Роль и место игровых приемов в системе обучения детей в детском объединении «Мир игрушек» декоративно-прикладному творчеству
Роль и место игровых приемов в системе обучения детей в детском объединении «Мир игрушек» декоративно-прикладному творчеству.
Панченко Ирина Ивановна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО Орловский ДДТ
В современной методике и практике в дополнительном образовании все больше внимания уделяется сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников, развитие их самостоятельности, мышления, творческого начала является игра.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мною предмета, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания и задач, стоящих перед детьми на занятии, от их возраста. Работая по программе «Бумажный мир игрушек», для ребят младшего школьного возраста, большое значение в учебно-воспитательном процессе играет внимание. От того, насколько долго я удерживаю внимание детского коллектива, зависит процесс обучения. Для поддерживания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей, в практической деятельности использую разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а также различные средства обучения. Для того чтобы заинтересовать детей на начало занятия, применяю прием неожиданности - это методы и приемы, которые могут увлечь детей, сделать процесс обучения познавательным и интересным. Приемы применяю различные, в зависимости от темы занятия (это может быть вынос какого либо предмета, а чаще всего использую загадки). Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключение, и с радостью определяют тему занятия. Для познавательной и творческой активности детей, в основном, применяю словесные методы (беседы), тщательно продумываю вопросы и, как способ обучения и закрепление материала - дидактическую игру. Дидактическая игра в середине занятия решает задачу усвоение темы и закрепление материала. Средством обучения в игре использую раздаточный материал (карточки) или наглядные пособия.
Использование моментов игры, в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству, относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Работая с детьми младшего школьного возраста, в обучении художественно-прикладной деятельности, выявляется некоторая специфика, состоящая в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребенка можно рассматривать, как цепочку органически проникающих друг в друга вида деятельности - репродуктивный и творческий. Практически невозможно назвать вид деятельности ребенка, который бы соответствовал тому или ному виду деятельности в «чистом виде». Деятельность ребенка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Репродуктивный вид деятельности рассматривается лишь как определенная ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используются в качестве элементов. Технические приемы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрируются только в том случае, если используется впервые. Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца. Он не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка. Я, как педагог, обращаю внимание на образование разнообразных, глубоких и прочных знаний, на самостоятельную деятельность учащихся, на формирование устойчивых творческих задач. Сухомлинский В.А. утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию мира, а учебное заведение стать школой радости. Радость познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Действительно, переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы.
-стимулирует к высокой результативности труда.
-развивает инициативность, креативность, активность.
-поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
-переживание успеха внушает ребенку уверенность в своих силах.
-положительные эмоции, рождающие в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на отношения человека к окружающему миру.
Для устойчивого поддерживания интереса к моим занятиям, я физкультминутки провожу в форме подвижной игры или театрализации на заданную тему, в зависимости от темы занятия.
Итак, применение игровых приемов обучения, помогают раскрыть содержание занятия в доступной и занимательной форме, сформировать умственные способности, помогает ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулатуру, освобождает от избытка энергии. Применение на занятии по декоративно-прикладному творчеству игровых приемов обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и развивает интерес к изучаемому предмету, а также влияет на их творческую самостоятельность. Получив опыт выступлений на занятиях, в рамках учебной программы, кружковцы успешно участвуют и в других конкурсах декоративно-прикладного творчества, в различных тематических конкурсах всероссийского и международного значения.