речи.
|