12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна796
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш
4

Роль информационно-библиотечного центра в развитии информационных компетенций обучающихся

Роль информационно-библиотечного центра в развитии информационных компетенций обучающихся


Заместитель директора

по УВР МОУ Аргаяшской

СОШ №2 Обухова Е.В.


XXI век - век информации. Современный человек должен обладать информационной грамотностью, т.е. не только получать информацию, но и уметь ее оценить, применить, сделать ее полезной для себя и для окружающих

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Значительную роль в формировании и развитии таких компетенций у младших школьников может и должен играть школьный инфомационно-библиотечный центр, во главе которого стоит педагог-библиотекарь, ведущей функцией которого является формирование у обучающихся навыков культуры чтения, информационной культуры. К этим функциям относится:

- сознательное и заинтересованное отношение к чтению, знание правил обращения с книгой и гигиены чтения;

- владение навыками самостоятельного выбора книг;

- обучения школьников умению находить и получать информацию из различных носителей;

-знакомство с видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.

Основными направлениями информационно-библиотечного центра должны стать:

-информационно-библиографическое обеспечение образовательного процесса;

-развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению;

-популяризация престижности имиджа читающего человека;

-развитие активизации интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

- развитие у обучающихся ИКТ-компетенций для получения новых знаний;

- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Педагог-библиотекарь имея дело с одним и тем же читателем на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника, должен научить ребенка самостоятельно добывать информацию, отыскивать основное в прочитанном, осмысливать его, в случае необходимости формулировать и обосновывать свои мысли, защищать их. Развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы и методы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки, практическая работа, творческие задания, игровые формы, метод проектов, метод создания ситуации творческого поиска, самостоятельная работа с информационными ресурсами и др.

   Общее руководство деятельностью информационно-библиотечного центра осуществляет директор школы, функциями которого являются утверждение нормативных и технологических документов, планов и отчетов о работе. Директор несет ответственность за все стороны деятельности центра и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда. Координирует работу проекта развития центра по всем уровням.

Информационно-библиотечный центр не может реализовывать свои задачи без тесной связи с педагогами, методическими объединениями учителей-предметников. Для педагогов появятся более широкие возможности в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Центр должен помочь учителю организовать работу по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для его педагогической деятельности.

Очень удобно совместно с обучающимися организовывать работу в рамках проектов, руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки.

Успешная организация учебно-воспитательного процесса в школе складывается из многих факторов. Одним из них является организация информационно-библиотечного центра, который должен стать, основным звеном в формировании информационной компетенции как учителей, так и обучающихся.


Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.