Статья «Роль и место темы "Компьютерная безопасность" в курсе информатики и ИКТ в основной школе»

1
0
Материал опубликован 5 September 2018

Роль и место темы «Компьютерная безопасность» в курсе информатики и ИКТ в основной школе

Рассмотрим, сколько времени уделено в школьном курсе  изучению компьютерной безопасности, и какие темы и понятия, посвященные данной проблеме, рассматриваются в учебных пособиях.

В учебнике К. Ю. Полякова и Е.А. Еремина «Информатика» присутствует тема «Информационная безопасность», которая  рассматривается во 2 части в X главе. В данной главе обозначены основные цели и задачи информационной безопасности, а также рассматриваются информационные угрозы (вредоносные программы).

Изучаются следующие темы:

Вредоносные программы.

Защита от вредоносных программ.

Шифрование.

Хэширование и пароли.

Современные алгоритмы шифрования.

Стеганография.

Безопасность в Интернете.

По окончании изучения данной главы:

учащиеся должны знать:

понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;

правила составления паролей, устойчивых к взлому;

правила безопасного использования сети Интернет.

учащиеся должны уметь:

использовать антивирусные программы;

составлять надежные пароли;

использовать программное обеспечение для шифрования данных.

По окончании изучения темы обучающимся предлагается ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Нельзя не отметить, что вопросы носят сокращенно-ответный характер (например, «Какие угрозы безопасности существуют при подключении к Интернету?»), работая над ними ученик не производит такую важную мыслительную операцию как анализ, ответы легко найти в изученном параграфе учебника. Положительной же стороной данного издания является наличие творческих заданий (например, подготовить сообщение на тему: «Безопасность финансовых расчетов в Интернете»), которые позволяют развивать креативное мышление у обучающихся.

В заключении анализа учебника важно отметить, что данная тема изложена содержательно и заявленные в Стандарте предметные результаты могут быть полностью сформированы с опорой на этот материал.

Рассмотрим еще один учебник «Информатика 10-11 класс» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Тема «Компьютерная безопасность» рассматривается в VII главе учебника «Основы социальной информатики». В данной главе обозначены основные цели и задачи информационной безопасности.

Изучаются следующие темы:

Информационные ресурсы.

Информационное общество.

Правовое регулирование в информационной сфере.

Проблема информационной безопасности.

Особое внимание в учебнике уделяется правовым аспектам темы, рассматриваются федеральные законы, доктрина информационной безопасности РФ.  Но понятий, непосредственно относящихся к теме «Компьютерная безопасность» в данном пособии недостаточно. Текст изложен доступно для понимания школьников, иллюстрации картинками с примерами отсутствуют. В конце каждого параграфа представлена рубрика «Вопросы и задания». Рассмотрим несколько вопросов  и заданий из данной рубрики

Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?

Что относится к национальным интересам России в информационной области?

Как проявляется информационное неравенство в системе образования?

Нельзя не отметить, что некоторые вопросы носят сокращенно-ответный характер (например, «Что относится к объектам информационной безопасности России»), работая над ними ученик не производит такую важную мыслительную операцию как анализ, ответы легко найти в изученном параграфе учебника. Положительной же стороной данного издания является наличие творческих заданий (например, «Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информационного неравенства? Приведите примеры»), которые позволяют развивать креативное мышление у обучающихся. Помимо этого, последовательная и логичная подача материала, грамотный и эргономичный дизайн текста (выделение основных понятий, наличие маркированных списков), может способствовать лучшему усвоению темы «Компьютерная безопасность».

В заключении анализа учебника важно отметить, что данная тема изложена недостаточно содержательно и заявленные в Стандарте предметные и метапредметные результаты не в полном объеме могут быть сформированы с опорой на этот материал.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации