Программа учебного курса «Инженерная и компьютерная графика» (Информатика и ИКТ 10-11 класс)
Спецкурс «Компьютерная графика».
Технологический центр ОРТ. г. Самара, МБОУ Школа № 42 г.о.Самара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.о. Самара
Утверждено к использованию
решением педагогического совета
№ 1 от «29» августа 2016года
Программа учебного курса
«Инженерная и компьютерная графика»
10–11 классы
Автор: Павкина Галина Геннадьевна
учитель технологии высшей категории
г. Самара, 2016
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к спецкурсу «Инженерная и компьютерная графика»
для 10 – 11 классов
Образовательная область «Инженерная и компьютерная графика» призвана познакомить учащихся 10 – 11 классов с основной программой инженерной графики в минимальном объеме и компьютерного моделирования «Компас – 3D LT», которая раскрывает очень большие возможности перед учениками, позволяет применить на практике полученные ранее знания, и отработать навыки построений чертежей в машинном виде; обеспечить подготовку учеников к дальнейшему обучению в других учебных заведениях и необходимую практику для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.Учебный курс 10 класса рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа занятий в 10 – 11 классе состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных курса. Эти курсы входят в образовательную область «Технология» и позволяют расширить область изучения предмета «Графика» до уровня профильной подготовки, так как дает возможность учащимся изучить и освоить темы, рассматриваемые в ССУЗах и ВТУЗах в рамках предмета «Инженерная графика» или «Начертательная геометрия».
Для осуществления учебных задач курса в календарно – тематическом планировании за 10 и 11 класс рассматриваются вопросы:
Решение проекционных задач ;
Проецирование плоских фигур;
Построение сопряжений;
Построение уклона и конусности;
Построение лекальных кривых;
Решение тренировочных задач с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT».
Решение задач разного уровня с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT»:
Построение аксонометрических проекций;
Построение проекций тел;
Выполнение трех проекций по аксонометрическим проекциям;
Пересечение геометрического тела плоскостью;
Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.
Целями обучения спецкурса «Компьютерная графика» в 10 – 11 классе являются:
Формирование у учащихся технико-технологической грамотности;
Графической культуры;
Развитие пространственного воображения;
Культуры труда и деловых межличностных отношений;
Приобретение умений в прикладной творческой деятельности.
«Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.
«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»
34 часа в год ( 1 час в неделю )
Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения проекционных задач и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».
Задачи:
познакомить с особенностями изучаемого курса;
побудить интерес к решению прикладных задач;
закрепить основы графической грамотности;
способствовать формированию пространственного воображения и мышления;
освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;
сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.
Основные знания и умения учащихся 10 класса:
уметь строить основные лекальные кривые с помощью чертежных инструментов;
освоить приемы работы с шаблонами лекал;
уметь решать простые проекционные задачи;
уметь строить аксонометрические проекции геометрических тел;
уметь строить линии пересечений геометрических фигур;
уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;
освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»
Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.
Построение лекальных кривых (3 часа)
принцип построения лекальных кривых;
построение математических кривых: синусоида и эллипс;
построение гармонических кривых: Архимедова спираль и эвольвента.
Решение проекционных задач (9 часов)
проецирование точки на чертеже;
проецирование отрезка прямой на чертеже;
проецирование плоскости на чертеже;
нахождение точки пересечения плоскости и прямой;
нахождение линии пересечения двух плоскостей;
определение действительной величины отрезка прямой линии, плоской фигуры.
Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел, усеченных плоскостью (4 часа)
построение плоскогранных геометрических тел;
построение тел вращения.
Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа)
взаимное пересечение двух цилиндров;
взаимное пересечение двух призм;
взаимное пересечение призмы м сферы;
взаимное пересечение цилиндра и тора.
Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов)
знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы;
работа с инструментальной панелью;
глобальные, локальные и клавиатурные привязки;
ввод размеров;
построение фасок и скруглений;
знакомство с трехмерным проектированием.
Тематический план
34 часа в год (1 час в неделю)
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Примеча-ние |
Кол-во часов |
1. Построение лекальных кривых (3 часа) |
||||
1. |
1. |
Принцип построения лекальных кривых |
1 |
|
2. |
2. |
Построение синусоиды и эллипса |
Сам.раб. |
1 |
3. |
3. |
Построение кривых: Архимедова спираль и эвольвента. |
Сам.раб. |
1 |
2.Решение проекционных задач (9 часов) |
||||
4. |
1. |
Проецирование точки на чертеже |
1 |
|
5. |
2. |
Проецирование отрезка прямой на чертеже |
Сам.раб. |
1 |
6. |
3. |
Проецирование плоскости на чертеже |
Сам.раб. |
1 |
7. |
4. |
Нахождение точки пересечения плоскости и прямой |
Сам.раб. |
1 |
8. |
5. |
Нахождение произвольного отрезка прямой на плоскости треугольника |
Сам.раб. |
1 |
9. |
6. |
Нахождение линии пересечения двух плоскостей |
Сам.раб. |
1 |
10. |
7. |
Определение действительной величины отрезка прямой линии |
Сам.раб. |
1 |
11. |
8. |
Определение действительной величины четырехугольника |
Сам.раб. |
1 |
12. |
9. |
Определение действительной величины треугольника |
Сам.раб. |
1 |
3. Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел, усеченных плоскостью (4 часа) |
||||
13. |
1. |
Выполнить чертеж усеченной призмы, найти действительную величину контура сечения. |
Сам.раб. |
1 |
14. |
2. |
Построить аксонометрическую проекцию призмы, усеченной плоскостью. |
Сам.раб. |
1 |
15. |
3. |
Выполнить чертеж усеченного цилиндра, найти действительную величину контура сечения. |
Сам.раб. |
1 |
16. |
4. |
Построить аксонометрическую проекцию цилиндра, усеченного плоскостью. |
Сам.раб. |
1 |
4.Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа) |
||||
17. |
1. |
Взаимное пресечение поверхностей двух цилиндров. |
Сам.раб. |
1 |
18. |
2. |
Взаимное пресечение поверхностей двух призм. |
Сам.раб. |
1 |
19. |
3. |
Взаимное пресечение поверхностей призмы и сферы. |
Сам.раб. |
1 |
20. |
4. |
Взаимное пресечение поверхностей цилиндра и тора. |
Сам.раб. |
1 |
5. Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов) |
||||
21. |
1. |
Знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы; |
1 |
|
22. |
2. |
Знакомство и работа с инструментальной панелью |
1 |
|
23. |
3. |
Глобальные и локальные привязки |
Сам.раб. |
1 |
24. |
4. |
Клавиатурные привязки |
Сам.раб. |
1 |
25. |
5. |
Ввод линейных размеров |
Сам.раб. |
1 |
26. |
6. |
Ввод радиальных размеров |
Сам.раб. |
1 |
27. |
7. |
Построение фасок |
1 |
|
28. |
8. |
Построение скруглений |
1 |
|
29-30. |
9-10. |
Построение плавных кривых |
Сам.раб. |
2 |
31. |
11. |
Знакомство с трехмерным проектированием. |
1 |
|
32. |
12. |
Построение во фронтальной плоскости тонкой квадратной пластины. |
Сам.раб. |
1 |
33. |
13. |
Построение модели коробки |
Сам.раб. |
1 |
34. |
14. |
Обобщающий урок |
1 |
|
ВСЕГО |
34 часа |
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-
-
комплект лекал;
угольники и линейка длиной не менее 30 см;
листы чертежной бумаги форматом А4 и А3;
карандаши для чертежных работ Т(Н), ТМ(ВН), М(В);
готовальня с циркулем;
карточки с заданиями по темам;
компьютерная программа «Компас – 3D LT»;
компьютерный класс.
-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.
Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.
С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.
«Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.
«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»
34 часа в год ( 1 час в неделю )
Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения задач ращзличной сложности и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».
Задачи:
познакомить с особенностями изучаемого курса;
побудить интерес к решению прикладных задач;
закрепить основы графической грамотности;
способствовать формированию пространственного воображения и мышления;
освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;
сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.
Основные знания и умения учащихся 11 класса:
уметь строить третью проекцию по двум имеющимся;
уметь строить аксонометрические проекции фигур по трем имеющимся;
уметь строить фигуры пересечений геометрических тел;
уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;
освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»
Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.
1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов)
создание группы геометрических тел;
сплайновые кривые и поверхности;
создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых;
создание 3-х модели по трем имеющимся проекциям (видам);
создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали
сечение 3-х мерной модели детали плоскостью
Совершенные технологии моделирования (9 часов)
-
параметризация в эскизе;
создание оболочки;
создание ребра жесткости;
зеркальное копирование объектов и деталей;
Использование массивов (10 часов)
создание тела вращения;
построение массивов элементов на теле вращения;
копирование элементов по сетке;
копирование элементов по концентрической сетке;
редактирование массивов;
создание детали с помощью команды «Операция по сечениям»;
создание детали с помощью команды «Кинематические операции»;
создание трехмерной модели детали;
построение детали «Молоток».
Тематический план
34 часа в год (1 час в неделю)
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Примеча-ние |
Кол-во часов |
1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов) |
||||
1. |
1. |
Повторение. Создание Группы геометрических тел |
1 |
|
2. |
2. |
Сплайновые кривые и поверхности |
Сам.раб. |
1 |
3. |
3. |
Создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых |
Сам.раб. |
1 |
4-5. |
4-5. |
Создание 3-х видов по двум имеющимся |
Сам.раб. |
2 |
6-7. |
6-7. |
Создание 3-х мерной детали по трем проекциям |
Сам.раб. |
2 |
8. |
8. |
Создание 3-х мерной детали по аксонометрической проекции |
Сам.раб. |
1 |
9. |
9. |
Создание 3-х модели по трем имеющимся видам |
Сам.раб. |
1 |
10. |
10. |
Добавление скруглений на 3-х мерной модели детали |
Сам.раб. |
1 |
11. |
11. |
Добавление фасок на 3-х мерной модели детали |
Сам.раб. |
1 |
12. |
12. |
Создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали |
Сам.раб. |
1 |
13-14. |
13-14. |
Сечение 3-х мерной модели детали плоскостью |
2 |
|
15. |
15. |
Основы редактирования модели |
Сам.раб. |
1 |
2.Совершенные технологии моделирования (9 часов) |
||||
16. |
1. |
Построение гибкой модели «Корпус» |
Сам.раб. |
1 |
17. |
2. |
Параметризация в эскизе |
1 |
|
18. |
3. |
Создание оболочки |
1 |
|
19. |
4. |
Построение ребра жесткости |
Сам.раб. |
1 |
20. |
5. |
Зеркальное копирование объектов |
1 |
|
21. |
6. |
Проверка модели и редактирование |
Сам.раб. |
1 |
22. |
7. |
Зеркальное копирование детали |
1 |
|
23-24. |
8-9. |
Редактирование с использованием Указателя окончания построения. |
Сам.раб. |
2 |
24. |
9. |
Построение модели |
Сам.раб. |
|
3.Использование массивов (10 часов) |
||||
25. |
1. |
Создание тела вращения |
Сам.раб. |
1 |
26. |
2. |
Построение массивов элементов на теле вращения |
1 |
|
27. |
3. |
Копирование элементов по сетке |
1 |
|
28. |
4. |
Редактирование массивов |
Сам.раб. |
1 |
29. |
5. |
Создание детали с помощью команды «Операция по сечениям» |
||
30. |
6. |
Создание детали с помощью команды «Кинематические операции» |
1 |
|
31. |
7. |
Создание трехмерной модели детали |
Сам.раб. |
1 |
32-33. |
8-9. |
Построение детали «Молоток» |
Сам.раб. |
2 |
34. |
10. |
Обобщающий урок |
1 |
|
ВСЕГО |
34 часа |
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-
-
карточки с заданиями по темам;
компьютерная программа «Компас – 3D LT»;
компьютерный класс.
-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.
Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.
С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.
Автор: учитель технологии Павкина Г.Г.