12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Харламова Марина Николаевна18
0

Статья «Роль ИЗО в развитии познавательных процессов обучающихся через нетрадиционные техники рисования»

Роль изобразительного искусства в развитии познавательных процессов обучающихся через нетрадиционные техники рисования.

 

Харламова Марина Николаевна, учитель школы № 342, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района г. Санкт-Петербурга

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. На занятиях происходит формирование эстетических качеств личности, а также развитие познавательных процессов через творческие способности. Иногда дети спрашивают: «А зачем мне изобразительное искусство? Я ведь не хочу быть художником!», или: «Я не умею рисовать, мне это в жизни не пригодится!». Данная педагогическая проблема решается посредством эффективного и грамотного выстроенного учебного процесса. Необходимо, чтобы каждый ребенок получил индивидуальное внимание. Главная цель – вселить в ребенка уверенность в свои силы и способности.

Так зачем же нужно изобразительное искусство? Изобразительная деятельность влияет на развитие всех познавательных процессов — это ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, интеллект, речь. Так, исследователь детской психологии Волкова А.А.утверждает: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [1].

Благодаря рисункам можно понять внутренний мир человека. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования.

Остановимся подробнее на некоторых вышеперечисленных познавательных процессах, которые затрагиваются на занятиях изобразительного искусства.

В первую очередь, изобразительное искусство влияет на развитие интеллекта. В раннем возрасте мышление у детей образное, создание множества образов, изменять их, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями – отличная тренировка ума. В дальнейшем, образное мышление оказывает влияние на развитие активной мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей, а также на логическое мышление. Например, часто бывает, что у ребенка имеющего хорошую технику рисования бедные по замыслу рисунки. Поэтому если не развивать мышление, то и в будущем страдает креативность.

Во-вторых, изобразительное искусство влияет на фантазию и воображение, а именно развивает способность мысленно представлять зрительные картины. Фантазия позволяет изобретать и создавать смелые, принципиально новые работы. В рисовании, перед тем как приступить к работе, нужно детально продумать образы.

В-третьих, изобразительное искусство влияет на развитие восприятия. Рисование стимулирует изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект. К примеру, чтобы нарисовать какое-нибудь животное необходимо неоднократно рассматривать его, изучать манеру движения, его характерные повадки и т.д.

Влиянии изобразительного искусства на развитие речи. В большей степени развитие этого познавательного процесса относится к детям младшего возраста. Исследователи детского творчества утверждают, что рисование со взрослыми более интенсивно помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. Проговаривание или комментирование во время работы детский рисунок становится живой картинкой. Наводящие вопросы, рассказ о сюжете, героях помогают найти повод пообщаться и обогатить речь.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Поэтому так важно не преуменьшать значение изобразительного искусства и всеми способами оказывать полноценное развитие детей. Так, Лернера И.Я. утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Возвращаясь к детскому вопросу: «Для чего нужно рисование?» Очевидно, причиной является неудовлетворение и разочарование от собственного результата. Дети очень огорчаются, когда рисунок получается неправильным, и не соответствует замыслу. Как в таком случае помочь детям выработать любовь к рисованию?

Исследователи и педагоги художественного творчества пришли к практике использования на занятиях нетрадиционных техник рисования, которые помогают справиться с чувством неуверенности и раскрепоститься во время творческой деятельности.

Вот некоторые из них:

рисование пальцами по бумаге;

рисование ватными палочками;

набрызг зубной щеткой;

оттиск мятой бумагой;

оттиск на бумаге другими формами;

роспись ткани;

рисование по стеклу.

Остановимся на них подробнее.

Рисование по стеклу представляет собой роспись стекла различных форм и назначения (например: вазы, креманки, тарелки, стеклянные картины, декорирование зеркал и пр.). Изделия расписывают специальными акриловыми красками. Необходимые материалы для работы в данной технике: краски, круглые кисти, стекло.

Роспись ткани (батик). Данная техника интересна обучающимся, т.к. это увлекательное занятие. Для выполнения росписи ткань натягивают на специально подготовленную раму или более доступный способ – натягивание ткани на пяльцы (ткань хлопчатобумажная или шелковая). Используемые материалы: ткань, рама для натягивания ткани, акриловые краски по ткани.

Оттиск на бумаге разными формами. Для выполнения оттиска применяют разрезанные пополам фрукты: яблоко, груша. Также можно использовать разрезанные овощи (картофель, морковь), из них вырезаются фигуры (сердечко, листик, круг и т.д.) и нанося печать на бумагу. Эти элементы образуют интересные композиции при выполнении орнамента или художественного оформления ткани. Материалы: тонкий пропитанный гуашью поролон, бумага, формы для оттиска.

Оттиск смятой бумагой. Способ изображения: прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, затем нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется пропитанный гуашью поролон с нужным цветом и смятой бумагой. Оттиск мятой бумагой применяется для изображения фактурного фона. Материалы: тонкий пропитанный гуашью поролон, бумага.

Набрызг зубной щеткой или кистью. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть или зубную щетку и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой, краска, таким образом, разбрызгивается в нужных местах на рисунок. Появляется интересный эффект снега, дождя, песка, космических дорожек и т. д. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона.

Рисование ватными палочками. Ватная палочка окунается в воду, затем в краску и далее наносится на бумагу. При различных способах нанесения получаются разные эффекты. Материалы: бумага, гуашь, ватные палочки.

Кляксография. Один из способов получения кляксы следующий: на бумагу кистью капнуть каплю туши и раздуть её с помощью коктейльной трубочки (соломки). Из сделанных клякс получаются разные образы. Кляксу нужно доработать, в итоге, получаются фантастические образы. Материалы: тушь, кисти, бумага.

Оттиск листьев деревьев. Способ получения изображения: лист дерева живописно раскрасить гуашью, затем приложить его окрашенной стороной к бумаге и надавить на него ладонью для получения оттиска. Из листьев разных пород и размеров получаются всевозможные пестрые композиции. Материалы: бумага, гуашь, листья деревьев разных пород, кисти.

Монотипия. Принцип работы – изобразить на стекле или пластике рисунок гуашью. На готовую работу еще сырую, сверху положить лист белой бумаги и разгладить ладонью, снять лист. Можно сделать только один оттиск. Материалы: бумага, гуашь, прозрачный пластик или стекло.

Живопись по мокрой бумаге. Выполнить композицию на бумаге, увлажнить бумагу и исполнить рисунок акварелью. Рисунки получаются яркими и живописными. Материалы: бумага, акварель.

Лепка из полимерной глины+акварель. Вылепить из глины некоторые элементы композиции, приклеить их на лист с рисунком, всю композицию выполнить в цвете. Материалы: картон, полимерная глина или соленое тесто, краски, клей.

Следует отметить, что после проведения цикла занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, у обучающихся выявлен устойчивый интерес к работе. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели в конце учебного года выше, чем в начале. Улучшается уровень увлеченности и способности к цветовосприятию и цветопроизводству. Нетрадиционные техники рисования на занятиях изобразительного искусства помогают развить познавательные процессы обучающихся: творческое мышление, инициативность, воображение, фантазию, изобретательность, предприимчивость, а также раскрыть новые ресурсы возможностей, творческий потенциал – самовыразиться.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть важность закрепления у ребенка сознания уверенности в том, что он сумеет все. Через воплощение своего замысла начал ощущать роль и значение искусства, единство искусства и жизни. Главная задача педагога пробудить в каждом ребенке уверенность в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Литература:

1. Алекинова О.В. Формирование творческих способностей у детей / http://doshkolnik.ru/pedagogika/6254-tvorchestvo-sposobnosti.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.