Программа учебного курса «Инженерная и компьютерная графика» (Информатика и ИКТ 10-11 класс)

8
0
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Спецкурс «Компьютерная графика».

Технологический центр ОРТ. г. Самара, МБОУ Школа № 42 г.о.Самара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Самара

Утверждено к использованию

решением педагогического совета

№ 1 от «29» августа 2016года

Программа учебного курса

«Инженерная и компьютерная графика»

10–11 классы

Автор: Павкина Галина Геннадьевна

учитель технологии высшей категории

г. Самара, 2016

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

 к спецкурсу «Инженерная и компьютерная графика»

для 10 – 11 классов

Образовательная область «Инженерная и компьютерная графика» призвана познакомить учащихся 10 – 11 классов с основной программой инженерной графики в минимальном объеме и компьютерного моделирования «Компас – 3D LT», которая раскрывает очень большие возможности перед учениками, позволяет применить на практике полученные ранее знания, и отработать навыки построений чертежей в машинном виде; обеспечить подготовку учеников к дальнейшему обучению в других учебных заведениях и необходимую практику для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Учебный курс 10 класса рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа занятий в 10 – 11 классе состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных курса. Эти курсы входят в образовательную область «Технология» и позволяют расширить область изучения предмета «Графика» до уровня профильной подготовки, так как дает возможность учащимся изучить и освоить темы, рассматриваемые в ССУЗах и ВТУЗах в рамках предмета «Инженерная графика» или «Начертательная геометрия».

Для осуществления учебных задач курса в календарно – тематическом планировании за 10 и 11 класс рассматриваются вопросы:

Решение проекционных задач ;

Проецирование плоских фигур;

Построение сопряжений;

Построение уклона и конусности;

Построение лекальных кривых;

Решение тренировочных задач с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT».

Решение задач разного уровня с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT»:

Построение аксонометрических проекций;

Построение проекций тел;

Выполнение трех проекций по аксонометрическим проекциям;

Пересечение геометрического тела плоскостью;

Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.

Целями обучения спецкурса «Компьютерная графика» в 10 – 11 классе являются:

Формирование у учащихся технико-технологической грамотности;

Графической культуры;

Развитие пространственного воображения;

Культуры труда и деловых межличностных отношений;

Приобретение умений в прикладной творческой деятельности.

«Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.

«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»

34 часа в год ( 1 час в неделю )

Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения проекционных задач и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».

Задачи:

познакомить с особенностями изучаемого курса;

побудить интерес к решению прикладных задач;

закрепить основы графической грамотности;

способствовать формированию пространственного воображения и мышления;

освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;

сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.

Основные знания и умения учащихся 10 класса:

уметь строить основные лекальные кривые с помощью чертежных инструментов;

освоить приемы работы с шаблонами лекал;

уметь решать простые проекционные задачи;

уметь строить аксонометрические проекции геометрических тел;

уметь строить линии пересечений геометрических фигур;

уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;

освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»

Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.

Построение лекальных кривых (3 часа)

принцип построения лекальных кривых;

построение математических кривых: синусоида и эллипс;

построение гармонических кривых: Архимедова спираль и эвольвента.

Решение проекционных задач (9 часов)

проецирование точки на чертеже;

проецирование отрезка прямой на чертеже;

проецирование плоскости на чертеже;

нахождение точки пересечения плоскости и прямой;

нахождение линии пересечения двух плоскостей;

определение действительной величины отрезка прямой линии, плоской фигуры.

Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел, усеченных плоскостью (4 часа)

построение плоскогранных геометрических тел;

построение тел вращения.

Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа)

взаимное пересечение двух цилиндров;

взаимное пересечение двух призм;

взаимное пересечение призмы м сферы;

взаимное пересечение цилиндра и тора.

Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов)

знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы;

работа с инструментальной панелью;

глобальные, локальные и клавиатурные привязки;

ввод размеров;

построение фасок и скруглений;

знакомство с трехмерным проектированием.

Тематический план

34 часа в год (1 час в неделю)

№ урока

п/п

№ урока

в

теме

Тема урока

Примеча-ние

Кол-во часов

1. Построение лекальных кривых (3 часа)

1.

1.

Принцип построения лекальных кривых

 

1

2.

2.

Построение синусоиды и эллипса

Сам.раб.

1

3.

3.

Построение кривых: Архимедова спираль и эвольвента.

Сам.раб.

1

2.Решение проекционных задач (9 часов)

4.

1.

Проецирование точки на чертеже

 

1

5.

2.

Проецирование отрезка прямой на чертеже

Сам.раб.

1

6.

3.

Проецирование плоскости на чертеже

Сам.раб.

1

7.

4.

Нахождение точки пересечения плоскости и прямой

Сам.раб.

1

8.

5.

Нахождение произвольного отрезка прямой на плоскости треугольника

Сам.раб.

1

9.

6.

Нахождение линии пересечения двух плоскостей

Сам.раб.

1

10.

7.

Определение действительной величины отрезка прямой линии

Сам.раб.

1

11.

8.

Определение действительной величины четырехугольника

Сам.раб.

1

12.

9.

Определение действительной величины треугольника

Сам.раб.

1

3. Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел,

усеченных плоскостью (4 часа)

13.

1.

Выполнить чертеж усеченной призмы, найти действительную величину контура сечения.

Сам.раб.

1

14.

2.

Построить аксонометрическую проекцию призмы, усеченной плоскостью.

Сам.раб.

1

15.

3.

Выполнить чертеж усеченного цилиндра, найти действительную величину контура сечения.

Сам.раб.

1

16.

4.

Построить аксонометрическую проекцию цилиндра, усеченного плоскостью.

Сам.раб.

1

4.Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа)

17.

1.

Взаимное пресечение поверхностей двух цилиндров.

Сам.раб.

1

18.

2.

Взаимное пресечение поверхностей двух призм.

Сам.раб.

1

19.

3.

Взаимное пресечение поверхностей призмы и сферы.

Сам.раб.

1

20.

4.

Взаимное пресечение поверхностей цилиндра и тора.

Сам.раб.

1

5. Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов)

21.

1.

Знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы;

 

1

22.

2.

Знакомство и работа с инструментальной панелью

 

1

23.

3.

Глобальные и локальные привязки

Сам.раб.

1

24.

4.

Клавиатурные привязки

Сам.раб.

1

25.

5.

Ввод линейных размеров

Сам.раб.

1

26.

6.

Ввод радиальных размеров

Сам.раб.

1

27.

7.

Построение фасок

 

1

28.

8.

Построение скруглений

 

1

29-30.

9-10.

Построение плавных кривых

Сам.раб.

2

31.

11.

Знакомство с трехмерным проектированием.

 

1

32.

12.

Построение во фронтальной плоскости тонкой квадратной пластины.

Сам.раб.

1

33.

13.

Построение модели коробки

Сам.раб.

1

34.

14.

Обобщающий урок

 

1

ВСЕГО

34 часа

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    • комплект лекал;

      угольники и линейка длиной не менее 30 см;

      листы чертежной бумаги форматом А4 и А3;

      карандаши для чертежных работ Т(Н), ТМ(ВН), М(В);

      готовальня с циркулем;

      карточки с заданиями по темам;

      компьютерная программа «Компас – 3D LT»;

      компьютерный класс.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.

Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.

С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.

«Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.

«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»

34 часа в год ( 1 час в неделю )

Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения задач ращзличной сложности и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».

Задачи:

познакомить с особенностями изучаемого курса;

побудить интерес к решению прикладных задач;

закрепить основы графической грамотности;

способствовать формированию пространственного воображения и мышления;

освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;

сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.

Основные знания и умения учащихся 11 класса:

уметь строить третью проекцию по двум имеющимся;

уметь строить аксонометрические проекции фигур по трем имеющимся;

уметь строить фигуры пересечений геометрических тел;

уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;

освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»

Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.

1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов)

создание группы геометрических тел;

сплайновые кривые и поверхности;

создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых;

создание 3-х модели по трем имеющимся проекциям (видам);

создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали

сечение 3-х мерной модели детали плоскостью

Совершенные технологии моделирования (9 часов)

  1. параметризация в эскизе;

    создание оболочки;

    создание ребра жесткости;

    зеркальное копирование объектов и деталей;

Использование массивов (10 часов)

создание тела вращения;

построение массивов элементов на теле вращения;

копирование элементов по сетке;

копирование элементов по концентрической сетке;

редактирование массивов;

создание детали с помощью команды «Операция по сечениям»;

создание детали с помощью команды «Кинематические операции»;

создание трехмерной модели детали;

построение детали «Молоток».

Тематический план

34 часа в год (1 час в неделю)

№ урока

п/п

№ урока

в

теме

Тема урока

Примеча-ние

Кол-во часов

1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов)

1.

1.

Повторение. Создание Группы геометрических тел

 

1

2.

2.

Сплайновые кривые и поверхности

Сам.раб.

1

3.

3.

Создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых

Сам.раб.

1

4-5.

4-5.

Создание 3-х видов по двум имеющимся

Сам.раб.

2

6-7.

6-7.

Создание 3-х мерной детали по трем проекциям

Сам.раб.

2

8.

8.

Создание 3-х мерной детали по аксонометрической проекции

Сам.раб.

1

9.

9.

Создание 3-х модели по трем имеющимся видам

Сам.раб.

1

10.

10.

Добавление скруглений на 3-х мерной модели детали

Сам.раб.

1

11.

11.

Добавление фасок на 3-х мерной модели детали

Сам.раб.

1

12.

12.

Создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали

Сам.раб.

1

13-14.

13-14.

Сечение 3-х мерной модели детали плоскостью

 

2

15.

15.

Основы редактирования модели

Сам.раб.

1

2.Совершенные технологии моделирования (9 часов)

16.

1.

Построение гибкой модели «Корпус»

Сам.раб.

1

17.

2.

Параметризация в эскизе

 

1

18.

3.

Создание оболочки

 

1

19.

4.

Построение ребра жесткости

Сам.раб.

1

20.

5.

Зеркальное копирование объектов

 

1

21.

6.

Проверка модели и редактирование

Сам.раб.

1

22.

7.

Зеркальное копирование детали

 

1

23-24.

8-9.

Редактирование с использованием Указателя окончания построения.

Сам.раб.

2

24.

9.

Построение модели

Сам.раб.

 

3.Использование массивов (10 часов)

25.

1.

Создание тела вращения

Сам.раб.

1

26.

2.

Построение массивов элементов на теле вращения

 

1

27.

3.

Копирование элементов по сетке

 

1

28.

4.

Редактирование массивов

Сам.раб.

1

29.

5.

Создание детали с помощью команды «Операция по сечениям»

   

30.

6.

Создание детали с помощью команды «Кинематические операции»

 

1

31.

7.

Создание трехмерной модели детали

Сам.раб.

1

32-33.

8-9.

Построение детали «Молоток»

Сам.раб.

2

34.

10.

Обобщающий урок

 

1

ВСЕГО

34 часа

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    1. карточки с заданиями по темам;

      компьютерная программа «Компас – 3D LT»;

      компьютерный класс.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.

Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.

С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.

 

Автор: учитель технологии Павкина Г.Г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации