Вводный урок «Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

21
0
Материал опубликован 16 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


презентация к уроку
PPTX / 3.11 Мб

Урок №1 (5 класс)

Тема урока: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Цели:

знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к ресурсам  Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

закрепление правил поведения в компьютерном классе;

формирование понятий: информация, виды информации, органы чувств;

обобщение  и  систематизация  представлений  учащихся  об  информа-ции  и способах её получения человеком из окружающего мира;

Задачи урока:

Учебная:

ввести новые и закрепить полученные ранее понятия, умения работать с учебником и электронными ресурсами к нему, осуществить первичный контроль.

Развивающая:

развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор.

Воспитательная:

воспитывать информационную и коммуникативную культуру, интерес к предмету

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма работы: фронтальная

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Место урока в теме: вводный урок

Оборудование:

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку.

Актуализация знаний

Разделить обучающихся на 2 группы.

1. Одна группа называет профессию, вторая дает ответ, как в той или иной профессии можно использовать компьютеры?

2. Предложить обучающимся из слов информация, компьютер, алгоритм выбрать главное для науки информатика.

3. Вспомнить, какие задачи решает наука информатика, в каких сферах деятельности человек использует компьютер, чем компьютер может помочь человеку? (учитель подводит итог по каждому вопросу)

Мотивация учебной деятельности

Учитель:

В начальной школе вы учили информатику. Вы учились работать с многими программами. Кто назовет программы, с которыми работали в 3-е и 4-ом классе? (предполагаемые ответы детей: Power Point, Word, Paint, TuxPaint)

Теперь вы уже в 5-ом классе. Вы продолжите осваивать компьютер, познакомитесь с новыми программами, сможете расширить свои знания и представления об информации и информационных процессах. Объявление темы и целей урока (слайды 1-2)

Объяснение нового материала

Ребята, у вас на партах новый учебник. Вы теперь часто будете с ним работать. А для того, чтобы уметь работать с учебником, давайте познакомимся с авторами нашего учебника. Кто авторы учебника? (ответы детей Босова Л.Л. и Босова А.Ю.)

Свой учебник авторы начали словами обращения к вам, ребята. Если кто-то уже читал это обращение, то расскажите, о чем рассказывают авторы?

А еще в учебнике есть условные обозначения. Давайте рассмотрим систему условных обозначений, предложенных авторами. Откройте учебники на странице 4, там нарисованы все обозначения, с которыми вы сейчас познакомитесь, и всегда будете знать, что интересного можно узнать после изучения новой темы, какие задания выполнять устно, какие письменно, на какие вопросы ответить, какие задания надо выполнить за компьютером и многое другое.

Показ обозначений и объяснение по каждому из них.(слайды 3-4)

Дополнительно вы найдете в учебнике много ссылок на электронные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Они помогут вам дополнить и расширить знания, полученные из учебника.

В пятом классе мы продолжим изучать устройство компьютера, работать в текстовом, графическом редакторе, в сети Интернет.

Ребята, вы так же каждый урок будете работать за компьютерами, а значит, нам необходимо вспомнить технику безопасности в компьютерном классе и правила поведения, как организовать свое рабочее место в компьютерном классе.

 Показ плакатов (слайд 5). Показ видеоролика. Правила техники безопасности на уроках информатики.mp4

С каждым годом объем информации становится все больше и больше. На нас с вами обрушивается огромный поток информации. Ребята, вы должны уметь ориентироваться в мире информации, понимать, что такое информация и как ее использовать. Вам необходимо знать, какая бывает информация, какие действия можно совершать с информацией, как кодировать информацию, как ее передавать, хранить.

Каждый день вы узнаете что-то новое, получаете информацию.

Работа с учебником. (слайд 6)

Ребята, давайте запишем в тетради определение, что же такое информация.

Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от окружающих.

Кто из вас может еще чего-то добавить к этому определению? (ответы детей)

Рассказ учителя.

Окружающий нас мир — мир информации. Вы проснулись и услышали запах с кухни. Вы поняли, что мама готовит семье завтрак. Вы идете в школу и слышите шелест листьев, видите, как качаются деревья — вы получили информацию о том, что на улице ветер. Услышали приятный запах черемухи или каштана. Вы получили информацию. Люди и все живые существа получают информацию из окружающего мира через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (показ слайда)

Ребята, посмотрите на рис. 1 вашего учебника на странице 6. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?(ответы детей)

А теперь возьмите линейку и проверьте, отличаются ли длины этих линий.

Как видите, иногда людям необходимы специальные устройства и приборы, чтобы получать более точную информацию: линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.(слайд)

Виды информации по форме представления.

Ребята, по форме представления информация бывает:

1. Числовая информация

2. Текстовая информация

3. Графическая информация

4. Звуковая информация

5. Видеоинформация

Действия с информацией

Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, развития разных видов искусств. Важную информацию человек старается запомнить, более сложную для запоминания — записать в записную книжку, чтобы сохранить. Получив какую-либо информацию, человек пытается ее обдумать, обработать, сделать какой-то вывод.

Например, вам задали задачку, вы ее читаете, обдумываете решение, записываете – вы обрабатываете информацию.

Вам нужно сделать перевод какого-то текста, заучить правило или стихотворение, решить математическую задачу, выполнить упражнение по языку – это действия человека с информацией. Но, чтобы приготовить какое-то блюдо, пошить какую-то одежду в первый раз, человеку необходимо иметь информацию, как это делать. Например, найти рецепт блюда или выкройку. Только тогда все получится.

IV. Физкультмиинутка

Закрепление полученных знаний

Сегодня на уроке вы узнали, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств мы получаем мы ту или иную информацию. Сейчас, мне бы хотелось проверить хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.(слайд 8). А теперь, давайте ответим на тестовые задания. (слайды 9-18)

Вопрос 1. Какие органы чувств человека воспринимают раздавшийся звонок в дверь квартиры:

         органы зрения;

органы слуха;

органы обоняния;

органы осязания.

Вопрос 2. Могут ли хранить информацию растения и животные?

только растения;

могут и растения, и животные;

только животные;

ни растения, ни животные.

Вопрос 3. Информация – это…

сведения из словарей;

события дня;

сведения об окружающим нас мире и происходящих в нем процессах;

сведения из новостей радио.

Вопрос 4. Является ли информацией текст параграфа, который вы только что прочитали?

нет;

 не думаю;

 да;

 сомневаюсь.

Вопрос 5. Классный руководитель дал задание начертить ваш маршрут движения со школы домой.   Какую информацию должен сдать каждый ученик классному руководителю?

числовую;

текстовую;

графическую;

графическую и текстовую.

Вопрос 6. Мама написала записку классному руководителю о том, что ее ребенок опоздает на урок по уважительной причине. Какая это информация?

текстовая;

смешенная;

графическая;

числовая.

Вопрос 7. Любая картина, иллюстрация в журнале, картинки в книжке, фото в альбоме – это…

смешанная информация;

графическая информация;

текстовая информация;

числовая информация.

  Вопрос 8. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?

числовая;  

текстовая;

графическая;

звуковая.

Вопрос 9. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

глаза;

уши;

кожа;

нос;

язык.

Вопрос 10. Действия человека с информацией, укажите лишнее:

чтение газеты;

наблюдение;

решение примера по математике;

приготовление обеда.

Рефлексия (слайд 19)

Что сегодня я узнал(а)?

Мне было тяжело или нет?

Я понял(а) материал или были затруднения?

Я научился чему-то новому?

Я смог(ла) добиться результата?

Подведение итогов урока. Оценивание

Домашнее задание (слайд 20)

Выучить § 1 стр. 5-9, выполнить задание 7 страница 9

Используемые ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=9Ohnj3-RY0Q


https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0+%D0%B7%D0%B0+%D0%9F%D0%9A+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjo84ji4b7XAhUjOpoKHaQyBMYQsAQIJQ&biw=1920&bih=925


http://school.dtv.su/wp-content/informatika/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E.jpg

http://noisefx.ru/skachat-zvuk-shkolnogo-kolokolchika.html


https://www.google.com.ua/search?q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjRwajk6sPXAhXCBZoKHU6VCKQQ_AUICigB&biw=1119&bih=803#imgrc=6nKik0S-PtQziM:



правила техники безопасности
MP4 / 3.28 Мб

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас (5 класс)

знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к ресурсам  Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов; рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе; закрепление правил поведения в компьютерном классе; формирование понятий: информация, виды информации, органы чувств; обобщение  и  систематизация  представлений  учащихся  об  информации  и способах её получения человеком из окружающего мира; Цели урока:

Знакомство с учебником - важное утверждение или определение - интересная информация - пример решения задачи - ссылка на ресурс в Интернете - дополнительный материал к параграфу, содержащийся в электронном приложении к учебнику (http:// metodist.Lbz.ru) - вопросы в тексте параграфа, вопросы и задания для самоконтроля

Знакомство с учебником - домашний проект или исследова- ние - задания для выполнения на ком- пьютере Задания для выполнения на разных ОС: - для ОС Windows - для ОС Linux

Техника безопасности и организация рабочего места

Работа с учебником Информация – это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от окружающих. Информация – это сведения об окру-жающем нас мире и происходящих в нем процессах

Физкультминутка

Информация вокруг нас Вид информации Чувство Орган Зрительная Зрение Глаза Звуковая Вкусовая Обонятельная Осязательная Задание: Заполните таблицу по образцу Вид информации Чувство Орган Зрительная Зрение Глаза Слух Уши Вкус Обоняние Нос Кожа Осязание Язык

Тестовые задания Вопрос 1. Какие органы чувств человека воспринимают раздавшийся звонок в дверь квартиры: органы зрения; органы осязания; органы обоняния; органы слуха

Тестовые задания Вопрос 2. Могут ли хранить информацию растения и животные?  только растения; могут и растения, и животные; только животные; ни растения, ни животные.

Тестовые задания Вопрос 3. Информация – это…   сведения из словарей; события дня; сведения об окружающим нас мире и происходящих в нем процессах; сведения из новостей радио.  

Тестовые задания Вопрос 4. Является ли информацией текст параграфа, который вы только что прочитали? нет;  не думаю;  да;  сомневаюсь.  

Тестовые задания Вопрос 5. Классный руководитель дал задание начертить ваш маршрут движения со школы домой.   Какую информацию должен сдать каждый ученик классному руководителю?   числовую; текстовую; графическую; графическую и текстовую.  

Тестовые задания Вопрос 6. Мама написала записку классному руководителю о том, что ее ребенок опоздает на урок по уважительной причине. Какая это информация?   текстовая; смешенная; графическая; числовая.

Тестовые задания Вопрос 7. Любая картина, иллюстрация в журнале, картинки в книжке, фото в альбоме – это…   смешанная информация; графическая информация; текстовая информация; числовая информация.

Тестовые задания Вопрос 8. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?   числовая;   текстовая; графическая; звуковая.

Тестовые задания Вопрос 9. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.   глаза; уши; кожа; нос; язык.

Тестовые задания Вопрос 10. Действия человека с инфор-мацией, укажите лишнее: чтение газеты; наблюдение; решение примера по математике; приготовление обеда.

Рефлексия Что сегодня я узнал(а)? Мне было тяжело или нет? Я понял(а) материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог(ла) добиться результата?

Подведение итогов Домашнее задание: Выучить 1 стр. 5 -9 выполнить задание 7 страница 9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.