Статья «Роль и место темы "Компьютерная безопасность" в курсе информатики и ИКТ в основной школе»
Роль и место темы «Компьютерная безопасность» в курсе информатики и ИКТ в основной школе
Рассмотрим, сколько времени уделено в школьном курсе изучению компьютерной безопасности, и какие темы и понятия, посвященные данной проблеме, рассматриваются в учебных пособиях.
В учебнике К. Ю. Полякова и Е.А. Еремина «Информатика» присутствует тема «Информационная безопасность», которая рассматривается во 2 части в X главе. В данной главе обозначены основные цели и задачи информационной безопасности, а также рассматриваются информационные угрозы (вредоносные программы).
Изучаются следующие темы:
Вредоносные программы.
Защита от вредоносных программ.
Шифрование.
Хэширование и пароли.
Современные алгоритмы шифрования.
Стеганография.
Безопасность в Интернете.
По окончании изучения данной главы:
учащиеся должны знать:
понятия «шифрование», «хэширование», «стеганография»;
правила составления паролей, устойчивых к взлому;
правила безопасного использования сети Интернет.
учащиеся должны уметь:
использовать антивирусные программы;
составлять надежные пароли;
использовать программное обеспечение для шифрования данных.
По окончании изучения темы обучающимся предлагается ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Нельзя не отметить, что вопросы носят сокращенно-ответный характер (например, «Какие угрозы безопасности существуют при подключении к Интернету?»), работая над ними ученик не производит такую важную мыслительную операцию как анализ, ответы легко найти в изученном параграфе учебника. Положительной же стороной данного издания является наличие творческих заданий (например, подготовить сообщение на тему: «Безопасность финансовых расчетов в Интернете»), которые позволяют развивать креативное мышление у обучающихся.
В заключении анализа учебника важно отметить, что данная тема изложена содержательно и заявленные в Стандарте предметные результаты могут быть полностью сформированы с опорой на этот материал.
Рассмотрим еще один учебник «Информатика 10-11 класс» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Тема «Компьютерная безопасность» рассматривается в VII главе учебника «Основы социальной информатики». В данной главе обозначены основные цели и задачи информационной безопасности.
Изучаются следующие темы:
Информационные ресурсы.
Информационное общество.
Правовое регулирование в информационной сфере.
Проблема информационной безопасности.
Особое внимание в учебнике уделяется правовым аспектам темы, рассматриваются федеральные законы, доктрина информационной безопасности РФ. Но понятий, непосредственно относящихся к теме «Компьютерная безопасность» в данном пособии недостаточно. Текст изложен доступно для понимания школьников, иллюстрации картинками с примерами отсутствуют. В конце каждого параграфа представлена рубрика «Вопросы и задания». Рассмотрим несколько вопросов и заданий из данной рубрики
Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?
Что относится к национальным интересам России в информационной области?
Как проявляется информационное неравенство в системе образования?
Нельзя не отметить, что некоторые вопросы носят сокращенно-ответный характер (например, «Что относится к объектам информационной безопасности России»), работая над ними ученик не производит такую важную мыслительную операцию как анализ, ответы легко найти в изученном параграфе учебника. Положительной же стороной данного издания является наличие творческих заданий (например, «Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информационного неравенства? Приведите примеры»), которые позволяют развивать креативное мышление у обучающихся. Помимо этого, последовательная и логичная подача материала, грамотный и эргономичный дизайн текста (выделение основных понятий, наличие маркированных списков), может способствовать лучшему усвоению темы «Компьютерная безопасность».
В заключении анализа учебника важно отметить, что данная тема изложена недостаточно содержательно и заявленные в Стандарте предметные и метапредметные результаты не в полном объеме могут быть сформированы с опорой на этот материал.