Что такое классическая музыка? Та которая мировой музыкальной культурой(элитой) признана лучшей, способной влиять не только на общее самочувствие человека, но и на его нравственно-эстетические качества.
В каких видах деятельности мы можем использовать классическую музыку? Вообще у нас на музыкальных занятиях мы используем такие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах. Во всех этих видах деятельности мы можем использовать классическую музыку и влиять на воспитание детей. Чтобы с помощью музыки влиять на воспитание ребёнка необходимо соблюдать следующие принципы.
Музыкальный репертуар должен отвечать основным принципам высокой художественности и доступности детям – и включает в себя произведения разных стилей и эпох: И.С. Баха, В.А.Моцарта, А.В.Вивальди, Й.Гайдна, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева и др. Знакомить детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями очень важно – это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает к её ценностям.
Дети получают представление о музыке и ярких фрагментах биографий ряда композиторов-классиков, о старинных музыкальных инструментах (клавесин, лютня, орган).
Музыкальный репертуар сгруппирован по темам «от простого к сложному».
Также музыкальный руководитель должен решать одну из важнейших музыкальных задач музыкального образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и зрителя.
Репертуар организован по темам, доступным и интересным детям дошкольного возраста. Это темы, связанные с временами года и соответствующими им праздниками, игры и игрушки, животные, семья и другое. В программе для младших дошкольников (4-го и 5-го годов жизни) темы более просты и доступны их восприятию: «Моя семья и я сам», «Кто с нами рядом живёт?», «Любимые игрушки мальчиков и девочек», и др.
Возросшие возможности старших дошкольников позволили включить в программы более сложные темы: «Милосердие», «Сказка в музыке», « Шутка в музыке» и др., для 7-го года жизни «Музыкальные портреты», «Музыкальные пейзажи», «Музыка наших чувств» и др.
Дети 4-го года жизни эмоционально откликаются на музыку, слышат её общее настроение, тембровые, темповые, динамические особенности. На 5-м году слышат более количество выразительных средств музыки, наиболее музыкальные – ориентируются на мелодию и интонацию. С этим связаны задачи, которые решает педагог в работе с младшими дошкольниками: определение характера музыки, её настроение с опорой на те выразительные средства музыки, которые ребёнок этого возраста способен воспринять.
Для 4-го и 5-го годов жизни различны по масштабам и сложности музыкальных образов: детям предлагаются и крупные оркестровые сочинения (например, первые части концертов «Зима» и «Весна» А.Вивальди из цикла «Времена года», «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта(1 часть), «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского и др.), и интонационно яркие программные миниатюры («Кукольный кэк-уок» К.Дебюсси). В соответствии с этим различны и методы преподнесения детям музыкального материала: прослушивание крупных полотен, в отличии от миниатюр, не предполагает детального анализа – здесь важно, чтобы ребёнок услышал красоту музыки, испытал радость от встречи с ней.
На 5-м году жизни ребёнка мы обращаем внимание на мелодию прослушиваемых произведений. Также знакомим их со звучанием некоторых музыкальных инструментов: скрипки, клавесина. В конце года предлагаем детям произведение, эталонное с точки зрения ознакомления с инструментами симфонического оркестра: симфоническую сказку С.Прокофьев «Петя и волк».
Возросшие возможности детей старшей группы позволяют педагогу не только продвигаться в прежнем направлении: развивать музыкальное восприятие-мышление детей – эмоциональную отзывчивость на музыку и умение услышать в ней то или иное содержание, - но и наметить новое направление работы. Мы имеем в виду передачу детям необходимого объёма теоретических сведений о музыке, который позволит лучше и глубже понять её. Так, детям даётся представление о жанре – ключевом понятии как музыкального, так и любого другого искусства. Знакомство с жанрами начинается с «трёх китов» (по Д.Б.Кабалевскому): марша, песни, танца.